Начиная с 1990 г. ежегодно площадь лесных массивов планеты сокращалась более чем на 7 млн га: ежегодное исчезновение лесов составляет 13 млн га в развивающихся странах — при восстановлении почти 6 млн га в индустриальных странах. Охрана оставшихся на Земле почти 4 млрд га леса и возрождение уничтоженных лесных ресурсов — необходимая мера для восстановления нормального самочувствия планеты. Уменьшение паводков и вызванных ими наводнений, защита почв от эрозии, континентальный круговорот осадков, пополнение запаса грунтовых вод — все это напрямую зависит от сохранения и возобновления лесных массивов (Браун, 2010).
В связи с проблемой деградации лесного покрова Земли и другими не менее актуальными экологическими проблемами, с 3 по 14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро была созвана Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, в ходе которой была принята одноименная декларация. Принципы этой декларации затрагивают многие аспекты охраны окружающей среды, к которым, несомненно, относится защита лесного покрова и лесовосстановление:
– Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
– В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции;
|
– Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды;
– Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
– Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира;
– Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран;
– Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают;
– Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику;
|
– Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии;
– Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты;
– Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах;
|
– Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе;
– Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции;
– Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека;
– В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды;
– Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование;
– Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа;
– Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам;
– Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.
Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития;
– Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех;
– Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;
– Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены;
– Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития;
– Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы;
– Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;
– Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.
Что же касается практической точки зрения решения данной проблемы, существует два разных способа работ по восстановлению леса — посадка и посев леса, и создание подходящих условий для быстрого восстановления уничтоженных деревьев. Содействие естественному возобновлению проводится в тех местах, где процесс восстановления можно обеспечить путём сохранения подрастающих деревьев или минерализации почвы.
Во многих частях мира, особенно в странах Восточной Азии, лесовосстановление увеличивает площади лесных земель. Количество лесов увеличилось в 22 странах из 50 наиболее богатых лесом стран мира. Азия в целом получила 1 миллион гектаров леса в период с 2000 по 2005 годы. Тропические леса в Сальвадоре расширены более чем на 20 процентов в период между 1992 и 2001 годами. Исходя из этих тенденций, один из исследовательских проектов утверждает, что к 2050 году глобальное количество лесов на планете увеличится на 10 %, что составляет огромную территорию размером с Индию (Оуэн, 2006).
Но, помимо восстановления утраченных лесов, следует также задуматься о сохранении еще существующих. Большая часть стран мира имеетдостаточно возможностей для этого в результате уменьшения потребления древесины. Для индустриальных стран такая возможность — уменьшение количества древесины, идущей на производство бумаги, для развивающихся стран — уменьшение количества древесины, используемой в качестве топлива.
Для уменьшения расходов древесины следует ограничить потребление бумаги, затем уделить внимание переработке макулатуры. Доля переработанной макулатуры в десятке стран, лидирующих по производству бумаги, варьируется в самых широких пределах: от чуть более одной трети в Канаде и Китае до почти 70 % в Японии и Германии. Самое впечатляющее количество бумаги перерабатывает Южная Корея — 85 %. США, главный потребитель бумаги в мире, находятся далеко позади лидеров, хотя и увеличили уровень переработки до 55 % в 2007 г. по сравнению с 20 % в 1980 г. Если каждая страна возьмет пример с Южной Кореи и будет перерабатывать максимально возможное количество бумаги, объемы используемой в бумажной промышленности древесины уменьшатся на треть(Браун, 2010).
На использование древесины в качестве топлива уходит почти половина деревьев, вырубленных по всему миру. Различные международные агентства по оказанию помощи развивающимся странам, в том числе американское Агентство международного развития, спонсируют различные проекты по увеличению эффективности использования древесины в качестве топлива. Одним из наиболее многообещающих проектов агентства стало распространение в Кении 780 000 экономичных кухонных плит, которые не только потребляют гораздо меньше дров, чем традиционные плиты, но и меньше загрязняют окружающую среду.
Браконьерство в лесопромышленном комплексе является серьезной проблемой. Одними контрольными мерами и сотрудниками полиции, которые гоняются за дровосеком, ничего не сделаешь. В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, который позволит оптимизировать работу лесопромышленного комплекса.
Лесное браконьерство относится к числу экологических преступлений. В настоящее время уголовная ответственность за незаконную порубку или повреждение до степени прекращения роста дерeвьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных порубке, совершенные в значительных размерах, устанавливается ст.260 УК РФ. Повреждение до степени прекращения роста – раздробление, смятие, уничтожение части растений (корневой системы, ветвей и пр.), нарушающее способность продолжения роста, может совершаться гусеничным или иным транспортом при наезде на насаждения, при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, при возведении хозяйственных сооружений. Крайняя степень повреждения означает фактическое уничтожение растения.
Заключение.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
– Уничтожение лесного покрова Земли происходит, в основном, в результате таких видов деятельности человека, как нерациональное использование лесных территорий, загрязнение и вырубка лесов.Из всех этих причин отдельно стоит отметить вырубку леса, в том числе и незаконную: она наносит максимальный ущерб.
– Деградация лесных массивовпредстает перед человечеством серьезной экологической проблемой, так как уменьшение площади лесного покрова на планете взаимосвязано с появлением и обострением других проблем и последствий, имеющих отношение к экологическому состоянию нашей планеты.
–В настоящее время мировое сообщество прилагает колоссальные усилия для устранения проблемы деградации и сокращения лесного покрова. Меры предпринимаются как на уровне международного права (Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию) и на государственном уровне, так и, например, посредством действий различных локальных общественных организаций.
Список литературы.
1. Говорушко С.М. Экологические последствия лесозаготовок. // 2014. №1. С. 45-53.
2. Голубев Г.Н. Геоэкология. М.: Аспект-Пресс, 2006. 288 с.
3. Заяц А.М. и др. Оперативное определение возможного ущерба, нанесенного лесным пожаром. // Информационные системы и технологии: теория и практика: сб. тр. науч.-практич. конф.— Санкт-Петербург: СПбГЛТА, 2008. – С. 35-41.
4. Литвин Л.Ф. География эрозии почв сельскохозяйственных земель России. М.: Академкнига, 2002. 255 с.
5. Мирзеханова З.Г., Нарбут Н.А. Экологические функции ландшафтов // Вестн. КрасГАУ. 2008. № 4. С. 119–122.
6. Петряев В.Е. и др. // Мониторинг леса для борьбы с незаконной вырубкой с помощь. RFIDтехнологий. Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. - №9-1. – С.1082-1089.
7. Росновский И.Н. Оценка воздействия лесозаготовительной техники на почвы лесных экосистем // Экологическая экспертиза. 1999. № 6. С. 2-29.
8. Спурр С.Г., Барнес Б.В. Лесная экология. М.: Лесн. пром-сть, 1984. 477 с.
9. Швиденко А.З., Щепаченко Д.Г. Климатические изменения и лесные пожары в России. // Лесоведение. – 2013. – №5. – с. 141-147.
10. Эльдарова Х.Б. Глобальное потепление и его воздействие на среду обитания и организм человека. // Современная медицина: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. тр. науч.-практич. конф.— Пенза. – 2016. – С. 68-71.