Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.
Запрету также подлежат:
· сексуальные домогательства; высмеивание работников;
· расовое и религиозное презрение;
· замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;
· угрозы, грубость, насилие;
· использование, продажа наркотиков;
· появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом состоянии;
· утрата или кража собственности организации;
· неправильное, неэффективное пользование собственностью организации;
· разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;
· хранение материалов личного характера на рабочем месте;
· отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;
· использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях;
· передача администрации неточной, искаженной информации;
· обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;
· обман государственных, правительственных органов, внешних организаций;
· ложные заявления от имени организации;
· злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой;
|
· выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;
· пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг;
· разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий и т.д.
Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.
Нарушением этических норм в действиях работодателя могут считаться:
· непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;
· привнесение в трудовые отношения агрессивности;
· сохранение опасных для здоровья условий труда;
· низкий уровень организации труда;
· отказ от управления дисциплиной;
· страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;
· управление наемными работниками посредством произвола;
· унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации;
· необъективное отношение к человеку;
· нарушение трудового законодательства и т. п.
Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.
Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.
|
Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Способы повышения этического уровня организации: программы деловой этики, этические кодексы, комитеты и уполномоченные по этике. Этические тренинги, этическое консультирование.
Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводятся следующие мероприятия.
Предприятия создают и внедряют программы деловой этики, чтобы решать юридические и этические проблемы, проблемы социальной ответственностии защиты окружающей среды. За счет системного подхода к этим вопросам предприятия могут улучшить показатели своей экономической деятельности.
Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. Этические кодексы представляют собой своеобразные «путеводители» к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки.
|
Создаются комитеты по этике. Они имеют определенный набор функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам.
Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции ее «социальной совести».
Проводятся тренинги путем обучения этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.
Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны.