Зачем слышать «голос ребенка»?




Как услышать голос ребенка?

В современном образовании все чаще звучит новый принцип: необходимо слышать «голос ребенка». Он заключается не только в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что возможность принципиально важна для взросления и обучения.

Дошкольники постоянно стремятся выразить свое отношение к миру и понимание этого мира. Они часто:

Ø Задают вопросы (и будут задавать их чаще, если взрослый запишет эти вопросы и предложит всем подумать над ними);

Ø Отвечают на вопросы, на которые возможны разные ответы (так называемые «вопросы на понимание»), которые будут менее стереотипными, если взрослый поддержит их разнообразие;

Ø Рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке, который для дошкольника не всегда является художественным изображением; часто – это схематическое изображение, предтеча письменной речи. И дети будут делать это чаще, если взрослый с любопытством будет рассматривать эти изображения и выслушивать объяснения;

Ø Пытаются планировать (и будут в восторге, если взрослый предложит совместное планирование);

Ø Выдвигают гипотезы и зарисовывают их;

Ø Воплощают свой замысел – придумывая танец, рисунок, даже мелодию и т.п.;

Ø Рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве;

Ø Делают фото- и видеосъемку, сами выбирая, что именно должно попасть в кадр (если в руки попадает камера);

Ø Сочиняют истории (и они будут все более структурированными и оригинальными, если взрослый запишет их, поможет сделать собственную книжку и пр.);

Ø Играют (и игра будет богаче, если у детей будет для нее достаточно времени и разнообразных предметов, которые в игре могут превращаться во что угодно). И так далее.

Зачем слышать «голос ребенка»?

Для того чтобы услышать голос ребенка, требуется время (и на то, чтобы и историю записать, и версию выслушать). Если возможность у педагога «тратить» на это время?

Будем исходить из того, что у воспитателя всегда есть время на то, что он считает необходимым. А услышать голос ребенка действительно необходимо, и вот почему.

Это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают. Уважение проявляется в действиях: в том, делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать, или спешить ответить сам; задает ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или ответ на который ему самому уже известен заранее; интересуется ли детскими рисунками или считает их каракулями; ценит ли детский замысел или все время предлагает образец и т.д. Один из ведущих мировых специалистов по дошкольному образованию, Т. Бертрам, пишет, что все это нужно не просто потому, что дети в будущем станут полноценными гражданами нормального, демократического мира, а потому, что дети – уже граждане и должны обладать правом высказывания, должны получить этот опыт уже в детском саду.

Так можно сделать обучение осмысленным. Как известно, только с той ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схеиы, плана.

И именно поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео, нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе и в отношении своего развития – хочу научиться) и оценивать свои достижения (здесь я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (доступные для детей) папки, которые можно перебирать (листать, вспоминать); «говорящие стены», где вывешиваются в том числе и детские работы (ребенку важно видеть свою продуктивность немедленно). Тогда произведения сразу начинают «работать», привлекая и самого автора, и других, а иначе они лежат мертвых грузом.

Очень важно создавать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят не на родном языке. Это отдельная острая проблема, сейчас еще более актуальная.

И наконец, «голос ребенка» принципиально важно услышать самим педагогам. То, что есть у дошкольников – воображение, игра и креативность – востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе и у воспитателей). Дети играли (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. И в этом огромный ресурс для педагогов: если задать хороший вопрос, можно услышать много удивительного; если записать детскую историю, можно поразиться неожиданным поворотам; если попробовать включиться в игру, обнаружится, как непросто придумать сюжетные ходы. Можно смело сказать, что работа «по конспекту», где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, это и есть путь к собственному профессиональному и личностному выгоранию, а умение слышать «голос ребенка» может от этого спасти.

Где найти время?

И все же вопрос остается: где найти время для того, чтобы прислушиваться к детским высказываниям?

Время обнаружится, если воспитатель поймет, что записывая истории и вопросы, выслушивая ответы и разглядывая детские карты, он как раз и занимается образованием. Плакаты и декорации, календари и планирование – все может стать и важнейшей частью процесса, и способом отразить, осмыслить этот процесс. Здесь слышен отголосок идеи «документации с детьми и для детей», предложенной подходом Реджио Эмилия и набирающей все большую популярность в мире: именно по тому, что создают дети, и можно отследить и атмосферу в группе, т детские интересы, и отношение детей к происходящему, и, конечно, понимание, осведомленность взрослых.

Вот показательный пример. Воспитатель с гордостью указывала на окна и стены в детском саду, украшенные дивно вырезанными фигурками, и поясняла: «Вырезала целый месяц!» «С детьми?» - спрашивали ее. «Ну что вы – это же обойный нож, тонкая работа, детям такое опасно давать».

Конечно, речь не идет о том, чтобы давать детям опасный нож. Речь о том, что участие в украшении своей группы, придумывание способов, выбор материалов т.д. – это и есть образование. И если бы у детей была такая возможность, это имело бы для них гораздо больше значение, чем любые распрекрасно вырезанные взрослым фигурки.

Настоящее и будущее

Конечно, «солирующая педагогика» пока позиций в наших детских садах не сдает и оправдывает себя тем, что ребенку надо «много дать». Может быть, действительно сначала ребенку надо побольше узнать, а уже потом учиться высказывать свои суждения?

Сделаем маленькое социологическое отступление. Уже почти 40 лет длится знаменитый исследовательский проект «Всемирный обзор ценностей», инициированный американским социологом Р. Ингелхартом. Результаты исследования показывают, что в современном мире (в том числе и в России) все более значимыми становятся ценности самовыражения: творческая самореализация и свобода выбора перестают быть уделом единиц. Для этого есть объективные основания: механической работы и становится все меньше (и этот процесс будет идти все интенсивнее), а возможностей для проявления своей индивидуальности появляется все больше – такова общемировая тенденция.

К какому миру мы хотим готовить детей: к вчерашнему или сегодняшнему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: