ЛЕКЦИЯ №16
Меры безопасности при перевозке людей подвесными канатными дорогами. Типы рельс, применяемых в шахте. Требования ПБ при настилке рельсового пути и к стрелочным переводам.
План лекции:
1. Меры безопасности при перевозке людей подвесными канатными дорогами.
2. Типы рельс, применяемых в шахте. Требования ПБ при настилке рельсового пути и к
стрелочным переводам.
Меры безопасности при перевозке людей подвесными канатными дорогами.
В соответствии с Инструкцией по безопасней эксплуатации подземных пассажирских подвесных канатных дорог устройство их возможно при углах наклона выработок до 250. Однако допускается в отдельных случаях по специальным проектам, утвержденным руководством производственного объединения, применение канатных дорог в выработках с углом наклона до 300.
Скорость движения тягового каната при угле наклона выработки до 100 не должна превышать 1,4м/с, а при больших углах – 1,2м/с. Интервалы движения подвесных сидений должны быть не менее 8с. Расстояния между ветвями тягового каната установлены не менее 1м.
В местах посадки и высадки людей следует устраивать площадки длиной не менее 8м. Такие площадки должны выстилаться трапами, иметь перила вдоль выработки и быть освещены. Обязательно должны быть освещены выработки, по которым проложена канатная дорога.
Пуск дороги нужно производить с пультов, расположенных на приводной станции или в местах посадки, только после подачи предупредительного сигнала длительностью не менее 5с. Остановка дороги должна осуществляться с любого места выработки, по которой проложена дорога.
За состоянием всех элементов канатной дороги необходимо вести постоянный контроль: специализированная бригада не реже одного раза в 2 года должна проводить ревизию и испытание дороги; не реже одного раза в год следует производить нивелировку трассы и опорных роликов; не реже одного раза в 6 мес комиссия под председательством главного механика шахты должна проводить опробование элементов защиты и управления; главный механик шахты или его помощник производят проверку механического и электрического оборудования не реже двух раз в месяц, а детальный осмотр канатов – не реже одного раза в месяц.
|
Типы рельс, применяемых в шахте. Требования ПБ при настилке рельсового пути и к стрелочным переводам.
Большинство несчастных случаев на транспорте происходит в горизонтальных выработках и около половины их из-за неисправности рельсовых путей и стрелочных переводов. Это обстоятельство указывает на необходимость строгого соблюдения требований Правил безопасности в путевом хозяйстве. При настилке рельсовых путей следует применять следующие типы рельсов: Р-33 и Р-38 – на главных магистральных выработках, Р-24 – на участковых и вентиляционных выработках. Рельсы, имеющие трещины, выбоины и другие дефекты, применять нельзя. Соединение рельсов должно производиться с соблюдением размеров, указанных на рис. 29 (мм).
На прямолинейных участках головки рельсов укладываются на одном уровне, а на закруглениях – с обязательным превышением наружного рельса, которое зависит от скорости движения и радиуса закругления. Кроме этого, на закруглениях производят уширение колеи.
|
Отклонение от нормальной ширины колеи допускается не более 4мм в сторону увеличения и не более 2мм в сторону сужения. Радиусы закругления рельсовых путей принимают не менее 12 и 20м для колеи соответственно 600 и 900мм.
В наклонных выработках с углом наклона более 100 шпалы следует укладывать в поперечные канавки, обеспечивающие заглубление их на 2/3 толщины h. В этом случае рельсовый путь должен иметь противоугонные устройства, препятствующие сползанию рельсов вниз.
Если рельсовый путь предназначен для откатки контактными электровозами, то для уменьшения сопротивления обязательна установка стыковых электросоединителей. Это объясняется тем, что при контактной откатке рельсовый путь является обратным проводом, и если сопротивление его велико, то ввиду незначительного переходного сопротивления между рельсами и почвой выработки часть протекающего по
Рис. 29. Устройство рельсового стыка |
рельсам тока отходит в почву, образуя блуждающие токи. Сопротивление электросоединителя принимается эквивалентным сопротивлению медного проводника площадью сечения не менее 50мм2 и длиной не более 0,5 – 0,6м. На сварных стыках установка электросоединителей не требуется. Рельсовые пути, не предназначенные для откатки контактными электровозами, следует изолировать от токоведущих рельсов путем устройства специальных изолирующих стыков.
К стрелочным переводам предъявляются следующие требования:
а) укладка их должна производиться точно в соответствии с эпюрой;
б) запрещается эксплуатация стрелочных переводов при сбитых или изогнутых остряках, разъединенных тягах, а также в случае превышения зазора между прижатым остряком и рамным рельсом более 4мм.
|
Контроль состояния путевого хозяйства должны осуществлять начальник внутришахтного транспорта или его заместитель не реже одного раза в месяц и горный мастер не реже двух раз в месяц. При этом особое внимание обращается на состояние пути, путевых устройств и сигналов, водоотводных канав, стрелочных переводов, состояние контактной сети. При осмотрах горным мастером производится замер ширины рельсовой колеи и превышения рельсов на закруглении. Результаты осмотров и замеров должны записываться в Книгу состояния путевого хозяйства.
Правилами безопасности предусматривается обязательная расстановка вдоль рельсовых путей типовых сигнальных знаков, описание которых дано в приложении.
Приступать к ремонтным работам до ограждения мест работы сигналами, а также убирать сигналы до окончания работ и проверки состояния пути запрещается. Ответственность за установку и снятие ограждающих знаков возлагается на бригадира рабочих или старшего рабочего, ведущих ремонтные работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие меры безопасности при перевозке людей подвесными канатными дорогами?
2. Какие типы рельс применяются в шахте?
3. Перечислите требования ПБ при настилке рельсового пути и к стрелочным
переводам?