Реализация целей инвестирования предполагает формирование совокупности изолированных или взаимосвязанных инвестиционных проектов. Систему взаимосвязанных инвестиционных проектов, имеющих общие цели, единые источники финансирования и органы управления, называют инвестиционной программой. Инвестиционный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предполагающий определенные вложения капитала в течение ограниченного времени с целью получения доходов в будущем. В то же время в узком понимании инвестиционный проект может рассматриваться как комплекс организационно-правовых, расчётно-финансовых и конструкторско-технологических документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по достижению целей инвестирования. Инвестиционный проект предполагает постановку целей, планирование выполнения, управление и анализ.
Всякий инвестиционный проект связан с затратами на его осуществление и разрабатывается для получения определенных выгод (дохода, прибыли). Ограниченный период, за который реализуются поставленные цели, называется жизненным циклом инвестиционного проекта.
Часто жизненный цикл проекта определяют по денежному потоку: от первых инвестиций (затрат) до последних поступлений денежных средств (выгод). Начальный этап реализации инвестиционного проекта характеризуется, как правило, отрицательной величиной денежного потока, так как осуществляется инвестирование денежных средств. В последующем, с ростом доходов по проекту, его величина становится положительной.
Любой инвестиционный проект от его зарождения до окончания проходит ряд этапов. Жизненный цикл принято условно делить на фазы (стадии, этапы). Рассмотрим вариант, основанный на использовании методики Мирового Банка и включающий выполнение следующих шести последовательных этапов.
1. Определение: формирование целей экономического развития и определение задач проекта. На этом этапе вырабатываются идеи проекта, осуществляется его предварительная проработка, анализ осуществимости, а также рассматриваются альтернативные проекты. По окончании работ по этапу будущий кредитор и заёмщик составляют совместный отчёт (резюме).
2. Подготовка: изучение технических, экономических, институциональных, финансовых аспектов проекта с точки зрения его осуществимости. На этой стадии работу ведет либо заемщик, либо специализированное агентство.
3. Экспертиза: детальное изучение всех аспектов проекта. Работы по этапу проводятся либо специализированным агентством, либо совместно кредитором и заемщиком. При этом анализируются все выгоды и затраты, связанные с проектом, то есть технический план и степень его завершенности, воздействие на природную и социальную среду, коммерческие (рыночные) перспективы, экономический аспект последствий проекта для государства, финансовые обстоятельства проекта и т. д.
4. Переговоры: проведение деловых встреч кредитора с заемщиком, утверждение кредита, подписание документов, выдача кредита под проект.
5. Реализация: планирование проектной деятельности, ее проведение, надзор за ходом и управление проектом.
6. Завершающая оценка. Проводится через некоторое время после окончания проекта и служит целям ретроспективного анализа.
Таким образом, инвестиционный проект может включать в себя следующие документы:
- обоснование инвестиций в составе инвестиционного предложения и технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций;
- технико-экономическое обоснование проекта;
- бизнес-план инвестиционного проекта;
- проектно-сметную (конструкторско-технологическую) документацию;
- разрешительно-контрактн4ую и другую документацию, обеспечивающую реализацию инвестиционного проекта.
23. Бизнес-план инвестиционного проекта, его содержание и значение.
Понятие «бизнес-план» означает план предпринимательской деятельности, предпринимательства. Бизнес-план в рыночных условиях хозяйствования помогает обозначить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие, фирма либо предприниматель в изменчивых, нестабильных и порой трудно предсказуемых рыночных ситуациях.
Бизнес-план — это документ, содержащий краткосрочное и понятное описание предполагаемой предпринимательской деятельности, необходимый при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее рациональные решения и определить средства для их реализации.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для работающих предприятий на очередном этапе их развития.
Для начинающего предпринимателя бизнес-план является документом, позволяющим привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана показывает надежность и серьезность предпринимателя и его дела.
Бизнес-план часто подготавливается к переговорам между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными фирмами.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Объектами бизнес-планирования могут быть новые либо действующие предприятия (расширение производства, модернизация, реконструкция, финансовое оздоровление и др.), либо продукция предприятий. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на инновации (нововведения), и они в отличие от стратегических планов имеют четко определенные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегические планы могут пересматриваться и корректироваться по мере их выполнения.
К сожалению, специфика отечественного инвестиционного климата усложняет процедуру разработки бизнес-планов, потому что требует учёта таких факторов, как уровень инфляции оцениваемых в бизнес-плане показателей, плавающий характер банковских и налоговых ставок, потребность перевода в некоторых случаях рублевых показателей в валютные, затруднения с оплатой поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточная прозрачность рынка инвестиций (недостаточность информационных, статистических данных и др.).
Основными задачами бизнес-планирования являются:
- обоснование экономической целесообразности направлении развития объекта предпринимательства;
- расчет ожидаемых финансовых результатов предпринимательской деятельности;
- определение источников финансирования реализации выбранной стратегии предпринимательства.
Объектами предпринимательства могут быть предприятия, фирмы (новые и реально действующие), отдельные предприниматели, продукция, услуги, технические решения и др.
Примерная структура бизнес-плана может быть представлена следующими разделами:
- обзорный раздел (резюме);
- характеристика предприятия и стратегия его развития;
- описание продукции;
- анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;
- производственный план;
- организационный план;
- план реализации проекта;
- инвестиционный план;
- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
- показатели эффективности проекта;
- анализ рисков;
- выводы;
- приложения.
Нормативно-правовой основой бизнес-планирования в Республике Беларусь являются «Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утверждённые Министерством экономики РБ 31 августа 2005 г.
24. Качественная характеристика разделов бизнес-плана
(подробно инвестиционного и финансового планов).
Примерная структура бизнес-плана может быть представлена следующими разделами: обзорный раздел (резюме); характеристика предприятия и стратегия его развития; описание продукции; анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; план реализации проекта; инвестиционный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности проекта; выводы; приложения.
Нормативно-правовой основой бизнес-планирования в Республике Беларусь являются «Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утверждённые Министерством экономики РБ 31 марта 1999 г.
Резюме отражает основную идею инвестиционного проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача – изложение сути проекта в краткой и доступной форме.
В разделе «Характеристика предприятия и стратегия его развития» даётся описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отрасли и народном хозяйстве. При описании стратегии развития раскрываются вопросы выпуска новой продукции, повышение её качества, увеличение объёмов производства, замена оборудования, внедрение новых технологий т т.д.
В разделе «Описание продукции» представляется информация о продукции, её основные характеристики, соответствие стандартам качества, новизна потребительских свойств и т.д.
Анализ рынков сбыта включает общую характеристику рынков сбыта, долю предприятия, оцениваются возможности конкурентов, их технологическое и финансовое состояние, влияние на рынок данной продукции. Обоснование стратегии маркетинга отражает стратегию сбыта, ценовую политику, тактику реализации продукции, обоснование затрат на рекламу и продвижение продукции на рынки.
Производственный план содержит программу производства и реализации продукции, оценку производственных мощностей, описание системы материально-технического обеспечения, оценку издержек производства.
Организационный план обосновывает организационно-штатную структуру предприятия, систему управления предприятием и его подразделениями.
План реализации проекта обосновывается календарным графиком мероприятий от подготовительных работ до расчётов с кредиторами.
Инвестиционный план обосновывает затраты основного и оборотного капитала, расчёт потребности в инвестициях по каждому виду затрат. Представляются сводные данные по всем источникам финансирования проекта, осуществляется расчёт погашения долговых обязательств по кредитам, ссудам.
К основным задачам по прогнозированию финансово-хозяйственной деятельности относятся расчёт чистой прибыли, потока денежных средств, разработка проектно-балансовой ведомости.
Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом.