Часть I-ая «Ольденбурги».




Школа №71 на площади Льва Толстого.

Есть в Санкт-Петербурге в полутора километрах от правого берега Невы небольшая красивая площадь – «площадь Льва Толстого». До 1925 г. эта площадь носила название «Архиерейская». Бог ведает: почему ее переименовали именно в память великого писателя, который никак не был связан с этим местом. С одной стороны площади стоит очень примечательный своей архитектурой дом с двумя башнями, а напротив менее примечательный невысокий дом – бывшая школа № 71.

 

Площадь Льва Толстого, слева дом с башнями, справа школа 71.

Начну издалека. Никогда не скрывалось, но в то же время никогда и нигде кроме специальной исторической литературы не называлось историческое название дома, где была расположена школа. А между тем дом, занимаемый школой, имел историческое громкое название – «Институт принцессы Терезии Ольденбургской» для бедных девочек 6–13 лет всех сословий. Так называли его до 1917-го. В 2000-ых годах уже в пенсионном возрасте было большим изумлением для меня узнать дореволюционное наименование школы № 71.

А теперь конкретно об истории Училища (Института) принцессы Терезии Ольденбургской где мне довелось проучиться в 8-ом, 9-ом и 10-ом классах и получить аттестат зрелости.

 

«Институт принцессы Терезии Ольденбургской» на Архиерейской площади.

Откуда это странное название? Мало кто у нас знает кто такая Терезия Ольденбургская и вообще кто такие Ольденбургские и чем они знамениты, так как в наших школьных учебниках истории о них замалчивалось или писалось вскользь. А ведь фактически, начиная с Екатерины II-ой, то есть 1761-го года и до 1917-го года Россией правила не династия Романовых, а династия Ольденбургов. Последним мужским представителем основной линии династии Романовых был император Петр II Алексеевич (1715—1730), внук Петра I, сын царевича Алексея, а последней представительницей рода - императрица Елизавета Петровна (1709—1761), дочь Петра I. Династия Романовых пресеклась со смертью дочери Петра I-го Елизаветы и больше потомков Романовых по мужской линии (а именно так определяется династия) не оказалось. То есть династия Романовых фактически, по тихому, молча превратилась в другую династию. Представитель рода Ольденбургов по имени Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский стал императором России Петром III-им.

Император России - Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский из младшей ветви Ольденбургов –Петр III-ий.

В крови так называемых Романовых текла уже кровь Ольденбургской династии. Ольденбург – это небольшой скромный, живописный и милый городок на севере Германии ничем особо не примечательный. Он являлся столицей объединенных: герцогства Голштиния и графства Готторп.

Замок Ольденбургов в городке Ольденбург.

Население Ольденбурга составляет сейчас чуть больше 150 тысяч человек. Он совершенно не был затронут разрушениями во вторую мировую войну. Известен тем, что был первым из всех городов Германии, проголосовавших за партию НСДАП Гитлера при выборах в рейхстаг в 1932-ом году. Особыми богатствами он не обладал. Особых подвигов не совершал. Но поставлял кадры для многих династий Европы и, в том числе, России. Ведомо только профессиональным историкам как получилось, что этот городок стал поставщиком многих императорских династий в Европе. Ольденбурги, с 1761 по 1917 г. правившие в России, всегда имели и имеют до сих пор близких родственников в правящих династиях Европы. В роду Ольденбургских оказались короли Дании, Швеции, Греции, Норвегии и, наконец - императоры России. Представителями старшей ветви Ольденбургов являются также супруг английской королевы Елизаветы II, а также его дети, в том числе наследник британского престола принц Чарлз. Род Ольденбургских сыграл чрезвычайно значительную роль и в истории России.

Династия - это не только царствующие особы, наследующие престолы, это и их родственники, занимающие высшие посты при дворе, в государстве и в армии. Такие должности со времен Екатерины II в большом количестве занимали в России представители династии Ольденбургов.

Надо признать, что много полезных для России дел сделали Ольденбургские императрицы, императоры, и их окружение. Например, принц Гео́ргий Петро́вич Ольденбу́ргский (1784—1812), после женитьбы на великой княжне Екатерине Павловне — сестре императора Александра I - был назначен тверским, новгородским и ярославским генерал-губернатором. За свою короткую жизнь он сделал очень много. Ему ставится в заслугу улучшение административной и судебной деятельности в своих губерниях, учреждение во всех трех губернских городах комитетов благоустройства. Он, как выяснил из архивов мой однокурсник проф. Мелентьев В.В., покровительствовал 4-ды прапрадеду Мелентьева - ольденбуржцу Иогану Христиану Штукенбергу и, как лицо ответственное за функционирование Вышне-Волоцкой водной системы, пригласил его на должность смотрителя Боровичских порогов на реке Мсте, где до сих пор сохраняется, построенная предком Мелентьева гранитная набережная. Во время войны 1812 г. принцем был сформирован из помещичьих крестьян корпус в 35 000 человек, предприняты огромные усилия по снабжению войск. Принц Георгий Ольденбургский настолько рьяно служил России, что это косвенно послужило причиной его ранней смерти (в 28 лет). В 1812-ом году при посещении госпиталя для раненых на Бородинском поле он заразился тифом и за несколько дней умер.

Его сын, принц Петр Георгиевич Ольденбургский (1812—1881) был личным другом императора Александра II. Он был членом Государственного совета, руководил IV отделением Его Императорского Величества канцелярии, ведавшим воспитательными и другими благотворительными учреждениями. В 1889 г. в Санкт-Петербурге ему был установлен памятник с надписью «Просвещенному благотворителю». И, наконец, он занимал посты опекуна множества учебных заведений, в том числе и Училища (Института) принцессы Терезии Ольденбургской (в будущем школы № 71).

Принц П.Г. Ольденбургский в мундире Преображенского полка 1842г. худ. Ж.Д. Кур.

Воспитанники приюта принца Ольденбургского и сестры милосердия у памятника П. Г. Ольденбургскому перед Мариинской больницей в день 100-летия со дня его рождения 1912 г.

Старший сын принца Петра Георгиевича Ольденбургского - Александр Петрович Ольденбургский известен как активный участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. на Балканах. Впоследствии он стал членом Государственного совета. Этот принц известен как инициатор создания Института экспериментальной медицины и организатор борьбы с эпидемиями, в том числе с чумой. Младший сын принца Петра Георгиевича Ольденбургского - Константин Петрович Ольденбургский, постоянно проживал на Кавказе, где его стараниями получило развитие курортное дело (Адлер—Сочи) и виноградарство (в основном на юге Кубанской области).

В настоящее время, в одном из заявлений великая княгиня Леонида Георгиевна, вдова претендента на российский престол великого князя Владимира Кирилловича честно объявила, что ее внук Георгий - наследник русского престола - если вступит на престол, династия будет именоваться «Голштейн-Готторп-Гогенцоллерн-Романовы».

Теперь уточним данные об основательнице моего училища для малолетних девиц, которой была Терезия Вильгельмина Фредерика Шарлотта Нассауская (кратко – Терезия Нассауская) - благотворительница и жена принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Граф С.Д. Шереметьев писал о ней: «Женщина большого несомненного ума, со своеобразным юмором и остроумием. У неё был живой, свежий саркастический ум, натура вообще богато одаренная, но не удовлетворенная тем, что ей дано было в жизни. Она склонна была к пристрастию, к увлечениям». Своё истинное призвание Терезия Нассауская (Ольденбургская в браке) нашла в благотворительной деятельности: она «была энергичной помощницей мужа в делах благотворительности».

Портрет принцессы Терезии Ольденбургской, урождённой Нассау (1836г.) худ. В.И.Гау.

 

Первоначальным фондом для устройства женского училища (будущей школы 71) были «туалетные деньги» Терезии Нассауской, на сбережения из которых в мае 1841-го года было приобретено двухэтажное здание на углу Каменноостровского и Большого пр., то есть площади Льва Толстого.

Туалетных денег жены было маловато и ее муж - Петр Ольденбургский жертвует 40 тыс. рублей из собственного достояния (а в его достоянии денег было море – возможность пользоваться всей Российской казной). Благородный почин вызвал приток и других пожертвований, явилась возможность приступить к сооружению новых зданий, которые и были построены. Тогда же и выстроили рядом четырехэтажный дом со спальнями в верхнем этаже и классными комнатами в нижних. С этого времени в старом, угловом здании, соединенном с новым крытым переходом, располагались залы училища, домовой храм и квартиры служащих. Вскоре, после переделки в нем было открыто училище для бедных девочек 6 – 13 лет всех сословий. Задача училища - «образование девиц недостаточного состояния, которых будущность должна быть обеспечена трудом честным и благородным ».

 

Справа – домик на туалетные деньги принцессы Терезии, а слева на деньги Петра Ольденбургского.

«Отцы – основатели» училища для бедных девочек подошли к проблемам образования и воспитания комплексно. В 1843-ем году они взяли под покровительство дополнительно еще два приюта неподалеку от основного училища для девочек. Это были: «Дом милосердия» - приют для раскаявшихся девиц легкого поведения и «Детский приют принца Петра Ольденбургского» для беспризорников и малолетних преступников. Эти, как сейчас говорится «проекты», были любимым детищем Петра Ольденбургского и он их часто посещал и инспектировал их. Основание первой в России общины для девиц легкого поведения было новшеством.

При приюте для девиц легкого поведения была выстроена и церковь прп. Алексия человека Божия, в народе - Церковь падших женщин. Легенда гласит, во времена императора Гонория, в V-ом веке в Риме была назначена свадьба некоего Алексия с богатой невестой. В свадебную ночь, будущий святой Алексий, желая целиком посвятить себя Богу, сохранив девство, оставил свою невесту и бежал в дальние края, долго скитался, а потом вернулся в родной дом, где не был узнан никем, в том числе и родителями и скромно в молитвах жил до самой кончины. После его смерти начали над его мощами происходить чудесные исцеления, особенно падших женщин.

 

«Училище - приют для девиц легкого поведения».

Церковь прп. Алексия человека Божия (для раскаявшихся девиц)

Оказывается бывают особи мужского пола, посвятившие себя Богу целиком (человеки Божии), девушкам урок.

Здание церкви Алексия было капитально перестроено в цеха завода «Измеритель», на улице Даля, недалеко от Обители Иоанна Кронштадтского. Сейчас невозможно узнать в этом уродливо-нелепом заводском корпусе белоснежный трехпридельный храм с высоким куполом – одно из лучших творений в неорусском стиле известного зодчего Г. Д. Гримма. То есть, как и святого Алексия не узнали родители его, так никто не признает в этом здании и церковь.

Завод «Измеритель» вместо церкви Алексия человека Божия.

В настоящее время разрабатывается проект и собираются деньги на восстановление этой церкви приблизительно на том же месте.

Приют - училище для девиц легкого поведения было закрыто после революции, так как не выполняло своей функции - лечение, исправление и перевоспитание таких девиц. Окрестные жители жаловались на слишком шумное, грубое и беспутное поведение обитательниц приюта - училища.

До 1917-го года многие из начинаний принца Петра Георгиевича продолжили его сыновья, а принц Петр Ольденбургский похоронен с большой торжественностью в семейной усыпальнице Ольденбургских на территории Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне.

Могильная плита на месте семейной усыпальници Ольденбургских на территории Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне.

Вернемся теперь к истории «Училища (Института) принцессы Терезии Ольденбургской».В основание правил приема в училище были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и жребий. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца различные обстоятельства:

· её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),

· обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении), если был жив, то состоял ли на действительной службе,

· её материальное положение или её родителей.

Воспитанницы вносили плату за обучение и воспитание, если они были состоятельными. Несостоятельные получали стипендии принцессы Ольденбургской (примерно половина воспитанниц). Оканчивающим с успехом воспитанницам Училища выдавались средства на право быть домашними учительницами.

В конце 1870-х гг. училище было переименовано в институт, хотя сюда по-прежнему принимали малолетних девочек, и его программа была расширена по объему преподаваемых предметов и была сравнима с другими женскими институтами и гимназиями. Особый упор делался на обучение иностранным языкам. С 1915 года - это «Петроградское женское училище принцессы Терезии Ольденбургской», статус которого – императорская женская гимназия.

На углу здания школы, на уровне второго этажа была создана огромная икона Христа.

Снаружи, на углу здания школы, находился большой образ Спасителя. Храма в училище сперва не было, и ученицы на молитву ходили в близлежащий «Александровский лицей», где я проучился с 4 по 7-ой классы до перевода в школу 71 (об этом периоде имеется сделанное мною видео). Однако через короткое время на втором этаже углового корпуса училища была освящена «Церковь во имя Воскресения Христова». В помещении церкви был сделан деревянный потолок, одноярусный ампирный иконостас. От актового зала храм отделялся раздвижной перегородкой.

Обо всей этой истории я даже не подозревал. На уроках истории России нам вбивали в головы лишь сведения о гнилом бесчеловечном царизме, об угнетении крестьян и пролетариата, о разложении помещиков и капиталистов, о борьбе Социал-Демократической партии России за лучшее будущее. Забивали головы мелкими, несущественными подробностями истории партии ВКП(б), затем КПСС и подвигами отдельных деятелей этих партий.

И теперь мы видим, что династия Ольденбургов много положительного сделала и привнесла в России. Но, в 1917-ом году не нашлось среди членов семьи Ольденбургов достаточно умного, смелого и решительного человека типа Петра Алексеевича Романова, который бы смог предотвратить и спустить на тормозах неизбежную революцию 1917-го года. Династия Ольденбургов в России выродилась. А царь Николай II-ой, хотя и очень образованный и знающий мировую политику, замкнулся в мирке своей горячо любимой семьи. Он, будучи немцем почти на 100%, не понимал народа России и очень в нем ошибался. Ближайшее окружение царя так же не понимало ситуации.

Чем дальше уходят годы от рокового 1917-го, тем отчетливее и яснее становится огромный фатальный размер трагедии русского народа в XX-ом веке, поддавшегося на сладкие призывы различных партий призывавших к немедленному свержению царя путем революционного переворота. В результате событий Февральско-Октябрьской революции были уничтожены многие кадры интеллигенции и опытного офицерского сословия. Результат - ужасные потери в Великой Отечественной войне из-за неумения воевать и другие несчастья и утраты. Кстати, жестокий и нелепый переворот 1991-ого года – это то же следствие 1917-го.

Дальнейшие вехи истории здания училища принцессы Терезии:

• 1918 сентябрь – Храм училища закрыт, имущество отдано в Алексиевскую церковь для падших женщин, а помещение занято школьным спортзалом;

• 1918 – курсы коммерческих знаний, землеустроительный техникум, курсы иностранных языков;

• 1919-1920 – 6-я Советская Единая Трудовая школа;

• 1920-е годы – Советская Единая Трудовая школа №182 I и II ступеней. Здесь же работала фонетическая школа новых языков (английского, французского, немецкого, итальянского, испанского и скандинавского языков);

• 1930-е годы – школа № 5

• 1940-1941 – школа № 71;

• в 1941 году в помещениях школы поместили военный госпиталь, школу № 71 перевели на улицу Рентгена, потом закрыли;

• 1945/1946 учебный год – школа № 71 вернулась в родные стены;

• с1947 года – здесь стала работать еще и Детская спортивная школа (ДЮСШ);

• с 1966 года – Дом пионеров и школьников и вечерняя школа № 33 (до 2007 года);

• с 1991 года – Дом детского творчества Петроградского района; создана Школа гармоничного воспитания для старшеклассниц, продолжающая традиции женского образования;

• с 2006 года – Дворец детского творчества Петроградского района.

Ныне здесь находится Детско-юношеская спортивная школа с тренировочным залом и Музей Института принцессы Терезии Ольденбургской.

А теперь о распорядке жизни «Института принцессы Терезии Ольденбургской» и распорядке жизни моей школы 71.

В училище девочки обучались с 10-12 лет, обучение длилось 6-8 лет. В программу обучения входили иностранные языки, искусства, рукоделие, позднее курс расширяется за счет общеобразовательных дисциплин. Все девицы, оканчивающие с успехом курс наук, получали свидетельство на право быть домашними учительницами. Надо признать, что выпускницы были прекрасно подготовлены как к семейной жизни, так и к общественному труду.

О распорядке и характере занятий в Институте дают представление фото тех лет:

Утренняя молитва в Церкви Воскресения Христова.

Воспитанницы делают утреннюю зарядку во дворе училища.

Завтрак учениц.

Мытье посуды после принятия пищи воспитанницами.

Обучение уходу за детьми.

Уроки воспитанниц в классах. (Идет урок географии). Впоследствии именно в этом помещении и за такими же партами учились и мы.

Уроки парикмахерского искусства.

Уроки шитья.

Уроки поварского искусства.

Стирка белья.

Уроки учениц по уходу и воспитанию детей.

Уход учениц за ранеными.

Спали в общей спальне (дортуаре).

Иногда приезжал кто-то из попечителей и тогда делался общий снимок

 

Вот в такую школу я попал, и моя судьба пересеклась с династией Ольденбургов. Надо заметить, в мои года отбор в школу 71 так же как в Институт принцессы проходил довольно строго. Школьников с плохим поведением и отстающих в нее не брали. Так сложились карты из колоды событий в моей жизни, что пришлось мне получать среднее образование в четырех школах, начал в 316-ой (ныне 304-ой, «Центр подготовки кадет - следователей прокураторы»), затем в 69-ой, в 68-ой (ныне Александровский лицей) и, наконец, в 71-ой школе, где я и закончил среднее образование. Это происходило помимо моей воли из-за стечения обстоятельств. Об учебе в 316-ой школе (ныне 304-ой) я написал отдельное повествование. 69-ая и 68-ая школы, где я окончил 4, 5, 6, 7- ой классы располагались в роскошном здании Александровского лицея и я об этом периоде сделал видео ролик. А 71-ая школа, где я окончил 8, 9, 10-ый классы располагалась в чуть менее роскошном здании «Института принцессы Терезии Ольденбургской».

Знаменитые здания, где я учился, были построены при самом активном участии принцев и принцесс царствующего Ольденбургского дома. Для меня было большим изумлением уже впоследствии узнать, что я учился в таких престижных зданиях. В советские годы факт участия Ольденбургов в появлении зданий этих школ замалчивался.

Я жил напротив школы 71 - в доме с башнями на втором этаже правого крыла в жуткой коммунальной квартире. Но дом снаружи был очень красив. Этот доходный дом принадлежал инженеру и предпринимателю К.И. Розенштейну и был построен им самим совместно с талантливым художником - архитектором А.Е. Белогрудом (ректором академии художеств Ленинграда). Дом построен в стиле «историзм с элементами неоготики». В моё время, по слухам, К.И. Розенштейн работал архитектором завода ГОМЗ и жил в одной из квартир дома. Дом был очень прочно построен. Когда в 1941-ом совсем рядом упала мощная фугасная бомба, дом устоял. Незадолго до революции дед известного актера Андрея Миронова — Семён Менакер — приобрел купчую на часть дома. Вероятно поэтому с 1996-го года здесь находится Санкт-Петербу́ргский теа́тр «Ру́сская антрепри́за» и́мени Андрея Миронова, руководимый известным режиссером и актером, Рудольфом Фурмановым.

Левое крыло дома с башнями. Ныне вход в Театр им. Андрея Миронова.

Справа на снимке вход в парадную где жила семья моего приятеля по школе 71 Гельвассера. Ныне она на кодовом замке. Гельвассер, можно сказать, жил на голубятне на самом верху.

Правое крыло дома с башнями. Ближе к углу дома слева – черный вход в кинотеатр «Арс», теперь - Театр им. Андрея Миронова. На втором этаже справа - окна моей коммунальной квартиры. Ниже этажом был расположен общественный туалет.

В здании Училища (Института) Принцессы Терезии Ольденбургской я, наконец, получил «аттестат зрелости», хотя честно признаться, как показала дальнейшая моя жизнь, это был «аттестат полу зрелости» или всего лишь аттестат половой зрелости. Дело в том, что я из поколения «Детей войны» а у нас едва ли на одного ребенка из семи, восьми был в семье отец. Была почти сплошная безотцовщина. Кто то из великих сказал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». Особенно это касается мальчиков. Из-за отсутствия рядом отца многое я понял и осознал в жизни слишком поздно, на основе лишь собственного опыта. Отец остался жив после войны, но жил в другой семье, а мать моя любимая, но очень неразумная не поощряла наше знакомство и встречи. Иначе чем «этот подлец» она его не именовала. Хотя позднее я понял, что он в общем, был очень хороший человек. На войне после четырех лет в окопах он встретил «фронтовую подругу» - вдову погибшего летчика и не смог устоять. Повезло сыну «фронтовой подруги» от первого мужа - летчика, а не мне. История слишком обычная, хотя и трагичная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: