Прогрессивный диспенсационализм и новое ковенантное богословие




Ковенантное богословие и диспесационализм

Mykola Leliovskyi https://theologyua.blogspot.ru/2013/02/blog-post_8.html

Задача этого постинга – дать краткое определение двум самым популярным богословским системам Протестантизма: ковенантному богословию (также называемому богословием заветов) и диспенсационализму, а также сделать краткий обзор истории и ключевых аспектов каждого из богословских направлений.

Начнем с ковенантного богословия (далее КБ). Само название богословской системы происходит от английского слова covenant (что в переводе значит «завет» или «договор», отсюда альтернативное название – богословие заветов), которое, в свою очередь, произошло от лат. convenire («собираться», «соглашаться»).[1]

Можно дать следующее определение КБ: богословская система, которая рассматривает взаимоотношения Бога с человеком через призму трех заветов – завета любви [искуления], завета дел, и завета благодати.[2] Стоит отметить, что под термином «завет» в данном случае подразумевается не одна из частей Св. Писания (то есть Ветхий или Новый Завет) и не тот или иной библейский завет (например, с Авраамом или с израильским народом), но богословский завет.

Для того чтобы понять, какой именно смысл вкладывается в понятие богословского завета, рассмотрим каждый из трех заветов КБ. Завет любви (также называемый заветом искупления) – завет, «заключенный прежде создания мира Триединым Богом, в котором Отец делегировал Сына, который согласился обеспечить мир спасением, посредством Своей искупительной смерти».[3] Завет дел – завет, который Бог заключил с Адамом до грехопадения, согласно которого Адаму была обещана вечная жизнь за послушание во время испытательного срока и смерть в случае непослушания; если бы он был послушным – он был бы утвержден в праведности, а все преимущества распространились бы на его потомков. Адам, наоборот, согрешил, что привело к тому, что все его потомки рождены в грехе и находятся под его властью.[4] Завет благодати – ввиду грехопадения Адама, Бог заключил с ним (как с представителем человеческой расы) другой завет, согласно которому Бог по Своей великой милости обещал вечную жизнь всем, кто уверует в Иисуса Христа, по сути избранным.[5]

Говоря об истории КБ, Пол Еннс отмечает:

Ковенантное богословие было следствием Реформаторской мысли, выраженной в частности в трудах Цвингли, Буллингера, Кальвина, Кокцеюса (Cocceius). Несмотря на то, что эти богословы не учили тому, что называется сегодня ковенантным богословием, их труды положили основу для этой системы. Иоганн Олевиан (1586–1629), богослов-реформатор из Базеля, и английский пуританин Уильям Эймс (1576–1633), внесли важный вклад в развитие ковенантного богословия. Иоганн Кокцеюс (Cocceius) (1603–1669), ученик Эймса, систематизировал ковенантное богословие.[6]

Термин диспенсационализм происходит от англ. dispensation («управление», «руководство»). «Основываясь на концепции божественного управления, плана руководства миром, диспенсационализм раскрывает этот план в последовательности различных диспенсаций — действий по управлению миром, реализующихся в человеческой истории».[7] Таким образом, в диспенсационализме взаимоотношения Бога с человеком рассматриваются через призму так называемых диспенсаций – отдельных этапов осуществления единого Божьего замысла в истории человечества.[8] Каждая диспенсация представляет собой своего рода испытание для человека, на основании того прогрессивного откровения, которое Бог открыл людям в той или иной диспенсации.[9] Различные богословы определяют количество диспенсаций по-разному, однако большинство согласны в следующих семи:

 

 

1. Невинность (до грехопадения)
2. Совесть (от Адама до Ноя)
3. Правительство (от ноя до вавилонской башни)
4. Обетование (от Авраама до Моисея)
5. Закон (от Моисея до Христа)
6. Благодать (от Пятидесятницы до восхищения)
7. Миллениум (тысячелетнее царство).

В историю диспенсационалистского богословия внесли вклад: Пьер Пуаре (1646–1719); Джон Эдвардс (1637–1716);[10] Айзек Уоттс (1674–1748); Джон Дарби (1800–1882); Сайрус Ингерсон Скоуфилд (1843–1921); Фрэнк Гейбелин (1899–1983); Чарльз Файнберг (1909-1995); преподаватели Даллаской Богословской Семинарии Джон Уолвурд (1910–2002); Дж. Дуайт Пентекост и Чарльз Райри.[11]

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КОВЕНАНТНОГО БОГОСЛОВИЯ И ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМА

ОТЛИЧИЯ КОВЕНАНТНОЕ БОГОСЛОВИЕ ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ
1. герменевтика Допускаетсяаллегорическоеистолкование Св. Писания Буквальная историко-грамматическая интерпретация
2. Израиль Как физические потомки Иакова, так и «духовный Израиль» - церковь Только физические потомки Иакова
3. Церковь · Существует со времен Авраама · Существовала в ВЗ, который содержит множество пророчеств о церкви · Рождена в день Пятидесятницы · Не существовала в ВЗ, была тайной для ВЗ пророков
4. Пророчества Многие ВЗ обетования адресованы церкви ВЗ обетования даны Израилю, а не церкви
5. Завет с Авраамом Для Христа и «духовного Израиля – церкви»; Осуществлен в Церкви Для физического Израиля; Будет осуществлен Израилем в Тысячелетнем Царстве
6. Спасение Всегда по вере в Иисуса Христа - как заместительную жертву за грех По вере в то откровение, которое нарастало с каждой новой диспенсацией
7. Дух Святой Обитал в некоторых верующих во все времена, а в настоящее время во всех и не будет забран никогда Обитает в верующих только с момента диспенсации благодати
8. Царство Христос предлагал только духовное Царство, которое было отвергнуто физическим Израилем, но со временем принято «духовным Израилем»; Царство – это церковь Христос по-настоящему предлагал земное Царство Израилю, но так как Израиль отверг Его предложение, Царство отсрочено до будущего Тысячелетнего царства
9. ВЗ святые Верующие во все времена являются частью церкви ВЗ святые не были частью церкви
10. Закон Моисеев · Церемониальная и гражданская составляющая – отменены; моральная составляющая в силе · Отдельные законы в силе, если не отменены в НЗ · Закон Моисеев был отменен полностью · Отдельные законы недействительны, если не повторены в НЗ

 

Прогрессивный диспенсационализм и новое ковенантное богословие

Наше обсуждение двух богословских систем было бы неполным без упоминания появившихся относительно недавно прогрессивного диспенсационализма (далее ПД) и богословия нового завета (New Covenant Theology, далее БНЗ). Инициаторами ПД являются Роберт Соуси (семинария Talbot, Лос-Анджелес,[12] Крэг Блейзинг и Даррел Бок (Даллаская Богословская Семинария).[13] По сути, ПД можно охарактеризовать как промежуточную позицию межу диспенсационализмом и ковенантным богословием. Чарльз Райри охарактеризовал ПД следующим образом:

Прогрессивный диспенсационализм (1) учит, что Христос уже царствует на престоле Давидовом в небе, таким образом, церковь, в какой-то мере, участвует в осуществлении завета с Давидом и обетований о Царстве; (2) использует комплиментарную герменевтику,[14] которая дает возможность корректировать отдельные ВЗ отрывки, текстами из НЗ; и (3) основной замысел Бога - Христологичен, глобальное искупление – средоточие и цель истории.[15]

Вот что о ПД говорит Норман Гайслер:

Прогрессивный диспенсационализм – это дальнейшая переработка деспенсационализма в направлении ковенантного богословия. С одной стороны ПД утверждает будущее буквальное осуществеление заветов с Авраамом, Давидом и нового завета для этнического Израиля, но, с другой стороны, настаивает на том, что исполнение завета с Давидом началось с восхищения Христа одесную Бога, Который позже вернется на землю во второй раз. Подобно ковенантным богословам, они подчеркивают, что у Бога есть только один народ, и используют герменевтику, которая позволяет им истолковывать Ветхозаветные пророчества в свете их мнимого исполнения во Христе и церкви.[16]

Реакцией БНЗ против таких основополагающих принципов КБ как завет дел и завет благодати, стал отказ от всего «скелета» ковенантного богословия как небиблейского.[17] На данный момент сторонники БНЗ не выдвинули систематизированной альтернативы концепции трех заветов ковенантного богословия.[18]

Ещё одним отличием богословия нового завета от классического КБ является отрицание того, что Закон Моисеев стоит разделять на три части (церемониальную, гражданскую и моральную) и соблюдать только моральную.[19] Таким образом, сторонники этого взгляда учат тому, что Новый Завет четко и ясно утверждает об отмене Закона Моисеева и замене его законом свободы, законом Христовым.[20] Другими словами, когда верующие сегодня ищут выражение Божьего вечного морального закона – они должны видеть обращаться не к Закону Моисея, но к жизни и учению Христа.[21]

Инициаторами БНЗ являются Джон Зенс, Джон Рейцингер, Фред Заспель, Тои Уэллс и Стив Леглер. Среди программ, продвигающих платформу НКБ следует отметить Providence Theological Seminary, Sound of Grace Ministries, The John Bunyan Conference, и In-Depth Studies.[22]

[1] Джерард Ван-Гронинген, «Завет», Евангельский словарь библейского богословия, ред. Уолтер Эллвел (С.-Пет.: «Библия для всех», 2000), 341.

[2] М.Е. Osterhaven, «Теология заветов», Теологический Энциклопедический Словарь под редакцией Уолтера Эллвела, ред. В. В. Шевченко, перевод с англ. Ю. М. Табак (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003),1173-1175.

[3] Paul Enns, The Moody Handbook of Theology (Chicago: Moody Press, 1989), 462. Этот замечательный учебник по богословию переведен на украинский язык и издан как Підручник з богослов′я (Л.: Благовісник Галичини, 2003).

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7]C. С. Ryrie, «Диспенсационализм», Теологический Энциклопедический Словарь под редакцией Уолтера Эллвела, ред. В. В. Шевченко, перевод с англ. Ю. М. Табак (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 395.

[8] Там же.

[9] Джон Пайпер, «Диспенсационализм, ковенантное Богословие и новое ковенантное богословие», https://www.desiringgod.org/resource-library/articles/what-does-john-piper-believe-about-dispensationalism-covenant-theology-and-new-covenant-theology (8 февраля 2013 г.).

[10] не путать с Джонатаном Эдвардсом (1703–1758)

[11] Paul Enns, The Moody Handbook of Theology, 515-519.

[12] Robert L. Saucy, The Case for Progressive Dispensationalism: the Interface between Dispensational & Non-Dispensational Theology (Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1993).

[13] Craig A. Blaising & Darrell L. Bock, Progressive Dispensationalism (Wheaton, Ill.: Victor Books, 1993).

[14] См. статью Роберта Томаса “The Hermeneutics Of Progressive Dispensationalism” TMSJ 6/2 (Spring 1995): 79-95.

[15] Charles C. Ryrie, Dispensationalism, Rev. and expanded ed. (Chicago, IL: Moody Publishers, 2007), 192.

[16] Norman L. Geisler, Church/Last Things, vol. 4 of Systematic Theology (Grand Rapids, Mich.: Bethany House Publishers, 2005), 501.

[17] Dennis M. Swanson, “Introduction to New Covenant Theology” TMSJ 18/1 (Fall 2007): 157-158.

[18] Там же, 162-163.

[19] Джон Пайпер, «Диспенсационализм, ковенантное Богословие и новое ковенантное богословие».

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Swanson, “Introduction to New Covenant Theology,” 149.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: