Культура здоровья педагога




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88 общеразвивающего вида»

Г. Сыктывкара.

Консультация для педагогов.

«Культура здоровья педагога»

 

Составила воспитатель

по физической культуре:

Носкова Г.И.

Г. Сыктывкар 2021г.

Культура здоровья педагога

 

Как часто мы вспоминаем о своём здоровье? По большей части мы вовсе не вспоминаем о нем до тех пор, пока не возникает ситуация, когда нужно уже его поправлять, иными словами, пока не заболеем. Однако можно ли назвать такое положение вещей правильным? Не лучше ли заранее позаботиться о том, чтобы не болеть вовсе? Ведь болезнь практически всегда является результатом неверных действий, мыслей человека.

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что экология влияет на здоровье человека на 20%, наследственность - на 10%, медицина также - на 10%, а образ жизни - на 60%.

Культура здоровья воспитателя - это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Структура культуры здоровья воспитателя включает следующие взаимосвязанные компоненты:

· ценностно мотивационный

· когнитивный, деятельностный

· рефлексивный.

Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы здоровьесберегающего поведения, а также позитивное отношение к педагогической деятельности в сфере охраны здоровья. Он включает систему ценностных установок на постоянное развитие и непрерывное профессиональное самообразование в области здоровья.

Когнитивный компонент формируется за счет знаний и представлений о здоровье и педагогических задачах в данной сфере. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области формирования здорового образа жизни дошкольников. Большое значение здесь играет умение переводить знания по вопросам формирования здорового образа жизни в область практического применения.

Фактором эффективной работы воспитателя в сфере здоровья является способность к самооценке собственной здоровьесберегающей деятельности. Рефлексивный компонент характеризуется способностью оценивать себя, как субъекта здоровьесберегающего педагогического процесса, умением анализировать результаты обучения, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни.

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Первостепенные задачи любой дошкольной организации - укрепление здоровья и физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма. Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспитатель не может воспитать здоровых детей.

Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества. Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей ДОО возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.

Основными факторами риска труда педагога являются:

- повышенное психоэмоциональное напряжение;

- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

- большой объем интенсивной зрительной работы;

- высокая плотность эпидемических контактов.

Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение». Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога.

Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.

Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда ДОО работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: