Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста




Типы восприятия

Восприятие — это сложный многоуровневый процесс, находя­щийся в смысловой зависимости от социокультурных систем, вклю­чающих субъект и объект восприятия. При восприятии произведения искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются со­зерцание и продуктивное воображение. В зависимости от типа ху­дожественного восприятия и конкретной ситуации эмоциональная установка активизирует опыт. Постепенно умение эстетически со­зерцать произведение способствует формированию определенной направленности образного мышления и воображения, которые со­действуют проявлению продуктивного воображения. Таким образом, созерцание произведения активизирует собственное творчество де­тей, в результате которого рождаются различные образы. Дж. Гибсон выделяет четыре типа восприятия произведений ис­кусства.

Ситуативный — цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации (Дима, 3 г. 2 мес., увидел в Александровском саду скульптурные группы персонажей из разных сказок и воскликнул: «Здорово! Вот это да!..»).

Эстетизированный — соотнесение воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом, при этом подчеркивается ценность самого процесса восприятия, не зависящего от личностных предпочтений (Маша, 2 г. 5 мес., увидела витраж в метро, долго молча рассматри­вала, потом сказала: «Какие красивые циточки. Они же сетятся (све­тятся), как на сонышке (солнышке)»).

Прагматический связан с установкой на объект прежде всего с позиции удовлетворения определенных потребностей, выделения аспекта пользы (Гоша, 4 г. 6 мес., в Оружейной палате увидел раз­личные виды мечей и завороженно произнес: «Вот здорово! Мне бы такой меч, уж я бы тогда самым сильным был». Даша, 5 лет 4 мес., в музее увидела картину с изображением подсолнухов и произнесла: «Мама, давай купим эту картину и повесим на кухне. У нас же тоже там подсолнухи на стене»).

Профессиональный противоположен прагматическому, посколь­ку не связан с обладанием объектом, а характеризуется визуальным анализом произведения с точки зрения «сделанности». При таком типе восприятия предметом оценки становятся приемы, техника ис­полнения произведения, а также происходит сопоставление его с контекстом культуры (Алина, 5 лет 9 мес., на выставке, увидев про­изведения Фаберже, долго их рассматривала, а потом сделала вывод: «Да, я думаю, что их очень трудно сделать. Не понимаю, как можно прикрепить камушки, чтобы они так крепко держались, да еще и были такими красивыми»).

Эти виды восприятия могут проявляться в разных по психологи­ческому типу социальных группах. Именно поэтому произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на вос­приятие определенных субкультур, а в субкультурной среде возника­ют и формируются художественные вкусы, которые приобретают затем групповой субкультурный характер.

В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетического образца. В ходе культурно-исторического развития народа или социальной группы складывается отношение к видам, жанрам и стилям искусства, что служит предопределением в эстетических ориентациях отдельных личностей. Ребенок, постигая основы субкультуры, в которой родил­ся, сталкивается с системой уже сложившихся художественных вкусов и оценок. А художественное произведение представляет ценность для него лишь в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым в его субкультуре нормам вкуса.

Ребенок, родившийся в деревне, где в первую очередь ценятся различные ремесла и где не было возможности изучать многие архитектурные формы, скульптурные и живописные произведения, вместе с семьей переезжает в крупный город. Здесь он сталкивается со множеством видов искусства, ко­торые его, безусловно, удивляют, но которые он пока не в состоянии соот­нести со своим художественным опытом. Для этого необходимо не только время, но и помощь родителей, которые могут контролировать поток инфор­мации, обрушившейся на ребенка, облегчить его эстетическую адаптацию.

 

Таким образом, формирование эстетического отношения детей дошкольного возраста к произведениям искусства представляет со­бой сложный процесс, в котором участвует множество факторов, имеющих общественный и индивидуально-личностный характер. Для понимания сущности взаимодействия искусства и личности до­школьника важен процесс художественного переживания, эффектив­ность которого определяется эмоциональным воздействием художе­ственных образов.

Один из наиболее тонких исследователей проблемы психологии искусства Л. С. Выготский отмечал, что искусство есть орудие обще­ства, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны существа человека. Оно располагает значительным арсеналом специфических средств, ко­торых нет ни у одной другой формы общественного сознания. Идеологические аспекты в произведении изобразительного искус­ства, будучи органически вплетены в ткань живых, зримых художе­ственных образов, воздействуют на сознание ребенка незаметно, но глубоко. То, что пережито, становится частью внутреннего мира личности.

При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного со­циального опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая намного сильнее памяти рациональной. Когда худо­жественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта.

Однако специфику воздействия произведений изобразительного искусства на мысли, чувства и поведение детей дошкольного возрас­та не следует упрощать. На одного ребенка произведение может сра­зу же оказать эмоционально-эстетическое влияние, на другого это влияние распространяется постепенно, только после долгих размыш­лений. У кого-то то же произведение искусства оставит лишь едва заметный след в душе, а некоторые вообще останутся равнодушны­ми к нему.

Как справедливо утверждал Л. С. Выготский, искусство никогда прямо не порождает то или иное практическое действие, оно только нацеливает личность к этому действию. Другими словами, искус­ство — это инструмент как прямого (непосредственного), так и не­прямого (отложенного, задержанного) воздействия на личность.

Воздействие искусства можно наблюдать уже во время самого акта его восприятия. Однако гораздо более глубоким и мощным бывает последствие восприятия, которое способно с течением времени ак­тивизировать самостоятельную творческую деятельность дошколь­ника.

 

Оля (2 г. 7 мес.), после того как на занятии вместе со сверстниками рас­сматривала произведения пейзажной живописи, неоднократно вспоминала осенний лес, изображенный Ф. Сычковым, делилась своими впечатлениями с педагогами, родителями. На следующий день Оля пришла утром в группу с рисунком, протянула воспитателю и сказала: «Тина Васильевна, а я тоже лес нарисовала, он у меня веселый получился, правда?! Я теперь тоже ху­дожник?» Мама Оли пояснила, что она целый вечер всем рассказывала, какой красивый лес она видела на картине, что он был золотистый, пере­ливался на солнце, после чего она попросила краски и стала увлеченно рисовать.

 

Произведения искусства могут оказывать влияние даже на детей в возрасте двух-трех лет. С этого периода дошкольники способны проявлять эстетические переживания. Ребенок радуется при виде дымковских игрушек, любуется елочными украшениями, сочными плодами, изображенными в натюрморте. Нередко вслед за взрослы­ми он повторяет: «Какая красота!..» В этом возрасте дети могут давать собственную оценку красоты, независимо от взрослого, отличая не­красивое от красивого, рассуждая, обосновывая, насколько это воз­можно, свою точку зрения.

Аня (2 г. 8 мес.) с мамой в магазине выбирала вазу в подарок бабушке. Когда мама остановила свой выбор на одной из ваз, Аня тут же сказала «Мама, эту вазу нельзя дарить бабушке, она некрасивая. Посмотри, у ней ушки большие, как у Чебурашки». Давая такую оценку вазе, Аня отметила дисгармоничность ее формы, заключающуюся в непропорциональности тулова вазы и ее декоративных ручек.

На третьем году жизни чувство удивления сменяется любознатель­ностью. Ребенок овладевает речью, задает массу вопросов. Активное употребление слов, словесное выражение переживаемых чувств ведет к осознанию малышом своих эмоциональных переживаний и к ре­чевому оформлению собственных впечатлений. В этом возрасте у дошкольника возникают и такие чувства, как обида, стыд, зависть, проявляющиеся в элементарной форме. Уже к концу дошкольного возраста можно наблюдать развитие эмоционального отношения к произведениям изобразительного искусства. В раннем и младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции, чувства наряду с воз­растными особенностями характеризуются индивидуально-типо­логическими чертами.

Характеризуя эмоционально-эстетическое развитие дошколь­ника к семи годам, можно выделить следующие показатели:

а) яркий эмоциональный отклик при восприятии различных про­изведений изобразительного искусства, сопоставление их друг с дру­гом, сравнение с объектами и явлениями окружающего мира;

б) проявление различных форм любознательности;

в) наличие морально-эстетических чувств (чувства сопереживания персонажам, изображенным в произведениях, справедливости, взаи­мопомощи, уважения и т.д.);

г) эмоционально-эстетическая готовность воспринимать прекрас­ное в различных его проявлениях.

Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок получает благодаря восприятию. Оно составная часть чувственного познания и непосредственно связано с ощущениями. Ощущения и восприятия имеют свои отличительные особенности. Если в результате ощущения дети приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате вос­приятия у дошкольников формируется целостный образ предмета или явления. Такая особенность восприятия обусловлена тем, что оно имеет ряд сущностных характеристик.

Физиологическая основа восприятия, обусловленная взаимо­действием различных анализаторов или отдельных их компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых для оценочной и творческой деятельности дошкольников. В результате у ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Восприятие, представляющее собой некую совокупность раз­личных ощущений, не сводится к простой сумме этих ощущений.

Психологическая основа восприятия, определяемая взаимодей­ствием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В процессе восприятия наряду с ощущениями активизируется художественно-изобразительный, эстетический опыт в виде знаний, представлений детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс по­знания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание — не одномоментный процесс, а скорее накопление, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было сту­пенькой для ребенка в изучении искусства. Психологическая основа характеризуется также тесной связью восприятия с мышлением, вы­ражающейся в том, что образы, формирующиеся в процессе восприя­тия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений.

Таким образом, восприятие занимает промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином процессе познания.

Духовная сфера. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень их эстетического воздействия толь­ко с позиции физиологии и психологии. Есть моменты в восприятии, которые не поддаются рациональному анализу. Если говорить о ребенке-дошкольнике, то очень многие закономерности искусства он использует интуитивно, неосознанно. То же происходит и в про­цессе восприятия произведений. Некоторые образы дети объясняют как-то особенно неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри. В этом случае можно говорить о некоем катарсисе, в котором ребенок принимает участие вместе с автором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: