Зимний дворец. Интерьер здания.




Курсовая работа

на тему:

Описание исторического интерьера:

Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны

 

Выполнила:

студентка группы бРАН-172

Калинина А.С.

Проверила: Черкасова Д. С.

 

 

Воронеж 2020 г

1.
Архивные изображения интерьера.

Виды залов Зимнего дворца. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны. 1869г.

Зимний дворец. Интерьер здания.

Здание Зимнего дворца было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французс.

Строительство было окончено в 1762 при Екатерине II, при ней был отстранен от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60000 м².

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Здание имеет четкий логический план - близкий к прямоугольнику, усложненный крупными ризалитами по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо-западном – Тронный Зал, в северо-восточном - главная лестница (Иорданская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов.

Зимний дворец - пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения.

Панорама Зимнего дворца

Внутреннее устройство дворца создавалось анфиладным. Северная анфилада тянется вдоль Невского проспекта, южная – вдоль Дворцовой площади. Три угловых крыла занимались жилыми покоями правящих императоров. После пожара 1837 года восстановлением фасадов руководил И. М. Маевский. Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли.

В 1764 году императрица получила, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины стали началом коллекций Эрмитажа. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города.

При строительстве Зимнего дворца отделкой интерьеров занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А.Ринальди под руководством Бецкого.

В интерьерах дворца смешались различные стили: барокко, рококо, сдержанная готика, классицизм, ампир. Во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Сохранились лишь несущие кирпичные стены дворца, полуколонны в галереях первого этажа. Пожаровосстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт

В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. На смену пышному барокко пришел рациональный стиль-классицизм.

Интерьер кабинета.

Малиновый кабинет относится к числу помещений Зимнего дворца, которые были оформлены после пожара 1837 года архитектором Александром Брюлловым специально к свадьбе будущего императора Александра II. Сей небольшой зал относился к анфиладе покоев Великой княгини Марии Александровны.

Изначально кабинет выглядел совсем иначе, чем теперь. Как сообщала сама императрица в переписке своему брату, стены его были оформлены в желто-красных тонах, интерьер дополняли картины и скульптуры. Видное место здесь занимал роскошный письменный стол. Воспитатель сыновей царской семьи адмирал Дмитрий Арсеньев в своих воспоминаниях отмечал, что именно из-за наличия этого стола зал и стал называться «кабинетом».

Фактически же это была обычная гостиная, что подтверждает отсутствие в ней библиотеки. Поскольку в покоях Марии Александровны не было столовой, иногда в Малиновом кабинете накрывались обеды.

Работу над интерьером Малинового кабинета Александр Брюллов закончил в 1841 году, а спустя семнадцать лет концепция внутренней его отделки была изменена архитектором Андреем Штакеншнейдером. В этом виде зал дошел до наших дней.

Вместо сводчатого перекрытия зал получил плоский потолок. Поле стен сплошь затянуто тканью малинового цвета. На рисунках ткани можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.

Угол между окнами занимали цветы и ширмы из плюща. До появления отдельного помещения Столовой обеды накрывались в этом зале.

В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И. И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX в. с росписью Э. К. Липгарта.

Картины над дверьми («десюдепорты») исполнены художником Неффом.

Расположение.

 
 

Зал № 305 или Большой или Парадный кабинет располагается на втором этаже Зимнего дворца. Из зала имеется проход в будуар, а также в Золотую гостинную.

Под настенными драпировками комнаты скрывались ступени, ведущие вниз, в комнаты царских детей. Абсолютно глухая лестница, проделанная в толще стен, нуждалась в круглосуточном освещении.

 

5. Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:

Наименование позиции Фотографическое изображение фрагмента или предмета интерьера   Аналог   Описание
    Потолочные конструкции       Гатчинский Дворец. Тронный Зал. Акварели Э.П. Гау. Потолок имеет плоскую конструкцию, без сводов. Плоскость потолка разделяется широким тянутым карнизом, который представляет собой сложный профиль с лепниной в виде растительных элементов: бусы, гирлянды из листьев, соединяющие между собой консоли, чередующиеся с филенками, украшенными лепниной. В центре потолка располагается плафон овальной формы, украшенный тянутым карнизом с узором из листьев аканта.  
Стеновые конструкции
    Материал отделки стен         Зимний дворец. Кабинет императрицы Александры Федоровны. Акварель. Э.П. Гау   Стены обтянуты шелковой тканью малинового цвета. На рисунках ткани можно увидеть изображения музыкальных инструментов и нот. Стены отделаны белыми молдингами с лепниной и золотой росписью.     В некоторых нишах располагаются зеркала в рамах, декорированных лепниной и десюдепортом в виде скульптурной композиции.
Камин     Камин в столовой Белого дома   Камин выполнен из мрамора в бежево-сером оттенке, в стиле эпохи барокко.
Отделка пола в интерьере
Покрытие пола           Интерьеры Нового Эрмитажа. Зал русской живописи   Интерьеры Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы       Напольное покрытие представляет собой дубовый наборный паркет с узором.   Плоскость пола покрыта безворсовым английским ковром малинового цвета с растительным и цветочным орнаментом.
Осветительные приборы
Люстра  
 
 

    Э.П. Гау. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861г.     Люстра выполнена в стиле барокко. Материал -позолоченная бронза. Декорирована растительными мотивами и хрусталем. Конструкция подвешена на канате.
Канделябры      
 
 

 

 

    Эдуард Гау. Зимний дворец - гостинная     Ваза из ванной комнаты Марии Александровны     Канделябр из имения Келлеров в Сенницах   Канделябры выполнены из бронзы с золотым покрытием. Два канделябра, украшающие столики с цветочными композициями, рассчитаны на 10 свеч, еще два, стоящие на комодах, – на 12. Их средняя часть выполнена в виде скульптуры, имеющей форму вазы. Вазы в похожем стиле находились в ванной комнаты Марии Александровны.   Полностью позолоченный канделябр, украшающий зеркало рассчитан на 6 свеч Его свечная часть исполнена витиеватым декором.   Камин украшает канделябр с часами, выполненный из бронзы с золотым покрытием.
Мебель
Стулья   кресло в стиле Людовика XVI     Стулья выполнены с применением резьбы по дереву с золочением. Материал обивки красно-малиновый шелк.
Кресла       Интерьер замка Груссе, большая библиотека Красная гостиная замка Сент-Мем, Художник Александр Серебряков     Кресла полностью обтянуты розовой шелковой тканью с узором.
Комод       Низкий шкаф. Конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства) А. Кольб, золотая гостиная, 1860-е.   Низкий шкаф в стиле классицизм с филенками. Применялась резьба по дереву с золочением некоторых элементов.
Столик     Л. Премацци, спальня императрицы Марии Александровны.   Фрагмент консольного столика, который принадлежал Людовику XIV     Двухъярусный декоративный (консольный) столик, с цветочной композицией на столе, выполнен в стиле барокко с использованием резьбы по дереву и позолотой. Столик имеет S-образную ножку в виде лапы животного с когтями внизу.
Картины                   Мадонна Альба   Вознесение Девы Марии
Рама             Рама в стиле барокко. Резьба по дереву с позолотой
Шкатулка             Шкатулка Марии Николаевны         Шкатулка выполнена из темных пород дерева, имеет декор в виде «филенок» с золотой рамкой и растительным узором.
Фотографии             Свадьба Александра II и Марии Александровны
Вазы   Ваза из ванной комнаты Марии Александровны   Вазы выполнены из керамики в черном цвете с золотой росписью.
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: