МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Псковский государственный университет»
Факультет менеджмента
Кафедра государственного и муниципального управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политическая конфликтология и управление»
На тему: «Причины угрозы фашизма в современной России и других странах»
Студент 3 курса
Группа 1013-04С _____________________ Н.С.Архипова
Преподаватель _____________________ Н.Н. Габдулова
ПСКОВ
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Источник зарождения фашизма…………………………….……………….…4
2.Причины зарождения фашизма……………………………………………...…7
3.Фашизм в других странах……………………………………………………...10
4.Современный фашизм……………………………………………………..…. 14
Заключение…………………………………………………...…………………..16Список использованной литературы…………………………...……………….17
Введение
Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа. (Б. Муссолини)
В качестве эпиграфа к моей работе я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием.
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо.
|
Прежде всего, давайте ответим на вопрос что такое фашизм?
Термин «фашизм» (от итальянского fascio – фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».
Однако понятие «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества».
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
1. Истоки зарождения фашизма
Социальной базой фашистских движений является прежде всего мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Эта австромарксистская теория была в свое время широко распространена. К ней часто обращаются и современные буржуазные ученые. Однако на самом деле мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть. Мелкобуржуазное происхождение многих фашистских вождей (Муссолини - сын кузнеца, Гитлер - сын сапожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличие выходцев из этой среды на важных постах в механизме фашистской диктатуры никак не меняет ее сущности. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий. Г. М. Димитров говорил на VII конгрессе Коминтерна: «До установления фашистской диктатуры буржуазные правительства обычно проходят через ряд подготовительных этапов и осуществляют ряд реакционных мероприятий, помогающих непосредственному приходу фашизма к власти».
|
Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание буржуазно-демократических прав и свобод; преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений ("Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т. д.). В условиях общего кризиса капитализма, а особенно на современном его этапе, элементы фашизации той либо иной степени имеют место во всех буржуазных странах, достигших стадии государственно-монополистического капитализма.
|
Фашизм как особого рода буржуазный политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.
Фашизм не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей.
Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.
Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью «национального социализма». Фашизм теоретически «обосновывает» отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает «сотрудничество труда и капитала», при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как «капитан индустрии», руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию». Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. Так, в муссолиниевской Хартии труда (апрель 1927 г.) говорилось: «Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства действия которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве». На самом деле в условиях фашистского «морально-политического единства» возрождается на империалистической основе кастовая система, при которой псе граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.
Именно социальная демагогия и прежде всего проповедь «национального социализма» отличают фашизм от иных авторитарных режимов, при которых также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами.
В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты буржуазной демократии. «Там, где обычные формы подавления трудящихся не срабатывают, империализм насаждает и поддерживает тиранические режимы для прямой военной расправы с прогрессивными силами»''.
Причины возникновения фашизма
Каждый, на свой взгляд, обращал внимание на ту или иную грань этого парадоксального феномена. Но все практически обращали внимание на такие сущностные стороны, как расизм, ксенофобия, культ героя и смерти, нетерпимость к инаковым (и по рождению, и по мышлению), милитаристский шовинизм и т. д. Думается, выбирая причины появления и бытования современного фашизма в России, следует обратиться, прежде всего, к психологическим причинам, определяющим внутреннюю жизнь современного человека. Это механизмы заражения, подражания и моды.
Что касается моды, то механизмы ее влияния на мировоззрение и поведение недостаточно изучены. Мода на фашизм, точнее — на фашистов была еще в советское время. Она появилась еще в 70-е годы, после появления телесериала «Семнадцать мгновений весны». Штандартфюрер Штирлиц стал образцом для поведения некоторых молодых людей. Умный, подтянутый, хладнокровный, облаченный в черный мундир, стал героем для подражания подростков. Они увидели в нем человека волевого, который наведет порядок, которого уже так не хватало детям невоевавших отцов. В то же время отмечались случаи, когда школьники играли (а это было в Белоруссии — многострадальной республике, где был убит немцами каждый четвертый житель) в фашистов и партизан. Первые мучали вторых. Нельзя утверждать, что это были массовые случаи, но они имели место. Проводилась так же демонстрация (немногочисленная, где-то 20 человек) в Москве в честь рождения Гитлера 20 апреля.
По размышлению видится и вторая, гносеологическая причина распространения фашизма в наше время — архетипическая, связанная с глубинными основами личности. В современной жизни срабатывают (хотим мы или не хотим) архетипы подсознания, которые оказывают невидимое влияние на поведение людей. Прежде всего, такой архетип, как «они» и «мы». Они — это плохие люди, враги, мы — хорошие. Все, кто не наши, подлежат отторжению, если не уничтожению. Надо полагать, в этом лежат инфернальные корни фашизма как явления, воспроизводимого в настоящее время. Фашизм в известной степени дает выход накопившейся злобы, агрессии у определенной категории молодежи. Как известно, агрессия — имманентное качество личности. Оно микшируется, погашается, нейтрализуется воспитанием, образованием, школой, семьей, окружающей средой. Но было бы наивно думать, что все молодые люди проходят эту школу оккультивирования. Определенная часть — наоборот, ученики «школа злословия» если не преступления. Кроме того, надо куда-то выпустить адреналин.
Человек, чтобы ни говорили, — существо общественное. Он стремится войти в группу, банду, если она носит криминальный характер. Ряд молодежных банд носит идеологическую, нацистскую окраску. Подростки на бессознательном уровне порой убивают бомжей — «нелюдей», по их мнению, не имеющих права на жизнь. А они, как судьи, решают, выносят свой вердикт: кому жить, а кому нет. По существу, они реализуют идеи евгеники, которые проповедовали вожди гитлеровского рейха. Главари неонацистских объединений в России — это, как правило, волевые, харизматические личности, знающие что им делать и куда вести свою паству. Хорошие от природы психологи, они владеют приемами внушения. Как тут не вспомнить слова поэта: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
В советское время 30% населения было внушаемо, считалось конформистами. В современной России количество внушаемых значительно возросло. Одна из причин — Интернет-зависимость, зависимость от сетей, в которых распространяется идеология фашизма. Самый «эффективный» путь привязки апологетов фашизма к преступным структурам — привлечение их к убийству инаковых, других по цвету кожи и мироощущению.
Третья причина воспроизводства фашизма — социальная. А именно: имущественное, социальное расслоение российского общества. Нас не может успокоить тот факт, что это общемировая тенденция: «бедные — беднеют, богатые — богатеют». В наши дни выявилась такая категория населения, как «новые бедные». 40% населения России испытывает «самоощущение бедности». К новым бедным относят людей из числа работающих, которым хватает на хлеб, на молоко, на макароны, иногда на докторскую колбасу. Но для них закрыт заграничный туризм, отдых, высокие стандарты потребления. Если взять децильное соотношение доходов населения (10% богатых и 10% бедных), то оно было таким. В СССР — 1:4, в США — 1:6, в латиноамериканских странах — 1:12. В 90-е годы в России был такой коэффициент — 1:34, в настоящее время, по официальным данным 1:17. В Москве, как утверждают независимые статисты, 1:64. Это не удивительно, в столице «крутится» 85% всех денег страны. Естественно, что такая вопиющая разница порождает протестные явления, которые могут и принимают форму неонацистских объединений.
Четвертая причина — оккультная, мистическая, мифологическая. Установить оккультные корни современного фашизма — дело непростое. Очевидно то, что и здесь срабатывают механизмы тоски по сильной личности, которая наведет порядок в этом бедламе. И это неизбывная потребность в сверхчеловеке воскрешает постулаты исторического фашизма (нацизма), а именно: культ героизма и культ смерти.
В заключение два замечания. Первое. Приведенные причины возрождения фашизма взаимопереплетаются, накладываются друг на друга, взаимодействуют, эволюционируют. И порой трудно сказать. Что первично, что вторично. Второе. Современный фашизм мимикрирует, маскируется под другие формы проявления протеста, принимающие личину молодежных субкультур. Скажем, этнодиктаторские режимы бывших союзных республик подменяют естественное стремление этнических русских сорганизоваться, заявить свои права на территорию и нормальные жизненные условия надуманными ярлыками и приписывают им экстремизм, «русский фашизм». Хотя, как показывает история России, каких-либо значимых проявлений так называемого русского фашизма не было на территории страны. Вместе с тем, мы знаем, что среди русских эмигрантов, проживающих в Европе, накануне Второй мировой воны были созданы фашистские организации, инспирированные германским фашизмом. Наоборот, русский народ консолидировал нерусские народы и сломал хребет гитлеровскому фашизму.
Вот по мере того как этнократический режим Назарбаева использовав завесу дружбы с великим русским народом и с молчаливого согласия Б.Н.Ельцина жестокими репрессиями вначале 90-х годов расправился с русским казачеством северных областей Казахстана, требовавшим культурно-национальную автономию. Видимо, по этой причине, чтобы застолбить суверенитет казахского народа на северные земли, он перенес свою столицу из Алма-Аты в Астану.
Таким образом, налицо объективные и субъективные факторы воспроизводства и бытования фашистских тенденций в современной России. И это надо учитывать при проведении внутренней политики властвующей элитой.
Фашизм в других странах
Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.
В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.
Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциация помощи трону» - государственную организацию, финансируемую правительством и им же руководимую.
Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли «ассоциацию улицы», поселка и т.д.
Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой.
На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.
Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.
Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особы спискам, составленным правительством.
Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:
а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;
б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).
Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.
Тут следует сказать, что модель сильного режима, фашистского или полуфашистского, была в большой моде в Европе между двумя войнами. И в Восточной Европе в частности. До 1939 г., более того, уже до 1933 г. (даты прихода Гитлера к власти в Германии) многие страны этой части Европы уже находились под властью режимов откровенно фашистских, полуфашистских или же авторитарных, постепенно эволюционирующих к фашизму. Европа была населена диктаторами. Широкому читателю известно, что был Муссолини в Италии, Салазар в Португалии, Франко в Испании, расистский режим маршала Пэтэна во Франции, Гитлер в Германии, но также были, не забывайте, Пилсудский — маленький Сталин в Польше, Вольдемарас в Литве, Карлис Ульманис в Латвии, Корнелиус Кордеану (и позже маршал Антонеску) в Румынии, маршал Маннергейм в Финляндии, адмирал Хорти (тоже регент) в Венгрии, Анте Павелич в Хорватии, монсеньор Тисо в Словакии... В Болгарии фашистским лидером стал сам царь Борис III.
В декабре 1934 г. шестнадцать европейских стран были представлены на интернациональном конгрессе фашистских партий, созванном Муссолини в Монтро. Дуче, глава первого фашистского государства (1922 г.), мечтал о фашистском интернационале и тотчас после своего прихода к власти стал перевооружать секретно Германию, Болгарию и страны, появившиеся на свет в результате распада Австро-Венгерской империи (неразумно и впопыхах выкроенные в живом мясе Европы Ллойд Джорджем и Клемансо). Дуче снабжал оружием Венгрию адмирала Хорти и Австрию (основным получателем была крайне правая организация "Хэймверен", но не только она). Не ограничиваясь экспортом оружия и фашизма, дуче инструктировал и на месте. С 1926 г. венгерские солдаты проходили военную подготовку непосредственно в Италии.
В Румынии в 1931 г. Корнелиус Кордеану создал Фашистскую Железную Гвардию.
В 1939 г. создано было словацкое фашистское государство, участвовавшее на стороне Гитлера в войне против Польши и через два года — против СССР. В 1940 г. Венгрия официально присоединилась к Тройственному пакту (германо-итало-японскому). Болгария, возглавляемая династией немецкого происхождения, воевала на стороне Германии уже в первой мировой войне. В 1919—1923 гг. видим в Болгарии диктатуру Стамболийского. В 1935 г. сам царь Борис III устанавливает свою диктатуру, как будто ему мало того, что он царь. В 1941 г. Болгария подписывает официальный пакт с Германией. Фашистское государство Хорватия создано в том же году. В 1940 г. маршал Антонеску становится диктатором ("кондукатором") Румынии. В 1941 г. Румыния — союзник Германии...
Даже позитивные персонажи той эпохи не избежали влияния фашизма. В 1934 г. австрийский канцлер Дольфус (убитый прогерманскими нацистами несколько месяцев спустя) провозгласил установление однопартийного режима "фашистской модели" (!) и, прибегнув к насилию, уничтожил социалистическую оппозицию в Вене. Югославский король Александр (убитый в 1934 г. усташами Анте Павелича) сегодня выглядит как жертва фашизма, но, однако, он отменил в 1929 г. конституцию своей страны и правил единолично.
А Чехословакия? Она отдала себя Германии в 1938 и 1939 гг. (точно так же, как позднее, в 1948 и 1968 гг.) без единого выстрела. Несмотря на то что обладала в 1938 г. хорошо вооруженной современной армией, а вермахт еще не был победоносным вермахтом. Осуждать Чехословакию за это невозможно. За слепленное из кусков государство солдату не очень хочется отдавать жизнь. Три с половиной миллиона судетских немцев открыли Гитлеру ворота сами. Они приветствовали Гитлера точно так же, как 97% жителей Австрии.
Когда в июне 1941 г. 5,5-миллионная армия Гитлера вторглась на территорию СССР, в ее составе насчитывалось 900 тыс. солдат союзных стран. Впоследствии их количество увеличилось. Итальянцы дуче, испанская дивизия, французские и голландские части. Да, но Восточная "невинная" Европа была куда более широко представлена, чем Западная: румынские, венгерские, финские, словацкие дивизии. Чешские и австрийские немцы воевали в составе вермахта. И если польских дивизий не было в составе "Великой Армии" Гитлера, это лишь случайность истории — последствие неумеренного аппетита усатого националиста и "социалиста" Пилсудского. Поляки ведь с удовольствием участвовали в походе Наполеона на Россию. Как и Гитлер, Наполеон пришел в Россию с солдатами всей Европы.
Современный фашизм
«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках. К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!» В 1977 г. стиль «скинхэдов» проник в США и эта организация, по сути, пришла на смену ку-клукс-клану. Сначала появились негритянские, латиноамериканские, еврейские «бритоголовые», многие из которых мирно соседствовали друг с другом. Это было похожим на национальные объединения в определенные общины. Это братство дало трещину в 1986 г., когда в США попала пластинка группы «Скрюдрайвер» (SCREWDRIVER), пропагандирующей превосходство белой расы. На сегодняшний день «бритоголовое братство», в своей общей массе, представляют футбольные, реже хоккейные, фанаты. С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках (некое подобие портупеи), армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”). Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания: Очистим землю от цветных свиней! WorldWide White Power! Россия – для русских! Москва – для москвичей! Каждому нигеру – веревку на шею! Чурки – вон из России! Adolph Hitler. Mein Kampf. Let’s make Russia more clear. У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен. Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах. В последнее время в среде учеников Канта, Ницше, и Геббельса появились новые веяния. В рассуждениях о чистоте нации речь теперь идет обо всем белом населении земли, т.е. движение «скинхэдс» приобретает мировые масштабы.
Заключение
Фашизм — определение с разбегающимися смыслами, разноликий феномен нашей общественной жизни. Это как, образно говоря, «человек с тысячью лиц»: он и гомо советикус, и гомо разумный, и одномерный, и человек играющий и т. д. Классическое определение, которое дал немецкому фашизму Георгий Димитров, трансформируется, отражает изменившиеся реалии второй половины XX — начала XXI вв. Существует 18 определений фашизма. Свой вклад в эту проблему внесли как ученые РАН, так и писатели Умберто Эко, Борис Стругацкий и др.
Раскрывая тему «Фашизма» можно сделать следующий вывод: фашизм у власти – открыта террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия, против неугодных режиму. Открыто проповедуются идеи: расизма, шовинизма, командные методы регулирования экономики. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя. Фашизм имеет свои истоки «примеры для подражания» в далеком прошлом. Элементы фашизма мы видим в истории Римской Империи, Османской Империи, во времена Наполеона.
Большая проблема – это расизм. Основы которого составляют положение о физической и психологической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, об разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержки шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.
Список используемой литературы
1. Галкин, А. А. Германский фашизм / А.А. Галкин. - Л.: Наука, 2013. - 400 c.
2. Ленель-Лавастин, А. Забытый фашизм. Ионеско, Элиаде, Чоран / А. Ленель-Лавастин. - М.: Университетская книга, 2012. - 528 c.
3. Устрялов, Николай Италия - колыбель фашизма / Николай Устрялов. - М.: Эксмо, 2012. - 240 c.
4. Источник интернет polit-mir.ru/chetyre-prichiny-poyavleniya-sovremennogo-fashizma-8708.html (Автор Анатолий Акимович Королев — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета. Выступление на научно-экспертной сессии «Современный фашизм: новые облики и проявления» (26 апреля 2017 г., Москва).