РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Основным средством коммуникации и основой всякой умственной деятельности является речь.

Развитие речи — метапредметная задача, однако именно на уроке языка учитель располагает всеми необходимыми приёмами и средствами для формирования речевых навыков. Большинство приобретаемых на уроке умений формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Человека нельзя заставить свободно общаться на иностранном языке — речь возникает из потребности высказаться, поэтому необходимо мотивировать детей к учению, а для этого важно превратить каждого учащегося в активного участника учебного процесса.

Одной из особенностей федерального государственного образовательного стандарта является направленность на «формирование ответственного отношения школьников к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию». Мотивация является одной из важнейших составляющих любого занятия. Если учащийся правильно мотивирован, он будет чувствовать потребность в учении, осознавать его необходимость, стремиться к знаниям не только на уроке, но и вне его.

Творческая деятельность на уроке может стать важным и успешным средством мотивации, так как именно в творчестве находится источник саморазвития и самореализации личности[2]. Необходимо понимать, что в процессе образования и самообразования именно язык играет ключевую роль в развитии творческих и интеллектуальных способностей учащихся, поэтому перед учителем немецкого языка встаёт задача правильно организовать урок, уделяя внимание индивидуальной, самостоятельной работе каждого ученика.

Повышать мотивацию через творческую деятельность можно используя на уроках поэтический текст, сочинённый носителями языка причём именно народное творчество является в этом плане наиболее полезным. Детские стихи, потешки, скороговорки, пословицы и другие образцы фольклора помогают успешному формированию и развитию речи как на родном, так и на иностранном языке.

Поэзия обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия, обогащает духовный мир ребёнка, развивает чуткость к поэтическому слову, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, что немаловажно, ибо проблема эмоциональной насыщенности материала и урока иностранного языка в целом очень актуальна. А.А. Леонтьев считал, что преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у школьников эмоциональных состояний благоприятных для их учебной деятельности.

Использование поэтического материала на уроках иностранного языка и во внеклассной работе – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении иностранным языком. Так, например, аутентичные стихотворения позволяют учащимся познакомиться с современной зарубежной поэзией, культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает большой интерес.[1]

Овладение иностранным языком неразрывно связано с сознанием приобщения ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способностей и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.

С девятнадцатого века Германия известна как das Land der Dichter und Denker (Страна поэтов и мыслителей). Поэтическая культура Германии высоко развита, а корни немецкого фольклора уходят глубоко в древность. Литература любого народа развивается вместе с ним, сохраняя все существующие ценности и отображая новые социальные изменения, не утрачивая при этом свою воспитательную функцию. Чтобы способствовать развитию у учащихся положительного отношения к общекультурным ценностям учителю необходимо знать культуру страны изучаемого языка во всех её аспектах.

Формирование и совершенствование методической базы путём включения в учебный процесс поэтических произведений на немецком языке способствует не только наиболее эффективному усвоению языка, но и развитию творческих способностей учащихся.

Неограниченные возможности в этом направлении позволяют не только заинтересовать учащихся творческой деятельностью, которая в дальнейшем обернется интересом к изучению языка, но и позволит им увеличить свой лексический запас, реализуя его в речи, совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке[5].

Так как правильно подобранное поэтическое произведение содержит аутентичный языковой материал, максимально приближающийся к современной разговорно-литературный речи, при чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении. При восприятии текста, сочиненного носителями языка, информация извлекается из естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем.

Использование стихов на изучаемом языке актуально на младшем этапе обучения, так как при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика. Специально отобранные стихотворные произведения стимулируют творческое мышление.

Кроме того, поэтический материал на иностранном языке может изучаться и с практической целью: для постановки произношения и запоминания грамматического материала, словообразовательных элементов, развития речи, обучения выразительному чтению.

Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения, так как при работе со стихами и песнями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное, а повторение одних и тех же языковых явлений в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха помогают осуществить поставленные цели.

Работа с учащимися на младшем этапе предполагает особую организацию, как речевого материала, так и учебного процесса. Под младшим этапом в общеобразовательной школе понимается «период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета»[3].

Для организации обучения немецкому языку на этом этапе необходимо правильно подбирать и оформлять поэтический материал. В первую очередь поэтическое произведение не должно быть длинным. Его содержание должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к нему картинку-опору или подобрать игрушку или предмет и обыграть его, потому что в этом возрасте дети лучше запоминают слова связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями, а наглядность поможет учащимся воспринять содержание текста.

При отборе материала необходимо обращать внимание на принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся. В соответствии с этим принципом исходным пунктом отбора песенного материала служат народные песни, короткие рифмовки и припевки;

Кроме того, применяемый на уроке материал должен обладать методической ценностью для формирования и совершенствования базовых речевых навыков и умений детей, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения с учетом действующих учебных программ, а также методических условий данного урока.

Важным фактором отбора является соответствие возрастным интересам школьников. На начальном этапе это могут быть стихи о животных, природе, семье, школе.

Интересы и потребности учащегося, актуальные в каждом конкретном возрасте, а также сам учащийся как субъект учебной деятельности являются основой построения учебного процесса.

В зависимости от методической задачи поэтический материал может использоваться как на начальном этапе урока (например, для фонетической зарядки), так и в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Специфика поэтического материала помогает ученику овладеть эмоционально-ценностным опытом общения. Учитель глубже узнает своего ученика, как бы получает его психологический портрет. Таким образом, использование стихов имеет развивающее значение, к тому же оно помогает обеспечить не только языковую атмосферу на уроке, но и психологический контакт.

Работа с поэтическим текстом на уроке стимулирует творческое воображение, способность к которому лежит в основе восприятия искусства. Учитель помогает учащимся правильно понять и проанализировать то или иное стихотворное произведение, содействуя тем самым формированию творческого мышления и художественного вкуса.

При организации учебного процесса необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности - переход от игровой деятельности к учебной. Включение игры в урок немецкого языка обеспечивает естественную мотивацию к изучению языка, делает интересной и осмысленной речевую деятельность на уроке, а также даёт учителю возможность разнообразить предлагаемые задания[3].

Организация обучения, направленная на развитие умения детей самостоятельно анализировать языковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные отношения, осознанно применять знания и усвоенные способы деятельности в самостоятельной иноязычной речи, призвана совершенствовать наглядно-образное мышление и развивать мышление творческое.

Очень важным для развития творческого мышления являются задания, направленные на исследование образа-представления, так как выделение отдельных компонентов образа может позволить ребёнку соединять детали разных образов в один, дополнять этот образ, придумывать новые. Чёткое и ясное представление образов предметов, хорошая зрительная и слуховая память (развитию которой также способствует использование поэтического текста), способность мысленно сопоставить объекты, сравнивать их, а также комбинировать части объектов и составлять объекты с новыми свойствами лежат в основе фантазирования.

На первых стадиях развития творческого мышления фантазия может ограничиваться тем, что ребёнок мыслит слишком реалистично, не может оторваться от привычных образов, поэтому учитель должен помогать учащемуся выходить за рамки мыслительных стереотипов, развивая тем самым оригинальность его мышления. Детские поэтические тексты, в особенности народные, являются отличной базой для подобной деятельности, так как часто являются фантастичными, абстрактными, гротескными.

Так как на младшем этапе учащиеся чаще всего представляют зрительный образ предмета, полезно использовать в процессе урока наглядный материал, сопровождать работу с поэтическим текстом иллюстрациями и презентациями по теме. Однако, вводя материал, лучше дать ребёнку возможность самостоятельно построить образ, представить происходящее в тексте, описать события и персонажей.

Л.С.Выготский писал: «Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке». Однако учитель не может проверить результат такой деятельности, если он не будет воспроизведён во внешнем мире, кроме того, самому учащемуся будет легче оценить и систематизировать созданные его фантазией образы, если он предаст им материальную форму. Поэтому необходимо подбирать задания, которые могут помочь учащемуся воспроизвести результаты своей мыслительной деятельности.

Например учащийся может проиллюстрировать поэтическое произведение, создать серию рисунков, отражающих описанные события и образы. В дальнейшем учитель может оформить выставку работ учащихся, что существенно повысит их мотивацию как к творческой, так и к учебной деятельности. Вводя стихотворение, учитель может читать его по строкам, предлагая учащимся проиллюстрировать каждую строку.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ведущую роль в учебном процессе приобретает проектная деятельность. Это даёт учителю возможность самостоятельно придумывать новые комбинированные задания. Можно предложить учащимся самостоятельно «презентовать» материал на уроке, включит в урок элементы ролевой игры или театрализации. Естественно, на младшем этапе учащиеся не могут самостоятельно реализовать все намерения, поэтому такая работа требует подготовки как от учащегося, так и от самого учителя. Учитель должен направлять каждого ученика на всех этапах работы.

Так наглядно-действенное мышление ребёнка постепенно переходит в творческое и критическое, которое является основой для интеллектуального развития.

Любая деятельность на уроке языка должна упорядочивать хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивать наблюдательность, готовит ребёнка к реальной жизни, позитивно влиять на эстетическое чувство, являться основой для развития воображения и внимания.

Приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. При этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение грамматике, фонетике, лексике и переводу.

Чтение стихов их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета, однако вид деятельности связанный с заучиванием текста, изучением материала в том виде, в каком он излагается в учебнике или сообщается учителем носит воспроизводящий характер и не способствует развитию самостоятельности ребёнка. В то время, как разнообразные, творческие задания, направленные на выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний предполагают комбинированный или творческий вид деятельности, характеризующийся более высокой степенью выполнения познавательной и практической работы.

В процессе работы на уроке учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами, темой и проблемами, с ней связанными; слушают и воспринимают текст или самостоятельно читают его, работают со словарём. Переводят текст, сопоставляют перевод с имеющимися образцами, выполняют литературный, рифмованный перевод текста, что в наибольшей степени активизирует творческое мышление ребёнка, помогает выявит и развить его таланты.

В процессе обсуждения проблемы представленного текста ученик отвечает на вопросы, ищет ответы на вопросы в тексте, однако эту деятельность нельзя назвать творческой, так как, выполняя её, учащийся не обладает достаточной степенью самостоятельности, а лишь механически выполняет задания учителя, поэтому обсуждение стихотворения тли другого текста лучше проводить в парах или группе, чтобы учащиеся не только отвечали на вопросы, но и задавали их. Тогда у каждого ребёнка будет возникать потребность высказаться и, как следствие, речевая мотивация.

Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

Обращаясь к поэзии, учитель укрепляет и развивает связи немецкого языка с другими предметами, в первую очередь с русским языком, литературой, историей, мировой художественной культурой.

Систематическое решение межпредметных познавательных задач на уроке немецкого языка обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать не только связи между знаниями из различных предметов, но и связь учебного предмета с жизнью и, как следствие, формирование целостной картины мира, что также способствует развитию творческого мышления.

В процессе развития творческого мышления учащихся в общеобразовательной школе может возникнуть трудность, связанная с ограниченностью урока по времени. Учитель может не успеть реализовать все свои задумки, ведь направленность на развитие творческого мышления у учащихся требует креативности и от самого учителя, а потенциал творческой деятельности может быть безграничен.

Решением этой проблемы может стать выход во внеклассную работу. Такие условия, как добровольность участия, сочетание самодеятельности и инициативы учащихся с направляющей ролью учителя, четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий, эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы, наличие целевых установок и перспектив деятельности, широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся способствуют не только воспитанию творческой личности, но и закладывает основы активности и самостоятельности, что особенно актуально на младшем этапе, так как от этих основ будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка, его коммуникабельность, жизненная позиция и место в обществе. Кроме того, выход во внеурочную деятельность можно считать успешным завершением работы с поэтическим материалом и лучшим вариантом самоконтроля учащихся.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Заучивание стихотворений и рифмовок не должно стать самоцелью. Нужно добиваться полного понимания и осмысления, как содержания, так и языкового воплощения этого содержания в текстах. Речевой материал изучаемых поэтических текстов должен выходить непосредственно в речь учащихся, использоваться в их межличностном общении.

 

Литература и примечания:

[1] Асеева Е.И. Работа с поэтическим текстом на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2002 - № 4 - С. 78-80.

[2] Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 144с.

[3] Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с

[4] Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. - № 5.

[5] Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.Н. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.

[6] Deutsche Literaturgeschichte in einem Band. Berlin. 1966.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: