Роль налогов, уплачиваемых из прибыли, в формировании доходов консолидированного бюджета




Налог на прибыль в государстве всех стран имеет вечную историю. Каждый производитель на свой доход облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятий необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, науки, культуры и т.п.

В ныне действующей в Республике Беларусь налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из доходных источников консолидированного бюджета, а также местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходов бюджета Республики Беларусь, то будет видно, что доля налога на прибыль чуть менее уступает налоговым поступлениям по акцизам.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (83,9 %) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2015 года в бюджет поступило 160,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 22,2 % в номинальном выражении (на 4,6 % – в реальном выражении). Подробнее рассмотрим на рисунке 1.


Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета за 2014-2015 гг.

 

Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2015 года на 90,5 % обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (32,8 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5 %), подоходного налога (16,8 %), акцизов (8,9 %), налога на прибыль (7,8 %), налогов на собственность (5,7 %).

 

Рисунок 2 – Налоговые доходы консолидированного бюджета 2014-2015 гг.

 

В разрезе основных доходных источников поступления за 9 месяцев 2015 года составили: по налогу на добавленную стоимость – 52,7 трлн. руб. (увеличение к соответствующему периоду 2014 года на 7,4 % в номинальном выражении; уменьшение к тому же периоду на 8,1 % в реальном выражении); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности – 29,7 трлн. руб. (увеличение в 2,2 раза в номинальном выражении, в 1,9 раза в реальном выражении); по подоходному налогу – 27,1 трлн. руб. (увеличение на 16,4 % в номинальном выражении, уменьшение на 0,4 % в реальном выражении); по акцизам – 14,4 трлн. руб. (уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,2 % в номинальном выражении, на 21,4 % – в реальном); по налогу на прибыль – 12,5 трлн. руб. (увеличение на 13,2 % в номинальном выражении, уменьшение на 3,1 % в реальном выражении); по налогам на собственность – 9,1 трлн. руб. (увеличение на 27,5 % в номинальном выражении, на 9,1 % – в реальном). В структуре консолидированного бюджета 60,3 % составляют доходы республиканского бюджета и 39,7 % – доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Рисунок 3 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2015 г.

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом: налог на добавленную стоимость и экологический налог по установленным нормативам распределяются между республиканским и местными бюджетами; налог на прибыль: уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов, зачисляется в республиканский бюджет; уплачиваемый другими организациями, зачисляется в доходы местных бюджетов; акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности зачисляются в республиканский бюджет; подоходный налог и налоги на собственность зачисляются в местные бюджеты [2].

Налог на прибыль был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.

Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.

Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы сказать, что налоги, уплачиваемые из прибыли носят очень серьезный характер, так как уменьшают заработанные организациями доходы, причем их доля в республиканском бюджете государства достаточно велика и составляет по совокупности около 33-35%.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: