III. Изучение новой темы




Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

(Параграф 14, учебник Вигасина)

 

Город Вавилон становится главным в Двуречье.

- Города Двуречья воевали между собой.

- Вавилон победил и объединил все Двуречье.

- Вавилон – в центре Двуречья, на реке Евфрат.(стр. 67)

- Самый могущественный царь – Хаммурапи (1792 – 1750 г. до н.э.)

 

Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов.

- Археологи нашли столб из черного камня (стр. 67):

- Вверху – на троне бог в короне, перед ним – царь.

- Бог Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми.

- Шамаш – небесный владыка, Хаммурапи – земной.

- Нижняя часть – клинопись – законы Хаммурапи.

 

Царские законы

- По этим правилам судьи разбирали споры между людьми.

- Царь угрожал будущим правителям, если они изменят законы.

- Царские законы – воля богов.

- Обвиняемого погружали в реку, если тонул – значит бог воды забрал как виновного.

- Если выплывал – значит не виновен.

 

Законы о рабах

- Перед законом не все равны.

- Рабам отрезали в наказание уши.

- Рабов покупали и продавали.

- За смерть раба виновный платил хозяину его цену.

 

Из законов Хаммурапи (стр. 68)

 

Законы о богачах и бедняках

- Бедняку не хватало урожая, чтобы заплатить налоги.

- Брал зерно в долг у богача.

- За 5 мешков через год возвращал 6.

- Ростовщики – люди, которые давали имущество в долг («в рост»).

- Бедняки за долги отдавали в рабство детей или жену.

- Закон Хаммурапи повелевал, что рабом за долги можно быть 3 года.

- Раба – должника нельзя было убить и продать.

- Боги установили порядок: есть свободные, а есть рабы, есть нищие и богатые.

Слайд 1. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Слайд 2. Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, де­лать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.

КАРТОЧКА № 14 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различ­ного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни: - Какие природные явления происходили с реками в этих странах? - Как называются эти реки? - Почему говорят, что обе эти реки давали возможность зани­маться земледелием? - Какие еще занятия существовали у жителей этих стран? - Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.  

2. Пересказ домашнего параграфа.

Примерный ответ учащегося по карточке.

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иерогли­фами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

3.Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего го­рода Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяи­ном и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на за­нятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю наряд­ную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 14 и отзыв на него одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1.Вавилон - главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1.Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте. Слайд 3.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его ули­цы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячи­ми садами, которые считались одним из семи чудес света; в цен­тре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи Слайд 4. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

2. Работа с историческим документом. Слайд 5.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный жи­тель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вслед­ствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произой­дет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хо­зяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою рабо­ту непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) пла­ту... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, куз­неца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому при­казано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 59-63.

3. Беседа по вопросам к документу.

- На какие группы делилось население Вавилонского царст­ва? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

- Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

- Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

- Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

- Если человек не имеет средств к существованию, как он мо­жет выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

- Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

- Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)

- С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Слайд 6 – 7.

IV. Закрепление изученного материала - Кроссворд

- Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого госу­дарства.)

- Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жи­тели Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им раз­решал поступать закон в той или иной ситуации.)

V. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая су­ществует до сих пор.

Слайд 8. Домашнее задание: прочитать § 14, В.3.4(у), Доп.задание – предложить ситуацию на основе понравившегося закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: