Функции социальных институтов




Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

37.Семья как важнейший социальный институт общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1. вступление в брак - образование семьи;

2. начало деторождения - рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4. "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

 

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредство которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка; старший, младший) и т. д.

 

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

38.Образование, право, религия как социальные институты.

Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;

Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.

Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;

39.Экономические институты общества.

Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

40.Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации.

Термин организация имеет широкое применение, во-первых под организацией в экономике и в биологии, технических науках понимается определенная упорядоченность. В социологии объектом упорядоченности являются индивиды, социальные общности, социальные группы в включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные функции.

Социальная организация - это основной тип вторичной группы, сформированный для достижения определенных целей.

Социальные организации являются одним из ведущих направлений исследований. в зарубежной социологии, эти исследования подразделяются на несколько этапов:

I. 1900-1925 г.г. на этом этапе были разработаны, классические теории Максом Вебером, Анри Файоль идр. авторы.

II. 1945-1970 г.г. связан после военным устройством западной Европы и характеризуется формирование основ концепций "человеческих отношений" (Элтан Мэйо, фридерик Герцберг, Маслоу и др.)

III.!970-1990 характеризуется тем, что теории организаций, в основном были организованны и основная часть отражает понятие власти и контроля.

IV. 1990- возникновение посмадернистких теорий, которые отличаются авангардные направления.

Элтан МЭйо во время хартонские эксперименты(1923-1932), Ввел понятия формальной и неформальной организации, т.к. проведенные эксперименты позволили выявить что в любой организации, фирме возникают довольно часто дружеские отношения, которые влияют на продуктивность организации, могут создавать позитивные отношения. а могут конфронтацию и вражду.

Формальные организации - обладают следующими признаками:

1. Наличие общей цели ради которой сформирована организация (производство, реализация товаров и услуг)

2. Наличие системы власти, управления, которые требуют подчинения ниже стоящих вывшем стоящим и субординацию должностей,субординация должностей - вертикальная специализация а так же определение объема миро ответственности, принятий решения на разных уровнях

Формальные организации- всегда строятся по иерархическому признаку, где довольно четко выделяется, управляющая и управляемая подсистема. по скольку организации необходима координировать разную направленную деятельность горизонтальных структур, что обеспечивает единство целей, придает устойчивость организаций, способствует ее эффективности.

3. распределение функций(горизонтальная специализация) между бригадами, участками, отделами, структура которая закреплена положениями регламентами, а так же реализована, закреплению полномочий и обязанностей между отдельными работниками.

Функциальная разделение труда его специализация, позволяют выделять в организации различные горизонтальные структуры.

4.В наличии организации определенной системы коммуникации а именно, средств и каналов передачи информации которая движется с верху в низ (приказы, распоряжения, задания, получаемые ниже стоящими ниже стоящими).И информаций с низу вверх (отчеты подчиненных). Есть вертикальная система связи, существует горизонтальная (консультации, совещание, обмен мнениями).

5. Фомолизация ролей норм и социальных отношений внутри организации поскольку ради цели организации ее члены вынужденные распределятся по ролям и статусам. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые установлены социальным статусом и индивидом предписаны ему социальными ролями.

социальные организации создают специфические средства. регулирование контроля за деятельности членов организации и в соответствии с полномочиями требованием жизни, поддерживают исполнения цели организации своей особой властью и влиянием, а так же могут определить определенные санкции при выявлении соответствия, поведения членов организации существующим правилом.

Неформальные организации представляют собой совокупность индивидов, малых групп взаимоотношений между ними при этом система межличностных отношений. всегда индивидуализирована, т.к. в любой организации формируются малые группы. кружки, которые борется между собой или сотрудничают, так возникает неформальная организация внутри формальной.

41.Добровольные ассоциации и тоталитарные учреждения.

Смелзер говорит о том, что существует много форм организаций, среди них он называет прежде всего добровольные ассоциации и тотальные организации (“учреждения тотального типа” – термин введен Эрвином Гоффманом).

Добровольной ассоциации присущи три основные черты: а) она образована для защиты общих интересов ее членов; б) добровольное членство (оно не предусматривает каких-либо требований к членам); в) организации этого типа не связаны с правительственными органами.

В качестве такого рода организаций можно назвать различные ассоциации, типа общества любителей книги, феминистские объединения, защиты животных, научные сообщества, скажем, Российскую социологическую ассоциацию и др.

Добровольные ассоциации могут затем развиваться, трансформироваться в самые настоящие организации. Как это произошло, например, с превращением добровольной (просто добровольной) ассоциации в Общество красного креста.

3. Если добровольные ассоциации создаются для защиты каких-то общих интересов их членов, то тотальные организации формируются для содействия общественному благу. Примером таких организаций являются по Смелзеру такие учреждения как тюрьма, военные училища и т.п.

Что характерно для такого типа организаций? (1) Их обитатели изолированы от общества (нередко находятся под охраной); (2) множество постановлений, которые должны обеспечить порядок.

Эрвин Гоффман указывал на несколько типов таких организаций: 1) больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, нищие, больные); 2) тюрьмы и концентрационные лагеря; 3) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря; 4) мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира. Часто изоляция навязывается новоприбывшим при помощи жестких, а то и жестоких ритуалов.

Жизнь в таких условиях создает крепкие связи между обитателями подобных учреждений. Их язык, ритуалы, опыт становятся страстно защищаемой субкультурой.

можно разделить на:

добровольные ассоциации, целью которых является защита интересов их членов. Например: Общество защиты прав потребителей;

тотальные учреждения. Их цель: защита общественных интересов. К тотальным организациям американский социолог Э. Гофф-ман относит:

больницы, дома для пожилых;

казармы, военные вузы, морские суда;

монастыри;

тюрьмы.

Отличительными чертами таких организаций являются изоляция и ритуалы; свой язык; жесткий социальный контроль (для более полного разрыва с прошлой жизнью и быстрого «врастания» в более жесткую организацию).

42.Идеальный тип бюрократической организации М. Вебера.

Особым типом, наиболее значимым, да, пожалуй и наиболее распространенным, организации являются бюрократии. Теорию бюрократии как особого типа социальной организации разработал и обосновал М. Вебер. Эта теория вошла на Западе во все более или менее солидные учебники по управлению. Теперь эта теория становится достоянием нашей отечественной организационно-управленческой науки. Хотя в изданном даже уже в 1994 году, к тому же в МГУ, словаре “Социальное управление” не нашлось места хотя бы небольшой статье, посвященной бюрократии и ее веберовской теории. “Бюрократизм” – есть, “бюрократии” – нет. Более того даже в учебнике А.И.Пригожина данный тип организации специально не выделяется: о нем ничего не говорится при рассмотрении типов или форм организаций. “Бюрократическая” модель организации называется – ей посвящено всего 13 строк в связи с рассмотрением истории зарубежной социальной организации.

К бюрократиям относят коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы, колледжи. По сути речь идет об административных структурах, благодаря которым современное общество достаточно эффективно, разумеется при наличии некоторых минусов, рационализируется.

Основной закон бюрократии – четкое разделение и безошибочное функционирование, направленное на максимальную прибыль. Чтобы достичь этого, необходимо знать, что 1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости; 2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменимы; 3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования; 4) поведение исполнителей полностью определено социальной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действия.

Отношение между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, всовременных условиях определяет безличный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (мастера, инспектора и т.д.). При этом служебные обязанности четко регламентированы.

Теоретик бюрократии – М.Вебер выделил семь основных характеристик идеального типа бюрократии.

Кстати, почему “бюрократии”, ведь это слово ассоциируется с чем-то негативным, – ну, скажем так, – с бюрократизмом. Однако существуют другие – позитивные аспекты бюрократической организации, благодаря которым она играет весьма важную роль в современном обществе. Итак, это следующие характерные черты бюрократии.

I. Разделение труда, обусловленное правилами или законами. Скажем, в коммерческой фирме имеется описание обязанностей всех – от директора до продавца.

II. Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц. В тех же современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости (сверху вниз).

III. Публичный офис (канцелярия или “бюро”) – основа бюрократии, где собраны документы, содержащие сведения о деятельности учреждения.

IV. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации.

V. Штатные сотрудники.

VI. Правила, достаточно общие, устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить, хотя зачастую они весьма детальны.

VII. Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать устойчивым правилам.

Все это вместе взятое делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. А предсказуемость и координация – основные факторы, способствующие повышению эффективности в производительности труда.

43.Власть и контроль в организации.

Для формального функционирования организации необходим контроль и проблема контроля,одна из основных в теории организации и менеждера. Существуют несколько подходов определению власти и контроля, так ученый Джорж Чайльд назвал, контроль "различными способами принятий решений".

Джон Хиксон считает что конроль зависит от авторитета упровляющие системы, от лидерского стиля принятого в организации.

По Максу Веберу контроль и власть тесно связанны между ссобой понятия(По Веберу власть - это возможность одного из действующих лиц в системе социальных отношений, навязывать свою волю другому лицу, не смотря на его сопротивления).

Власть определяется определенными поранметрами:

1. Вес, т.е. колличество контролируемых факторов

2. Охват.т.е.область распространения влияния.

3. Сфера подчинения,т.е. число индивидов или групп что поведение контролируетс

Основание на власти по мнению Девида Меканик, служит орпределенная зависимость т.е. власть индивида А над индивидом В и это предпологает, что индивид превращается в объект власти, только тогда, когда зависит от контроля, над источником информации и другими ресурсами, т.е. лицо обладающие влатсти может ограничит доступ к любым ресурсам.,знания, финансом, сырью, рабочей силе, богатсву.По Меканику это называется теорией индивидуального базиса власти.

в любой организации субъетом власти может быть, как лицо выше стоящие так и ниже стоящие (власть рабочего умильца, юриста, бухгалтера, инженера). Лица ниже стоящие могут навязывать руководство требования в том случаи если обладаю уникальными навыками, или знаниями.

Конторль и власть предпологают наличие узаконненой и подкрепленной формальными механизмами системы санкций. приказов, дисциплинарных мер, но власть ниже стоящий над выше стоящими не имеет мощной поддержки не лигитимна, но бывает не менее действина и эффективна.

Власть и контроль таким образом распределяются пропорционально. в нутри организации и зависят от возможности одного подразделения ограничивать доступ к ресурсам в том числе и информаций какого либо подразделений.Таким образом власть имеет определенный базис состоящий из двух переменных

1. Зависимость

2. Незаменимость(степень с какой индивид или группа могут или не могут быть заменены. альтернативными ресурсами).

Контроль власть и влияние предпологают, что власть имеет потенциальное влияние,а контроль реальное.

Существуент определенной типы власти:

1. Первый тип это возногрождаются влиять способность вознаграждать власть.

2. Власть принудительная, тюею способность влиять при помощи наказания.

3. Лигитивная власть,т.е. способность влиять через признанные и узоконенные прова.

4. Экспертная власть,т.е. способность влиять благодоря имеющим знаниям.

5. Референтная власть.т.е. способность влиять благодоря индификации одного индивида с другим.

44.Маргинализация социальной структуры.

Маргинализация-процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных Люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.

45.Социальная структура современного российского общества: основные тенденции.

Социальная структура современного российского общества является следствием болезненной экономической структурной перестройки, затяжного переходного периода. По характеру социальной структуры можно проследить такие показатели как: уровень и качество жизни, профессиональную ориентацию, экономические приоритеты, основные ценностные установки. Поскольку в России мы наблюдаем ухудшение всей совокупности этих показателей, постольку можно с определенной долей уверенности утверждать о деформированной социальной структуре.

Современное общество - это, прежде всего, профессионально стратифицированное общество. Разработанные методики построения стратификационных срезов основываются на тесной зависимости трёх основных базовых элементов: образование > профессия > доход. Составляются многомерные, многофакторные стратификационные срезы, где профессиональные группы ранжированы в иерархическом порядке по принципу высших, средних и низших классов. В зависимости от принадлежности к тому или иному классу (страте), занимается более высокое или более низкое положение в обществе, которое определяется родом занятий, уровнем дохода, качеством и продолжительностью образования. Принципиально важным является то, что реальностью стабильного, благополучного общества является наличие нормалей иерархического социального ранжирования. Это выражается, прежде всего, в том, что если высший класс составляет грамотная, высококомпетентная, экономически независимая общественная элита, то низший класс - это группа лиц, не имеющих профессионального образования, связанная по роду занятий с малоквалифицированным трудом, вследствие чего имеющих довольно низкие доходы. Существенным признаком достаточно развитой социальной структуры является значительная доля среднего слоя или среднего класса, что является обязательным условием баланса социальных интересов и общественных предпочтений.

Что мы имеем в России? Отечественные реалии таковы, что осуществление иерархического ранжирования по современным общепринятым методикам практически невозможно. Можно лишь представить простую сумму одномерных стратификационных срезов по доходам, по уровню образования, по профессиям, которые не сводимы в единую матрицу.

То обстоятельство, что в высших и средних слоях наряду с достойными представителями общественной элиты могут оказаться «случайные» люди (торговцы, обслуживающий персонал крупных фирм и банков, и просто лица, чей капитал, как правило, неизвестного происхождения), а в низших классах, соответственно, такие категории как: научные работники, учителя, врачи, работники культуры, имеющие качественное образование, но очень низкие доходы, и есть наглядное свидетельство смещения экономических и общекультурных приоритетов в российском обществе от стандартных нормалей, когда взаимосвязь образования, профессии и дохода является обязательным основанием. Существенным отличием социальной структуры современного российского общества является и положение со средним классом. Речь идёт не только об отсутствии среднего класса, но и тех условий, которые способствовали бы его формированию и развитию.

Начиная с 1992 года в России при значительном снижении реальных доходов населения резко возросла дифференциация между богатыми и бедными. Разрыв между 10% очень богатых людей и 10% очень бедных людей по официальной статистике составляет 15-20 раз, а по независимым источникам - 65 раз, при том, что в экономически развитых странах в среднем этот разрыв не превышает 7-9 раз.

Тем не менее, оптимистическим фактором можно считать сохранение традиционных российских ориентаций. По социологическим опросам большинство россиян полагают, что хороший доход должен быть прежде всего результатом качественного профессионального образования и престижной интересной работы. Все другие пути респондентами, как правило, отвергались. Положительной тенденцией можно считать и то, что многие стремятся получить не одну, а две и более профессий, что не только улучшает их материальное положение, но и повышает их социальную мобильность в обществе.

В итоге можно сказать, что с исчезновением негативных тенденций экономики переходного периода по мере ускорения структурных изменений в общественном разделении труда постепенно исчезают препятствия для формирования адекватной российскому потенциалу социальной структуры.

46.Основные теории общественного развития: К. Маркс, Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби.

Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии. Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный. Маркс представлял историю как смену общественно-исторических формаций.Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм).

 

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10- х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с трех главных точек зрения:1) его строения и состава2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основныезадачи изучения социологии"Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическаясоциология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрениясущего.Теоретическая социология подразделяется на:1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей" Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себясоциальную политику. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально- традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.). Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню. В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

47.Социальное развитие, социальная стабильность, социальные изменения в обществе.

Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в “борьбе” прогресса и регресса “победу” одерживает прогресс. Возможны и “поражения”. Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития —это движение к более высокой организации общественной жизни.

Таким образом, социальное развитие характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.

Из анализа сущности социального развития видно, что оно является результатом разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим. Чтобы углубиться в проблему социального развития, следует раскрыть, что представляют собой социальные противоречия, их классификацию, причины возникновения и способы разрешения.

Социальные противоречия как источник социального развития, их классификация и характеристика основных видов.

Социальные противоречия —это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: