Этические нормы деятельности организаций: общая характеристика.




Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Запрету также подлежат:

· сексуальные домогательства; высмеивание работников;

· расовое и религиозное презрение;

· замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;

· угрозы, грубость, насилие;

· использование, продажа наркотиков;

· появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом состоянии;

· утрата или кража собственности организации;

· неправильное, неэффективное пользование собственностью организации;

· разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;

· хранение материалов личного характера на рабочем месте;

· отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;

· использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях;

· передача администрации неточной, искаженной информации;

· обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;

· обман государственных, правительственных органов, внешних организаций;

· ложные заявления от имени организации;

· злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой;

· выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;

· пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг;

· разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий и т.д.

Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

Нарушением этических норм в действиях работодателя могут считаться:

· непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

· привнесение в трудовые отношения агрессивности;

· сохранение опасных для здоровья условий труда;

· низкий уровень организации труда;

· отказ от управления дисциплиной;

· страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;

· управление наемными работниками посредством произвола;

· унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации;

· необъективное отношение к человеку;

· нарушение трудового законодательства и т. п.

Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.

Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

 

Способы повышения этического уровня организации: программы деловой этики, этические кодексы, комитеты и уполномоченные по этике. Этические тренинги, этическое консультирование.

Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводятся следующие мероприятия.

Предприятия создают и внедряют программы деловой этики, чтобы решать юридические и этические проблемы, проблемы социальной ответственностии защиты окружающей среды. За счет системного подхода к этим вопросам предприятия могут улучшить показатели своей экономической деятельности.

Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. Этические кодексы представляют собой своеобразные «путеводители» к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки.

Создаются комитеты по этике. Они имеют определенный набор функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам.

Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции ее «социальной совести».

Проводятся тренинги путем обучения этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: