№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции / и ее формулировка | наименование оценочного средства |
1. | Закономерности роста и развития детского организма. Уровни организации живых систем организма. Возрастная периодизация. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | Проверочные работы, тестирование |
2. | Общая и возрастная физиология нервной системы. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга ребенка. Высшая нервная деятельность. Индивидуально-типологические особенности ребенка. | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
3. | Возрастные особенности эндокринной системы | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
4. | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
5. | Возрастные особенности пищеварительной системы | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
6. | Возрастные особенности крови | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
7. | Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
8. | Возрастные особенности дыхательной системы | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
9. | Возрастные особенности выделительной системы | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
10. | Возрастные особенности обмена веществ и энергии | ОК-4 способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; ОК-6 способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-8 готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
|
|
|
Вопросы к экзамену
1. Содержание, задачи, методы изучения возрастной анатомии и физиологии. Анатомия и физиология как фундамент для изучения и осмысления курсов педагогики и психологии ребенка.
2. Человек как целостная биологическая система. Уровни организации живой системы. Электронно-микроскопическая структура и химический состав клетки, наследственный аппарат клетки.
3. Общие законы роста и развития организма. Показатели физического развития Онтогенез.
4. Общая возрастная периодизация. Акселерация. Наследственность и среда. Характеристика возрастных периодов.
5. Период эмбрионального развития организма. Гисто- и органогенез.
6. Ткань, виды тканей. Функциональное значение тканей.
7. Функции, значение, эволюция нервной системы. Нервная ткань. Нейрон,
функции его частей.
8. Общая схема строения нервной системы. Строение, свойства и виды нервных волокон. Синапсы.
9. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Кольцевой характер рефлексов.
10. Строение, функции и возрастные особенности спинного мозга, ствола головного мозга.
11. Строение периферической нервной системы. Строение и функции
вегетативной нервной системы, ее роль в адаптации организма.
12 Строение, функции и возрастные особенности больших полушарий и коры головного мозга. Локализация функций в коре. Функциональная асимметрия
полушарий. Электроэнцефалограмма.
13 Строение и функции отделов головного мозга.
14 «Высшая» и «низшая» нервная деятельность. Роль работ Сеченова И.М. и
Павлова И.П. в создании учения о высшей нервной деятельности. Павловский
метод экспериментального изучения В.Н.Д. Вклад современных ученых.
15 Виды рефлексов, отличие условных рефлексов от безусловных. Приспособительное значение условных рефлексов. Физиологический механизм условия образования условных рефлексов.
16 Физиологический механизм динамического стереотипа. Роль стереотипов в жизни детей и подростков.
17 Возбуждение и торможение, взаимосвязь и взаимодействие между ними. Законы (правила) взаимодействия: иррадиации, концентрации, индукции процессов возбуждения и торможения, возрастные особенности.
18 Виды внешнего и внутреннего торможения; становление в процессе развития ребенка.
19 Современные представления о механизмах сна. Гигиена и организация сна детей.
20 I и II сигнальные системы, их взаимодействие в возрастном аспекте. Морфофизиологическая основа речи, речевые центры в коре головного мозга.
21 Учение о типах ВНД. Общие и частные типы, темпераменты. Пластичность типов ВНД - важнейший педагогический факт.
22 Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов, их роль в познании окружающего мира. Общие свойства анализаторов.
23 Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе. Кровь, ее функции, состав, свойства, возрастные особенности. Плазма крови, ее состав, свойства.
24 Форменные элементы крови, возрастные особенности.
25 Строение, форма, функции и свойства эритроцитов. Группы крови и резус-фактор.
26 Функции, свойства и виды лейкоцитов. Виды иммунитета. Количество и свойства тромбоцитов. Единство свертывающей и противосвертывающей систем крови.
27 Общая схема системы кровообращения, ее возрастные особенности. Морфо-функциональные и возрастные особенности сердца.
28 Автоматия сердца. Причины и природа автоматам. Возбудимость сердечной мышцы. Электрическая активность сердца. Возрастные особенности электрокардиограммы. Сердечный цикл. Работа сердца, факторы, влияющие на нее.
29 Особенности кровообращения у плода, его изменения, связанные с актом рождения. Лимфа, лимфообращение.
30 Значение, строение, возрастные особенности системы органов дыхания.
31 Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка.
32 Значение, строение, возрастные особенности системы органов пищеварения.
33 Основные этапы обмена веществ в организме. Обмен белков. Полноценные и неполноценные белки. Понятие о белковом балансе.
34 Обмен жиров, углеводов, минеральных веществ и воды, возрастные особенности обмена. Питьевой режим.
35 Энергетическая сторона обмена веществ в организме основной, рабочий и общий обмен. Витамины, их физиологическая роль, потребность в них у детей.
36 Пути выделения продуктов обмена из организма. Органы мочеобразования и мочевыделения, их функции, особенности у детей. Состав мочи, физиологический механизм ее образования и выделения.
37 Эндокринная система организма, ее возрастные особенности. Гормоны, как биологические катализаторы в организме.
38 Значение и функции опорно-двигательного аппарата, его особенности у детей. Изгибы позвоночника.
39 Осанка, виды ее нарушения. Плоскостопие у детей, профилактика.
40 Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня детей. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Гигиена одежды и обуви. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиена питания.