Курсовая работа
на тему:
Описание исторического интерьера:
Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны
Выполнила:
студентка группы бРАН-172
Калинина А.С.
Проверила: Черкасова Д. С.
Воронеж 2020 г
1.
Архивные изображения интерьера.
Виды залов Зимнего дворца. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны. 1869г.
Зимний дворец. Интерьер здания.
Здание Зимнего дворца было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французс.
Строительство было окончено в 1762 при Екатерине II, при ней был отстранен от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.
Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60000 м².
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Здание имеет четкий логический план - близкий к прямоугольнику, усложненный крупными ризалитами по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо-западном – Тронный Зал, в северо-восточном - главная лестница (Иорданская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов.
Зимний дворец - пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения.
|
Панорама Зимнего дворца
Внутреннее устройство дворца создавалось анфиладным. Северная анфилада тянется вдоль Невского проспекта, южная – вдоль Дворцовой площади. Три угловых крыла занимались жилыми покоями правящих императоров. После пожара 1837 года восстановлением фасадов руководил И. М. Маевский. Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли.
В 1764 году императрица получила, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины стали началом коллекций Эрмитажа. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города.
|
При строительстве Зимнего дворца отделкой интерьеров занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А.Ринальди под руководством Бецкого.
В интерьерах дворца смешались различные стили: барокко, рококо, сдержанная готика, классицизм, ампир. Во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Сохранились лишь несущие кирпичные стены дворца, полуколонны в галереях первого этажа. Пожаровосстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт
В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. На смену пышному барокко пришел рациональный стиль-классицизм.
Интерьер кабинета.
Малиновый кабинет относится к числу помещений Зимнего дворца, которые были оформлены после пожара 1837 года архитектором Александром Брюлловым специально к свадьбе будущего императора Александра II. Сей небольшой зал относился к анфиладе покоев Великой княгини Марии Александровны.
Изначально кабинет выглядел совсем иначе, чем теперь. Как сообщала сама императрица в переписке своему брату, стены его были оформлены в желто-красных тонах, интерьер дополняли картины и скульптуры. Видное место здесь занимал роскошный письменный стол. Воспитатель сыновей царской семьи адмирал Дмитрий Арсеньев в своих воспоминаниях отмечал, что именно из-за наличия этого стола зал и стал называться «кабинетом».
Фактически же это была обычная гостиная, что подтверждает отсутствие в ней библиотеки. Поскольку в покоях Марии Александровны не было столовой, иногда в Малиновом кабинете накрывались обеды.
|
Работу над интерьером Малинового кабинета Александр Брюллов закончил в 1841 году, а спустя семнадцать лет концепция внутренней его отделки была изменена архитектором Андреем Штакеншнейдером. В этом виде зал дошел до наших дней.
Вместо сводчатого перекрытия зал получил плоский потолок. Поле стен сплошь затянуто тканью малинового цвета. На рисунках ткани можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.
Угол между окнами занимали цветы и ширмы из плюща. До появления отдельного помещения Столовой обеды накрывались в этом зале.
В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И. И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX в. с росписью Э. К. Липгарта.
Картины над дверьми («десюдепорты») исполнены художником Неффом.
Расположение.
Зал № 305 или Большой или Парадный кабинет располагается на втором этаже Зимнего дворца. Из зала имеется проход в будуар, а также в Золотую гостинную.
Под настенными драпировками комнаты скрывались ступени, ведущие вниз, в комнаты царских детей. Абсолютно глухая лестница, проделанная в толще стен, нуждалась в круглосуточном освещении.
5. Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:
Наименование позиции | Фотографическое изображение фрагмента или предмета интерьера | Аналог | Описание | |||
Потолочные конструкции | Гатчинский Дворец. Тронный Зал. Акварели Э.П. Гау. | Потолок имеет плоскую конструкцию, без сводов. Плоскость потолка разделяется широким тянутым карнизом, который представляет собой сложный профиль с лепниной в виде растительных элементов: бусы, гирлянды из листьев, соединяющие между собой консоли, чередующиеся с филенками, украшенными лепниной. В центре потолка располагается плафон овальной формы, украшенный тянутым карнизом с узором из листьев аканта. | ||||
Стеновые конструкции | ||||||
Материал отделки стен | Зимний дворец. Кабинет императрицы Александры Федоровны. Акварель. Э.П. Гау | Стены обтянуты шелковой тканью малинового цвета. На рисунках ткани можно увидеть изображения музыкальных инструментов и нот. Стены отделаны белыми молдингами с лепниной и золотой росписью. В некоторых нишах располагаются зеркала в рамах, декорированных лепниной и десюдепортом в виде скульптурной композиции. | ||||
Камин | Камин в столовой Белого дома | Камин выполнен из мрамора в бежево-сером оттенке, в стиле эпохи барокко. | ||||
Отделка пола в интерьере | ||||||
Покрытие пола | Интерьеры Нового Эрмитажа. Зал русской живописи Интерьеры Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы | Напольное покрытие представляет собой дубовый наборный паркет с узором. Плоскость пола покрыта безворсовым английским ковром малинового цвета с растительным и цветочным орнаментом. | ||||
Осветительные приборы | ||||||
Люстра |
| Э.П. Гау. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861г. | Люстра выполнена в стиле барокко. Материал -позолоченная бронза. Декорирована растительными мотивами и хрусталем. Конструкция подвешена на канате. | |||
Канделябры |
| Эдуард Гау. Зимний дворец - гостинная Ваза из ванной комнаты Марии Александровны Канделябр из имения Келлеров в Сенницах | Канделябры выполнены из бронзы с золотым покрытием. Два канделябра, украшающие столики с цветочными композициями, рассчитаны на 10 свеч, еще два, стоящие на комодах, – на 12. Их средняя часть выполнена в виде скульптуры, имеющей форму вазы. Вазы в похожем стиле находились в ванной комнаты Марии Александровны. Полностью позолоченный канделябр, украшающий зеркало рассчитан на 6 свеч Его свечная часть исполнена витиеватым декором. Камин украшает канделябр с часами, выполненный из бронзы с золотым покрытием. | |||
Мебель | ||||||
Стулья | кресло в стиле Людовика XVI | Стулья выполнены с применением резьбы по дереву с золочением. Материал обивки красно-малиновый шелк. | ||||
Кресла | Интерьер замка Груссе, большая библиотека Красная гостиная замка Сент-Мем, Художник Александр Серебряков | Кресла полностью обтянуты розовой шелковой тканью с узором. | ||||
Комод | Низкий шкаф. Конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства) А. Кольб, золотая гостиная, 1860-е. | Низкий шкаф в стиле классицизм с филенками. Применялась резьба по дереву с золочением некоторых элементов. | ||||
Столик | Л. Премацци, спальня императрицы Марии Александровны. Фрагмент консольного столика, который принадлежал Людовику XIV | Двухъярусный декоративный (консольный) столик, с цветочной композицией на столе, выполнен в стиле барокко с использованием резьбы по дереву и позолотой. Столик имеет S-образную ножку в виде лапы животного с когтями внизу. | ||||
Картины | Мадонна Альба Вознесение Девы Марии | |||||
Рама | Рама в стиле барокко. Резьба по дереву с позолотой | |||||
Шкатулка | Шкатулка Марии Николаевны | Шкатулка выполнена из темных пород дерева, имеет декор в виде «филенок» с золотой рамкой и растительным узором. | ||||
Фотографии | Свадьба Александра II и Марии Александровны | |||||
Вазы | Ваза из ванной комнаты Марии Александровны | Вазы выполнены из керамики в черном цвете с золотой росписью. | ||||