Младший дошкольный возраст




1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различ­ных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или ма­ленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой об­раз?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

 

Старший дошкольный возраст

 

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скуль­птуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различ­ных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скуль­птуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего- нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведе­ние?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само про­изведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это из­менит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие'' Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его?...

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

 

В данной схеме нельзя учесть всех нюансов ознакомления каждо­го скульптурного произведения, однако в ней представлены основные аспекты, на которые следует обращать внимание детей. Главное, чтобы не упрощать материал, когда этого не требуется. Если ведется планомерная работа, все затрагиваемые здесь понятия будут доступ­ны и интересны детям. У всех детей уровень подготовленности вос­приятия разный, но, чтобы рассматриваемые знания стали частью их личного опыта, необходимо подкреплять схему дополнительными вопросами, уточнениями, пояснениями. Это позволит активизировать открытие детьми отдельных характеристик пластического образа. В ознакомительной работе важно сотворчество педагога и детей, де­тей и мастера, детей друг с другом.

Занятие закрепляющее — обобщение изученного материала с целью его закрепления и определения степени его усвоения. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность еще раз напомнить, пояснить, разъяснить отдельные моменты в изучении скульптуры, а у детей — уточнить, скорректировать, исправить, дополнить недо­стающие звенья в общей системе знаний. Закрепление может про­ходить в форме игр, игровых проблемных ситуаций, бесед, которые организуются как в ходе самого занятия, так и в самостоятельной деятельности детей. С этой целью применяются слайды, фильмы, а также различные игры.

Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.

Сюжетно-ролевые игры.

«Скульптурная мастерская». Цель — познакомить детей с особен­ностями работы скульптора. Дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные вы­бирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать вы­ставки.

«Город мастеров». Ребенок создает свой пластический образ, ко­торый впоследствии должен войти в общую скульптурную компо­зицию.

Дидактические игры.

Игра-вкладыш:

«Подбери формочки» (для детей младшего и среднего дошколь­ного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изо­бражения с исходными формами.

«Собери скульптуру» (для детей разных возрастных групп). Цель — научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для созда­ния целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.

«Найди детали» (для детей младшего и среднего дошкольного воз­раста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изо­бражениям и круглым скульптурным образам.

Игра с карточками:

«Заколдованные фигурки» (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.

«Скульптурное лото» (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т.д.).

«Угадай материал» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображен­ными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие ма­териал, из которого они выполнены.

«Разложи по домикам» (для детей среднего и старшего дошколь­ного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скуль­птуры по их видам, формам, жанрам.

«В мире техник» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель — формирование у детей умения соотносить технику скульпту­ры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.

«Разложи по этапам» (для детей разных возрастных групп). Игра формирует у детей умение определять последовательность этапов создания пластического образа с помощью карточек, на которых изображены отдельные этапы создания скульптуры. Используются несколько видов техник изготовления скульптуры.

Игра с игровым полем:

«Путешествие к памятникам истории» (для детей старшего до­школьного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных стран. Детям необходимо пройти через несколько стран, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и со­берет больше всего карточек с изображением памятника.

«Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игро­вом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние про­изведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.

«Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного воз­раста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней не­сколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предпола­гает определенный уровень сложности задания. С помощью провод­ков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

Малоподвижные и подвижные игры.

«Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре вы­бирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети — скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает ма­стерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась.

«Угадайка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предпо­лагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает опреде­ленное произведение скульптуры, материал или технику, используе­мую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.

«Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.

Рассматривание альбомов по скульптуре, фотоальбомов, содер­жащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом много­образии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.

Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно вос­принимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения. Дети средней возрастной группы спокойно реагируют на обнаженное тело, обращая внимание на пластику скульптуры, на ее изящество, гармоничность. Происходит это потому, что тело для них пока не ассоциируется с чем-то уродливым, некрасивым, неприличным, а сама скульптура не воспринимается как объект безобразия. В рабо­те с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, ко­торый обусловлен несколькими аспектами:

- знакомость образа, отраженного в пластике;

- доступность восприятия выразительных средств скульптуры;

- художественно-эстетическая ценность произведения. Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями

скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоратив­ные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художе­ственно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошколь­ника в его познавательно-эстетическом поиске.

Контрольные вопросы

1. Можно ли считать брелоки, монеты, медальоны предметами скуль­птуры? Стоит ли знакомить с ними дошкольников? Обоснуйте ответ.

2. Какие виды скульптуры, по вашему мнению, находят наибольший от­клик у детей дошкольного возраста?

3. Стоит ли знакомить дошкольников с обнаженной скульптурой? С ка­кими произведениями этого жанра вы бы познакомили детей? В какой группе?

4. Какое значение имеют экскурсии в развитии детского пластического образа?

 

 

Глава 2

...





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.