Проректор по УВР
Проф. Тулебаев К.А.
__________________
«___»________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина – Общая хирургия
Специальность - 051301- «Общая медицина»
Объем учебных часов – 108 часов
Лекции: 6 часов
Практические занятия: 30 часов
Самостоятельная работа студента: 36 часов
Самостоятельная работа студента с преподавателем: 36 часов
Курс – 3
Семестр - V, VI
Форма контроля - экзамен
Алматы 2012
Рабочая программа составлена согласно инструктивному письму № 6 на основании Типовой программы.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей хирургии
от «14 » __ 05 __________2012г. протокол № 16
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор _____________________ М.У. Муканов
Рабочая программа обсуждена Комитетом образовательной программы КазНМУ
от «____» июня 2012 г., протокол № ____
Председатель КОП, доцент ____________________ Садуакасова Ш.М.
Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета
от «_____»__________ 2012 г., протокол №________
Председатель, Методического совета д.м.н., профессор ________________ Тулебаев К.А.
Введение
Хирургия – область медицины, изучающая болезни и травмы всех областей и органов человеческого тела, разрабатывающая и применяющая оперативные методы лечения, является одной из базовых дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической деятельности, необходимые любому врачу-клиницисту вне зависимости от его дальнейшей специализации.
Хирургия накапливает все новые и новые данные, меняются традиционные представления о таких основных положениях, как асептика и антисептика, переливание крови и кровезаменителей, хирургическая инфекция, лечения ран, основы обезболивания и реанимации, пластическая хирургия и др.
|
Знания основных разделов общей хирургии необходимы врачу любой специальности в объеме оказания первичной и квалифицированной медицинской помощи. Являясь по существу пропедевтической хирургической дисциплиной, общая хирургия предусматривает преподавание основ клинического обследования и лечения хирургического больного. Студенты ВУЗа в процессе освоения общей хирургии овладевают необходимыми знаниями и практическими навыками, которые потребуются в их профессиональной деятельности.
2. Программа:
2.1 Введение: Хирургия – область медицины, изучающая болезни и травмы всех областей и органов человеческого тела, разрабатывающая и применяющая оперативные методы лечения, является одной из базовых дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической деятельности, необходимые любому врачу-клиницисту вне зависимости от его дальнейшей специализации.
Хирургия накапливает все новые и новые данные, меняются традиционные представления о таких основных положениях, как асептика и антисептика, переливание крови и кровезаменителей, хирургическая инфекция, лечения ран, основы обезболивания и реанимации, пластическая хирургия и др.
Знания основных разделов общей хирургии необходимы врачу любой специальности в объеме оказания первичной и квалифицированной медицинской помощи. Являясь по существу пропедевтической хирургической дисциплиной, общая хирургия предусматривает преподавание основ клинического обследования и лечения хирургического больного. Студенты ВУЗа в процессе освоения общей хирургии овладевают необходимыми знаниями и практическими навыками, которые потребуются в их профессиональной деятельности.
|
2.2 Цель дисциплины: формирование знаний и умений по основам хирургической патологии, общим принципам диагностики и лечения основных хирургических заболеваний.
2.3 Задачи дисциплины:
Знания
· Формировать знания о базовых медицинских, клинических и хирургических понятиях; по десмургии; о методах и средствах обезболивания, используемых в хирургической практике; диагностике и лечению, интерпретации современных и лабораторно-инструментальных методов исследования больных с гнойно-воспалительными заболеваниями, онкологическими заболеваниями
Практические навыки
· Формировать навыки основных медицинских лечебно-диагностических и профилактических мероприятий для оказания врачебной медицинской помощи населению при хирургических заболеваниях;
· Формировать и развивать навыки дифференциальной диагностики хирургических заболеваний;
· Обучить ведению текущей учетно-отчетной медицинской документации.
Коммуникативные навыки
· Формировать коммуникативные навыки, навыки работы в команде, организации диагностическим и лечебным процессом;
· Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родственниками.
Адвокат здоровья
· Совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи;
· Формировать знания основ законодательства Республики Казахстан, социальных наук и организации системы здравоохранения, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку.
|
· Формировать знания по правам пациента и медицинского работника.
Самосовершенствование
· привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности;
· Способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы.
2.4 Конечные результаты обучения:
У студента должны быть сформированы знания по:
· основным принципам современной асептики и антисептики;
· общие принципы клинического и инструментального обследования хирургического больного;
· основным хирургическим симптомам и синдромам;
· основы анестезиологии и трансфузиологии в хирургии;
· основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических заболеваний;
· диагностике, принципам и методам оказания первой медицинской и хирургической помощи при неотложных состояниях (кровотечения, травмы, закрытые повреждения черепа и внутренних органов, шок, коллапс, ожоги, отморожения, поражения электричеством);
· организации амбулаторной хирургической службы.
У студента должны быть сформированы умения по:
· обследованию хирургического больного с оценкой тяжести состояния больного и описанием местного патологического статуса (status localis);
· определению показаний и противопоказаний, выполнить первичную хирургическую обработку (ПХО) раны;
· выполнению местной анестезии;
· наложению разных видов повязок; наложить эластичный бинт на нижнюю конечность;
· наложить согревающий компресс;
· выполнить перевязку чистой и гнойной ран;
· диагностировать отдельные виды острых гнойных заболеваний мягких тканей, клетчаточных пространств и полостей (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, гидраденит, рожа, мастит, парапроктит, паранефрит, медиастенит, артрит, бурсит, перитонит);
· произвести вскрытие, ревизию и дренирование гнойного очага (абсцесса);
· выполнить иммобилизацию при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей путем использования подручных средств и транспортных шин (импровизированных, стандартных типа Крамера, Дитерихса и др.);
· выполнить иммобилизацию при переломе позвоночника и костей таза;
· оказать первичную медицинскую помощь при неотложной патологии (кровотечение, шок, коллапс, обморок, ожоги, отморожения, электротравма и т.д.) с определением тактики дальнейшего лечения и вида транспортировки больного по назначению;
· остановить наружное кровотечение путем пальцевого прижатия сосуда, наложения давящей повязки и жгута;
· выполнить венепункцию и катетеризацию периферических сосудов;
· определить группу крови по системе АВ0, резус-принадлежность, провести пробу на групповую и индивидуальную совместимость, переливать кровь и кровезаменители с заполнением протокола переливания;
· определить показания к проведению профилактики столбняка и газовой гангрены;
У студента должны быть сформированы навыки по:
·обработке рук дезинфицирующими растворами, обработки рук перед операцией и перевязкой раны;
·предоперационной подготовки операционного поля;
·одевания стерильного халата самостоятельно и с помощью операционной сестры, одевания и смены стерильных перчаток;
·местной инфильтрационной анестезии поверхностных мягких тканей;
·осмотра и пальпации живота, молочных желез, пальцевого ректального исследования;
·постановки газоотводной трубки, уретрального катетера, назогастрального зонда и промывания желудка перед операцией;
·выполнения ПХО раны, вскрытия абсцесса;
·обработки раны и применения основных антисептических средств для профилактики хирургической инфекции;
·наложения и снятия швов с раны;
·сердечно-легочной реанимации;
·наложения и снятия гипсовых, бинтовых, косыночных повязок, транспортных шин.
2.5 Пререквизиты дисциплины: анатомия, микробиология, коммуникативные навыки, введение в клинику.
2.5 Постреквизиты дисциплины: полученные знания необходимы для дальнейшего обучения на кафедрах хирургические болезни, акушерство и гинекология, скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика.
2.6 Краткое содержание дисциплины: на общей хирургии студенты изучают не только общие понятия, изменения в органах и тканях, но и описание основных действий врача, и последовательность их выполнения. Знания основных разделов общей хирургии необходимы врачу любой специальности. Являясь по существу пропедевтической хирургической дисциплиной, общая хирургия предусматривает преподавание основ клинического обследования хирургического больного. Студенты в процессе освоения общей хирургии овладевают необходимыми знаниями и практическими навыками, которые потребуются в их врачебной деятельности.
2.7 Тематический план лекций
№ | Наименования тем | Форма проведения и продолжительность в часах |
История хирургии. Антисептика. Определение. Значение работ Пастера, Листера, Пирогова. Виды антисептики и современные антисептические вещества. Методы применения и ввдения антисептиков. Асептика. Определение, задачи асептики. Краткие исторические сведения. Заслуги Бергмана и Шимельбуша. Борьба с эндогенной и экзогенной инфекцией: воздушной, капельной, контактной, имплантационной. Современные ускоренные методы обеззараживания рук, инструментария. | обзорные | |
Обезболивание. Определение. Виды обезболивания. Определение и классификация наркоза. Механизм действия наркотических веществ (теории наркоза). Ингаляционный наркоз; эфирно- кислородный, хлорэтиловый, газовый. Клинические фазы наркоза, контроль состояния больного. Неингаляционные виды наркоза: наркотановый, алкогольный, барбитуровый, искусственная гибернация, гипотермия, нейролептанальгезия. Наркоз у пожилых и детей. Терминальные состояния. Клиника, лечение. | обзорные | |
Кровотечение. История вопроса. Классификация: по локализации излившейся крови, по характеру поврежденных сосудов, по скорости истечения. Причины кровотечений. Патанатомия, патогенез, клиника кровотечений. Методы остановки кровотечений. Группы крови и резус-фактор, способы определения. Переливание крови. Терминология. История переливания крови. Основные законы и правила переливания. Механизм действия перелитой крови. Показания и противопоказания. Пеереливания крови. Способы, виды, методы переливания. Осложнения и профилактика. Переливание препаратов и компонентов крови. Кровезаменители. Классификация, достоинства и недостатки переливания крови, кровезаменители. | обзорные | |
Раны. Определение раны и ранения. Классификация. Патогенез ран. Общие и местные симптомы ран. Первая помощь, лечение. Первичная хирургическая обработка ран. Принципы лечения инфицированных ран. Закрытые повреждения. Повреждения мягких тканей. Травматический токсикоз. Повреждения внутренних органов и черепа. Патогенез. Клиника. Оказание первой помощи, лечение. | обзорные | |
Вывихи. Классификация. Клиника, лечение. Переломы костей. Классификация. Клиника. Первая помощь при закрытых переломах. Принципы лечения переломов. Травматический шок. Ожоги. Классификация. Клиника и лечение. Отморожения. Электротравма. Местная и общая реакция организма при повреждениях. | обзорные | |
Общие вопросы хирургической инфекции. Классификация, этиология, патогенез. Общие принципы местного и общего лечения. Сепсис. Этиология. Классификация, патогенез. Клиника, лечение. Газовая гангрена. Этиология, патогенез. Клиника, лечение, профилактика. Столбняк. Этиология, патогенез. Клиника, лечение, профилактика Остеомиелит. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Первично-хронические формы остеомиелита | обзорные | |
Всего: 6 часов. |
Тематический план практических занятий
№ | Наименования тем | Форма проведения и продолжительность в часах |
Ознакомление с клиникой. История хирургии. Заслуги Н.И.Пирогова. Основные принципы хирургической деонтологии. Десмургия. Антисептика. Определение, виды антисептиков. Ознакомление с антисептическими веществами, применяемыми в операционной и перевязочной. Способы их применения. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Асептика. Хирургическое отделение, его планировка. Операционно-перевязочный блок. Стерилизация перевязочного материала, белья. Контроль за стерильностью. Устройство, работа автоклава. Стерилизация хирургического инструментария, шприцев, шовного материала, резиновых перчаток, дренажей, катетеров. Подготовка рук и операционного поля к операции. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Кровотечение. Классификация, патогенез. Общие и местные симптомы. Методы остановки кровотечения (временный и окончательный). Переливание крови. Определение группы крови, резус-фактора. Работа станции переливания крови. Консервирование и хранение крови. Донорство. Переливание крови. Механизм действия перелитой крови. Показания и противопоказания для переливания крови. Техника переливания крови. Пробы на совместимость. Осложнения при переливании крови, профилактика и лечение. Переливание препаратов и компонентов крови. Достоинства и недостатки. Показания и противопоказания к переливанию компонентов крови. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Общее обезболивание. Наркоз, определение, классификация. Ингаляционный наркоз: эфирный, газовый. Наркотические вещества и мышечные релаксанты. Аппаратура для наркоза. Клиническое течение эфирного наркоза. Показания и противопоказания. Осложнения ингаляционного наркоза, профилактика. Методы искусственного дыхания и реанимационные мероприятия. Неингаляционный наркоз, вещества, применяемые для неингаляционного наркоза. Искусственная гипотермия. Терминальные состояния. Местное обезболивание. Лекарственные вещества, применяемые для местного обезболивания. Фармакодинамика анестезирующих веществ. Виды и способы местного обезболивания (поверхностная, инфильтрационная по Вишневскому, проводниковая, корешковая, внутрикостная). Показания. Противопоказания. Опасности, осложнения. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Раны. Классификация. Течение раневого процесса. Виды заживления ран. Морфологические и биохимические изменения в ране. Общие принципы лечения свежих ран. Первичная хирургическая обработка ран. Шов первичный, первично-отсроченный, вторичный. Принципы лечения инфицированных ран. Методы общего воздействия на организм. Современные методы лечения гнойных ран. Современные виды энзимотерапии, биотерапии гнойно-воспалительных заболеваний. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Вывихи. Классификация. Механизм вывихов. Клиника и лечение. Переломы костей. Классификация. Клиника. Первая помощь при закрытых и открытых переломах. Этапы лечения: репозиция отломков и иммобилизация конечности (стимуляция образования костной мозоли, реабилитация). Показания и противопоказания к оперативному лечению переломов. Функциональный метод лечения. Стадии и источники, образования костной мозоли. Морфологические изменения в различные сроки после перелома. Принципы лечения переломов с замедленным сращением и лечение ложных суставов. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Общие вопросы хирургической инфекции. Причина развития. Общая реакция организма на инфекцию. Современные особенности течения гнойной хирургической инфекции. Классификация. Классификация. Этиология и патогенез. Местная реакция тканей. Общая реакция организма. Вопросы профилактики. Основные принципы общего и местного лечения. Значение применения антибиотиков. Отдельные виды острых гнойных заболеваний (фурункул, карбункул, гидроаденит, флегмоны, панариций, абсцесс, рожа, эризипелоид, тромбофлебит, мастит, парапроктит, паранефрит, медиастенит и т.д.). Гнойные заболевания сосудов. | Обсуждение теоретического материала и практические навыки 3 часа | |
Общая гнойная инфекция (сепсис). Классификация. Патогенез. Симптоматика. Диагностика. Лечение (местное, общее). (SIRS). Анаэробная инфекция. Возбудители. Классификация. Патологоанатомическая картина. Клиника. Лечение. Профилактика. Столбняк. Этиология и патогенез. Симптоматика. Лечение. Сибирская язва. Этиология и патогенез. Симптоматология. Лечение. Профилактика. | Обсуждение теоретического материала 3 часа | |
Некроз. Общие понятия. Причины и условия развития заболевания. Виды некрозов. Сухая и влажная гангрены. Общие принципы лечения. Профилактика. Отдельные виды нарушения кровообращения. Тромбозы и эмболии. Облитерирующий эндартериит. Облитерирующий атеросклероз. Значение коллатерального кровообращения. Трофические язвы (варикозные, посттравматические, рубцовые, послеожоговые и т.д.). Пролежни. Свищи. Классификация. Диагностика. Лечение. | Обсуждение теоретического материала 3 часа | |
Общие сведения. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Клиника и диагностика (клиническая, рентгенологическая, эндоскопическая, гистологическая). Ранняя диагностика злокачественных опухолей. Предраковые заболевания. Факультативные и облигатные предраки. Клиническая характеристика наиболее часто встречающихся локализаций опухолей. Опухоли соединительно-тканные: доброкачественные (фиброма, липома, хондрома, остеома); злокачественные (саркома). Опухоли из мышечной, сосудистой и нервной ткани (миома, ангиома, глиома, невринома, ганглионеврома). Опухоли эпителиального происхождения: доброкачественные (папиллома, аденома, цистоаденома, дермоид); злокачественные (рак). Лечение опухолей: хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое, комбинированное лечение. Организация онкологической помощи в СНГ и Республике Казахстан. | Обсуждение теоретического материала 3 часа | |
Всего: 30 часов |
Самостоятельная работа студентов с преподавателем
№ | Наименования тем | Форма проведения и продолжительность в часах |
Методика обследования хирургического больного. История болезни. | ||
Кровезаменители, классификация. Механизм действия кровезаменителей. Показания к их переливанию. Рубежный контроль | ||
Понятие о производственном, сельскохозяйственном, бытовом, уличном, спортивном, военном травматизме. Организация первой помощи. Общие явления при травме: обморок, шок, коллапс. Травматический шок, профилактика, лечение. Опасности травмы: шок, кровотечение, инфекция. Травматический токсикоз, патогенез, клиника и лечение. | ||
Закрытые повреждения. Повреждения мягких тканей и внутренних органов (грудной, брюшной полости и черепа). Патогенез, клиника, оказание первой помощи, лечение | ||
Ожоги. Классификация. Клиника и лечение. | ||
Электротравма. Местная и общая реакции организма при электротравме. Оказание первой помощи. Лечение. Отморожения. Классификация, патогенез, клиника и лечение. Первая помощь | ||
Острые гнойные заболевания костей и суставов (остеомиелит гематогенный и травматический, первично-хронические формы остеомиелита, артрит, гнойный синовиит, остеоартрит и др.). | ||
Хроническая хирургическая (специфическая) инфекция. Костно-суставной туберкулез. Классификация. Патогенез. Особенности лечения. Осложнения. Отдельные виды (спондилит, коксит, гонит). Хирургическое лечение. Организация санитарно-ортопедической помощи. Рубежный контроль | ||
Пороки развития | ||
Эмболия. Тромбоз Рубежный контроль | ||
Операция. Понятие. Виды хирургического вмешательства. Этапы хирургической операции Анатомическое и физиологическое обоснование хирургических операций. Предоперационный период. Задачи предоперационного периода. Обследование больного. Подготовка больного к операции. Особенности подготовки к экстренным операциям. Наблюдение за больным во время операции и физиологические методы контроля за его состоянием. | ||
Послеоперационный период. Уход за больным. Наблюдение за внешним видом, температурой, нервной системой, деятельностью сердца и легких, органами пищеварения и мочеотделения. Диета. Наблюдение за повязкой. Ранние и поздние осложнения в послеоперационном периоде Рубежный контроль | ||
Всего | 36 часов |
Задания для самостоятельной работы:
№ | Наименование темы | Форма проведения и контроля |
1. | Деонтология в хирургии. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
2. | Профилактика вирусного гепатита и ВИЧ инфекции в хирургии. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
3. | Информационно-компьютерные технологии в хирургии. Лапароскопическая хирургия. Эндовидеохирургия. Развитие лапароскопической хирургии в РК. Телемедицина. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
4. | Современные синтетические материалы в хирургии и травматологии. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
5. | Водно-электролитные нарушения у хирургических больных и принципы инфузионной терапии | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
6. | Организация амбулаторной хирургической службы | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
7. | Основы хирургии паразитарных заболеваний | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
8. | Питание хирургических больных | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
9. | Основы пластической хирургии. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
10. | Основы оперативной хирургической техники, современный инстурментарий. Нанотехнологии в хирургии. | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
11. | Гнойный тендовагинит | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд |
Основы трансплантологии | Реферат, доклад, презентация, ситуационная задача, кроссворд | |
Итого по дисциплине: 36 часов |
2.8 Методы обучения: формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
· Чтение обзорных и проблемных лекций.
· Проведение практических занятий: обсуждение теоретического материала по теме занятия,
· Практические навыки по теме занятия, подведение общих итогов.
· Формы организации СРС и СРСП: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, рецензирование научных статей и перекрестное рецензирование студенческих рефератов, подготовка презентаций, демонстрационного материала, составление ситуационных задач, кроссвордов.