Понятие социального института




Метод – эксперимент.

Это создание определенной ситуации, определенных условий для групп обследуемых и наблюдения за изменениями происходящему в результате действий этих условий.

Эксперимент логически предполагает использование выбора экспериментальной категории людей (группа или несколько групп), помещение этих людей в необычную экспериментальную ситуацию, с тем чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик, их вектор, величину, устойчивость..

Эксперимент предполагает, что некая замкнутая система реагирует на изменения, привносимые исследователем по определенному сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики, наиболее важные с точки зрения изучаемой проблемы, во-вторых изменения контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик, экспериментальной группы, которые вводит исследователь. Различают:

А) линейный – при нем, анализу подвергается одна и та же группа, которая одновременно является и контрольной (по сравнению с ее первоначальным состоянием) и экспериментальной.

Б) при параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная, состав этих групп идентичен по всем контрольных характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время эксперимента, характеристики контрольной группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной группы изменяются. По итогам эксперимента, контрольные характеристики групп сравниваются и ученым делается вывод о причинах и величине изменений.

Эксперименты также делятся по характеру экспериментальной ситуации, на полевые и лабораторные. В полевых условиях, объект исследования – группа, находится в естветвенных условиях функционирования. В полевых условиях, члены группы могут быть осведомлены об эксперименте, а могут быть не осведомлены.

В лабараторных же условиях, экспериментальная группа формируется искусственно и члены группы об этом естественно осведомлены.

13. Методы сбора социологической информации.

Социология использует методы исследования и сбора информации, заимствованные у других наук, такие как: эксперимент, наблюдение, сравнительный метод. Кроме того социологами разработаны и используются количественные методы сбора и обработки социологической информации. Среди них выделяется опрос как наиболее перспективный и разработанный количественный метод. Опросы могут быть: анкетные, телефонные, почтовые, прессовые, интерактивные, в виде интервью.

При реализации методик сбора и обработки информации используются математические и статистические, а также на них основанные различные компьютерные программы. Одним из основных методов социологии является контент анализ. Помимо методов количественных опирающихся на математику и статистику, социологи применяют качественные методы, наиболее распространенным среди них является метод фокус-групп. Качественные методы исследования в отличии от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и при использовании этих методов, исследователи обращают внимание не на измеримость тех или иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Первый метод, который используют социологи - это наблюдение. Выделяют включенное и простое наблюдение(не включенное). При включенном наблюдении исследователь имитирует вход в соц. среду и анализирует события как бы внутри. Простое наблюдение(не включенное) регистрирует исследователь процессы и явления, как бы со стороны. Под наблюдением понимается прямая регистрация событий исследователя, и в отличие от обыденного наблюдения научное предполагает:

1)подчиненность наблюдения ясным целям и задачам.

2)наблюдение планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре. Все данные наблюдений фиксируются в протоколах или бланках наблюдения.

4) информация полученная путем наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Процедура наблюдения складывается из ответов на вопросы: что наблюдать? Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход событий? Как вести записи чтобы наблюдаемые в процессе соц. взаимодействий не ощутили дискомфорта? Впервые контролируемое наблюдение использовал Роберт Бейлз, изучая фазы групповой деятельности. Ученым было выявлено, что для надежности полученных данных необходимо выполнять следующие правила:

1)один и тот же объект необходимо наблюдать в разных ситуациях (нейтральных, стрессовых)

2)вести наблюдение должны несколько сотрудников для сопоставления полученных ими результатов.

3)Необходимо использовать другие методы сбора социологической информации, такие как интервью, опрос и т.д.

Эксперимент -это создание определенных ситуаций, условий для групп обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действий этих условий. Эксперимент логически предполагает использование выбора экспериментальной категории людей (группа или несколько групп; помещение этих людей в необычную экспериментальную ситуацию с тем, чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик их вектор величину устойчивость). Эксперимент предполагает, что некая замкнутая система реагирует на изменения привносимые исследователем написанные по определенному сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики наиболее важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во- вторых изменение контрольных изменений должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводит исследователь. Различают линейный и параллельный эксперименты.

а) при линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа которая одновременно является и контрольной (по сравнению с ее первоначальным состоянием).

б)при параллельном эксперименте одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная. Состав этих групп идентичен по всем контрольным характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время эксперимента характеристики контрольной группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной группы изменяются. После эксперимента контрольные характеристики сравниваются, и ученым делается вывод о причинах и величине изменений. Эксперименты так же делятся по характеру на: полевые и лабораторные.

1)в полевых условиях объект исследование - группа находится в естественных условиях функционирования. В полевых условиях члены группы могут быть осведомлены об эксперименте, а могут и нет. В лабораторных же условиях экспериментальная группа формируется искусственно и члены группы об этом осведомлены.

14.Количественные и качественные методы

Количесвенные.

Метод опроса.

Метод опроса – специфичен, прежде всего, тем, что его использование предполагает источником информации – человека (респондента). Непосредственного участника социальных процессов и явлений.

В зависимости от того, письменная или устная форма опроса, существует два вида опроса: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование). Анкетирование может быть проведено с помощью вспомогательных средств, таких как телефонный опрос, почтовый опрос, прессовый анкетный опрос. Таким образом, метод опроса, опирающийся на достаточное количество обученных анкетеров, интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Поскольку человек непосредственный участник социальных явлений и его опрашивают по тем проблемам, в которых он сведущ, то информация, получаемая от различных слоев населения отражает объективную реальность в преломленном виде, т.к. отражает мнение людей, которые отражаются в преломленном сознании.

Первый анкетный опрос – наиболее распространенный в России, может быть групповым или индивидуальным. Групповой применяется по месту работы или учебы индивида, индивидуальный как правило по месту жительства. При групповом анкетировании, один анкетер, как правило опрашивает группу из 15-20 человек.

Преимущества анкетного опроса:

1. Возможность проведения широкомасштабного аналитического исследования

2. Возможность использования общенародной выборки

3. Возможность контакта – вербального и визуального между респондентом и анкетером

Недостатки:
1. Дороговизна

2. Необходимость затраты большого количества времени

3. Сложность контроля

4. Сложность проникновения в жилища респондентов, поскольку в современных городских условиях не всегда возможно, особенно по месту жительства, выяснить мнения респондентов.

5. Небезопасность проведения опроса для анкетера

 

Телефонный опрос- в России в настоящее время этот вид опроса недостаточно распространен, хотя его преимущества очевидны:

1. Телефонный опрос требует меньше времени, а также у заказчика исследования больше возможности контроля над интервьюером

2. Надежность полученных результатов, поскольку респонденты меньше беспокоятся о своей безопасности и более охотно учувствуют в опросе. В России телефонных опрос довольно затруднен, т.к. только в Питере и Москве 70% стационарных телефонов, в Новосибирске около 50 %

 

Почтовый опрос в общем виде заключается в рассылке анкет по почте, важное его преимущество – простота организации. В данном случае нет необходимости в подборе, обучении кадров, контроли над их деятельностью, т.к. рассылка вполне может быть осуществлена 5-7 людьми в пределах небольшого города (5-10 тыс.человек)

 

Достоинство данного метода: одновременно можно произвести опрос на большой территории, в то м числе в труднодоступных районах.

Также достоинством является и тот факт, что респондент может заполнять анкету в любое удобное для себя время, без всякой спешки и психологического давления анкетера.

 

Недостатки:

1. Неполный возврат анкет. Т.к. не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их обратно

2. Как правило количество возращенных анкет зависит от социально-демографической структуры, обследуемой территории.

 

Активно участвуют в почтовом опросе – представители старших возрастных категорий, в других – молодежь. Наибольшую проблему переставляет для заказчика исследования – возврат анкет. Как показывает исследования – заказчику достаточно 80-85 процентов возвратов анкет, этим обеспечивается репрезентативность, т.е. представительность, выборки.

Почтовый опрос стоится по определенной смехе, первым шагом в которой является – уведомление респондентом за несколько дней до рассылки анкет, это уведомление позволяет настроить респондентов на определенный деловой лад.

Рекомендуется высылать символическое вознаграждение вместе с анкетой (календари, логотип, записная книжка):D

Напоминание после отправки анкет о необходимости сотрудничества (через 2-3 недели). Это увеличивает возврат анкет на 20-30 %.

Первые анкеты поступают примерно через неделю-полторы и пик возврата – 2-3 недели после отправки анкет.

Прессовый опрос в основном направлен на изучение общественного мнения по каким-либо социально значимых вопросам, в частности для изучения покупательной способности населения. В этом случае анкета печатается в каком-либо журнале или газете и получателями ее становятся подписчики журнала или газеты и их мнения по поводу определенного товара или услуги. Бывает весьма важно для торговых фирм и предприятий.

Прессовый опрос проводится по определенным правилам:

*не рекомендуются печатать на тех страницах журнала, обратная сторона содержит предположительно интересную респондентом материал и может быть использована в домашнем архиве.

*Анкета не должна содержать более 60-70 вопросов, т.к. респонденты не склонны уделять много времени сложным в структурном отношении анкетам.

*нельзя проводить, когда внимание приковано к важным событиям жизни.

*необходимо иллюстрировать анкету фотографиями, рисунками, графическими заставками, а также использовать возможности разных шрифтов, их цвета и размера.

 

Метод интервью

Практики исследований в России интервью используется реже, т.к. недостаточно подготовленных интервьюеров. И основным отличием анкетировании от интервьюирование является то, что при получении инфы при интервью происходит более тесных контакт респондента и интервьюера и при этом возможно влияние интервьюера на результаты общения.

1. Формализованное интервью (стандартизированным)и в этом случае интервью строго регулировано, имеется детально разработанный вопросник и инструкция. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В таком интервью часто присутствуют закрытые вопросы, т.е. на них предлагаются готовые варианты ответов и если в процессе и интервью что-либо неясно, то интервьюер имеет право это объяснить.

2. Фокусированное интервью – цель его – сбор мнений, оценок, по поводу ситуации, которая наиболее актуальна в настоящее время. При этом опрашиваемый заранее знает о теме интервью, о статье или книге, которую с ним будут обсуждать. Предполагает, что интервьюер может менять вопросы и их последовательность, формулировки.

3. Свободное интервью – его отличие в том, что оно минимально стандартизировано и допускает наибольшую свободу для интервьюера, в этом случае задается только тема исследования, все остальное зависит от интервьюера: формулировки вопросов, их последовательность, а также их влияние на ответы респондентов.

 

метод интервью, в отличии от массовых опросов, позволяет собрать социологическую информацию, которая не нуждает в модификации и представляет собой ценность тем, что она индивидуализирована и не может быть подвергнута статистической обработке.

 

Метод контент-анализа обозначает перевод в количественные показатели массовой информации. Лассуэл и Баринсон. Основные процедуры контент-анализа связаны с тем, что необходимо качественную информацию перевести на язык счета. С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, качественные и вторые – единицы счета или количественные единицы. При контент-анализе можно в качестве единиц анализа брать разные темы, идеи, оценки суждения, символы. В основном анализируется материал газет, журналов, документов в течении определенного периода. Чаще всего анализируется исследователями СМИ основные понятия, ставшие единицами анализа (политика, свобода, демократия, рынок и т.д) В том числе единицами счета является частота упоминания этих понятий. Также единицами анализа могут выступать разные темы (избирательная компания, перепись населения, политическая борьба), политические деятели (Зюганов, Жириновский, и др.), общественные события.

Методы качественные.

Метод фокус-групп относится к тому типу исследований, которые преполагают использование специальной технологии для получения глубинных ответов с целью узнать о чем думают люди и как они себя при это ведут. Метод фокус-групп дает возможность понять и оценить верования, причины поведения людей. Фокус-группы проводятся с целью получения ответа на вопрос не как много и как часто, а на вопрос почему так происходит. Фокус-группа может включать в себя от 8 до 10 человек и эти люди являются экспертами в определенных сферах общественной жизни. Минимальное количество времени, в которое фокеус-групп обсуждает проблемы – 40 или 2 часа, максимальное – день или полдня.

Заказчик исследования имеет право использовать аудио-, видеоаппаратуру, зеркало. Фокус-группы формируются из людей, которые имеют совпадающие характеристики: социальный статус, одинаковый жизненный опыт, возраст, семейное положение, одинаковые субкультуры.

15. Основные социологические подходы: структурно-функциональный и классовый подход

Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

По суждениям Маркса, класс – это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение. Все остальные права и привилегии, власть и влияние вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения и совмещаются с ним.

М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих жизненными сходными шансами. Классовые разделения возникают не только для контроля за средствами производства, но и в экономических различиях, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочим. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

 

1) структурно-функциональную, которая рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом;

 

16.Понятие социальной системы и ее особенности.

Социальные системы – это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в качестве связей выступают самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.

Понятие «социальная система», являясь обобщающим наименованием целого класса систем, очерчено не вполне однозначно и четко. Диапазон социальных систем достаточно широк, простираясь от социальных организаций как наиболее развитого вида социальных систем до малых групп.

Теория социальных систем – это сравнительно новая отрасль общей социологии. Она зарождается в начале 50-х гг. ХХ в. и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов – Тол-котта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов имеются значительные различия, оба они вместе могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структуральный функционализм. Этот подход к обществу рассматривает последнее как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует тем или иным способом в связи со всеми другими. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с позиции функциональности или дисфункциональности, с точки зрения поддержания социальной системы. В 1950-х гг. структуральный функционализм, стал господствующей формой социологической теории в Америке, и только в последние годы начал утрачивать свое влияние.

Основательный и глубокий поиск устойчивых элементов общественной жизни приводит к выводу, что эта жизнь представляет собой бесконечное множество переплетающихся взаимодействий людей, а, значит, именно на этих взаимодействиях и должно быть сосредоточено внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры – это позиции (статусы, роли) индивидов в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то конкретные индивиды перестанут участвовать в ней, выпадут из своих «ячеек», а их место займут другие индивиды.

17.Общество как социальная система. Структурно-функциональный подход Т.Парсонса.

Общество определяется учеными с точки зрения представления об особой соц. реальности. Проблемы ”социального” проходят через всю историю социологии.

Поиски ”социального” шли по 2 направлениям:

1)выявление сущности соц. связи т.е. определение того что заставляет людей жить вместе, удерживать в сообществе, а также определение самой природы соц. реальности.

2)современная социология она выделяет следующие признаки общества:

а) территория, над которой происходит консолидация соц. связей

б) способность общества поддерживать и производить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей

в) наличие стабилизирующих факторов, а именно соц. структур относительно постоянных и целесообразно функционирующих

г) автономность общества и высокий уровень само регуляции,

д) большая интегрирующая сила общества

Существование общества и его функционирование объясняется несколькими подходами:

1)структурно-функциональный (Толкотт Парсонс). В этой связи уместно говорить о системном подходе, так как общество может рассматриваться как система (наряду с биологическими, механическими, экономическими системами)

Система - происходит от греч. означающего целое, состоящее из частей соединений и, означает совокупность элементов находящихся в устойчивых отношениях и связях друг с другом которое обозначает определенную целостность и единство.

Любые системы работают по определенным принципам:

1)принцип целостности заключается в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и несводимость свойств элементов к свойствам системы-эмерджентность. Уникальность систем состоит в том, что они отличаются уникальностью соц. связей и отношений, консолидация которых происходит в рамках определенной территории. Как правило, границы системы совпадают с границами гос-ва и территория, таким образом это основа соц. пространства в котором складываются отношения между людьми.

 

2)принцип структурированности. Он предполагает наличие устойчивых и постоянных связей между элементами системы и эти связи обеспечивают сохранение и устойчивое развитие системы при различных внешних и внутренних изменениях. Этот принцип обеспечивается наличием соц. структур которые стабилизируют основные соц. процессы и эти структуры имеют принцип иерархичности

Экономика политика культура родство

Соц институты

Соц общности

Соц организации

Соц структуры могут быть глобальными(подсистемы, общности) а могут быть локальными пример: соц. статусы, соц. роли.

Основные идеи выдвинутые Парсонсом в отношении общества как системы состоят в том что общество построено на основах функциональной зависимости различных структур друг от друга т.е. каждый элемент входящий в систему структуру общества благодаря своим уникальным свойствам выполняет в обществе уникальную функцию и служит удовлетворению определенной соц. потребности

3)Иерархичность системы т.е. все элементы системы связаны между собой и вместе с тем каждый элемент может рассматриваться как определенная система (соц. подсистемы, соц. институты, соц. общности, соц. организации, соц. статусы, соц. роли). Иерархичность позволяет выстраивать ее элементы в необходимой для общества последовательности

4)наличие обратной связи системы со средой. Любая система формирует свои свойства исходя из внутренних потребностей также любая система является открытой, т.е. испытывает влияние среды и это влияние может быть разрушительным если система не примет меры для ликвидации последствий этого влияния. Общество как система в данном случае действует по принципу ”вход-выход обратная связь”(политическая система имеет определенные требования к внешней среде допускает влияние внешней среды и в свою очередь дает во внешнюю среду определенные сигналы таким образом осуществляя обратную связь ”существуют привратники” это пол партии и движения которые какие то сигналы из вне которые какие то сигналы доносят а какие то не доносят и система политики осуществляет обратную связь реагируя на информацию поступившую из вне)

Любая система выстроена по принципу наличия:

1)управляющей системы (есть центры управления)

2)наличие систем передачи информации

Свойства системы также зависят от того насколько управление системы организуется изнутри а не из вне системы.

Свойства системы предполагают ее определенную автономность, самодостаточность, высокий уровень самоорганизации.

Автономность системы достигается за сет многофункциональности, поскольку такая система способна создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей, как отдельных людей, так и общества в целом.

Автономность и самодостаточность проявляются в отсутствии внешних управленческих импульсов, и общество управляется только теми институтами, которые имеются внутри системы.

Толкотт Парсонс выделяет 4 основные функции, без которых не может существовать ни одно государство:

1. адаптационная. Она предполагает способность общества к адаптации приспособлению к изменениям окружающей среды при этом в обществе рационально распределяются внутренние ресурсы

2. целеполагание. Эта функция выражается в способности общества к постановке основных целей и задач и поддерживанию процесса их достижения.

3. стабилизирующая. Она состоит в том, что система общества сохраняет свою устойчивость, что достигается за счет общих норм и ценностей, усваиваемых индивидом и этим самым снимающим общественное напряжение. Нормы и ценности возникают в обществе в результате рационального отбора наиболее оптимальных из них.

4. интеграционная. Она заключается в том, что общество как система способна включать новые поколения, а для этого необходимо, чтобы каждая общественная структура не только регламентировала соц. связи и отношения, но и могла воспроизводить те или иные виды жизнедеятельности.

18.Теория общественно-экономических формаций К.Маркса

теория общественно экономических формаций. Одна из теорий конца 19 века это теория Маркса в соответствии с которой все общества проходят одинаковые стадии развития и эти стадии совпадают с типами соц. систем(первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Каждая последующая стадия выше предыдущей и самые главные системные отношения складываются между производительными силами и производственными отношениями, т.е. производительные силы развиваются быстрее и интенсивнее чем производственные отношения и противоречия между ними ведет к соц. революции, т.е. замене старого не эффективного способа производства новым более прогрессивным, то есть к смене формации. По мнению Маркса, общая закономерность состоит в том, что не одна формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, а новые более высокие производственные отношения не появятся, раньше чем в рамках старого общества созреют новые материальные условия их существования. По Марксу высшей формой организации общества является формация, коммунистическая она предполагает высокоразвитую экономику высокую производительность труда удовлетворение потребностей каждого члена общества новый уровень самоорганизации и самоуправления отсутствие классовых противоречий достижение соц. справедливости, так же Маркс считал, что уничтожение частной собственности на средства производства уничтожат классовые противоречия и наличии классов как таковых.

19.Теория модернизации.

Теория модернизации Толкотт Парсонс, Макс Вебер, Уильям Растоу, Макс Ливи. Она гласит, что все общества делятся на традиционные и индустриальные или модернизированные и не модернизированные. Модернизации предполагается как процесс перехода от традиционных обществ к современному обществу западного типа. А разные страны и народы, существующие синхронно находятся на разных уровнях удаления от “современности”.

20.Теория цивилизаций. Западная и восточная модели общества.

Теория модернизации общественно-экономических формаций, а также ситсемный подход к проблемам развития общества определенной мере опровергают реальные процессы, происходящие в мире.

1 принцип, который позволил выявить расхождение реальности и теории – это распад СССР (1991г.) и изменение статуса стран Восточной Европы.

Этот фактор показал, что прежняя система устройства общества не устраивавшая США и Западную Европу прекратило существование и в соответствии с теорией модернизации этим странам был предписан путь на полное взаимствование западной экономики и политики.

2 пласт проблем связан с восточными обществами, после распада колонии 50е гг 20 века считалось, что страны колонии будут догонять страны Западной Европы и США, однако было установлено, что в восточных сообществах экономической и политической структуры запада взаимоистворяются с своеобразном подходе, парламентаризм развивается с ориентацией на харизматического лидера и развитие общества происходит не по западной модели.

3 пласт проблем связан с тем, что универсальная тенденция развития индустриальных обществ (вестернизация) притерпевают изменения в самой Западной Европе и США (падает удельный вес стран восточной и высшей колонии).

Таким образом, отмеченные процессы помимо общей закономерности развития тенденции создания единого индустриального общества существуют специфические особенности и черты развития разных стран и обществ, определяемые прошлым историческим опытом и помимо описаных вариантов существенно другие. В настоящее время тенденцию многовариантности мира объясняют теория цивилизации, возникла она на рубеже 19-20вв, описана учеными: Николай Даниловский, Освальт Шпенглер, Арнольд Тойнби. Эти ученые по разному называют типы цевилизаций, у Данилевского -это культурно-исторические типы, у Шпенглера -культура, у Тойби – общество и цивилизации.

Таким образом, каждая цивилизация отличается от другой типом хозяйствования, типом культуры, политическим устройством. Специфика цивилизаций определна собственным историческим опытом, а также культурному и подобно живому организму, цивилизация проходит определенные стадии развития после чего и дает основу новой цивилизации.

По Тойби циклы жизни цивилизации состоят: Рождение-рост-цветение-плодоношение-увядание.

Сравнивая с человеком: Детство-отрочество-юность-зрелость-старость.

Таким образом, чтобы сформироваться и развиться цивилизации необходима политическая независемость и отсутствие давления со стороны других более развитых цивилизаций.

По мнению Данилевского у цивилизации существует 3 основных формы взаимодействия цивилизаций:

1. «првивка» - форма взаимодействия предпологает простое взаимствование элементов чужой цивилизации без учета специфики своей цивилизации без глобальных изменений в структуре хозяйствования и политического устройства (насождение западной культуры, эпоха Петра 1, который пытался при сохранении крепостного строя в России создать промышленность по западному образцу бесспособную армию и флот). «Прививка» не дает действенных результатов, способных изменить, ускорить собственное развитие.

2. «Колонизация» - предпологает захват более развитой цивилизацией территорией менее развитой и полную ассимиляцию последствий, практически при такой форме взаимодействия неразвитой цивилизации погибает (Ацтеки, Майя).

3. «Удобрение» - предпологает взаимствование друг у друга новейших технологий равноправными обществами, находящимися на одних и тех же формах развития, этот тип взаимодействия полезен для обоих обществ т.к у взаимствовающих цивилизаций не подавляется собственное устройство чужого опыта.

По мнению Данилевского существует 2 типа обществ, существенно отличающихся друг от друга по структуре соиальных связей и темпах развития (это Европейская и Западные модели).

Европейская модель базируется на частно - собственичиских отношений, в которых смена формации означает модификацию этих значений и государство выполняет роль инструмента в руках господствующих, частных собственников.

В восточной модели общества, названной Марксом «азиатским способом производства», существует неразчлененность социальных связей, слитность административно – политических, экономических, военных, религиозных и др. сфер.

При главенствующей функции административно - политической и управленческой.

Таким образом, в отличие от западного типа общества основным структурным элементом в восточном обществе является коллективная собственность и соответственно главным было эффективное управление этой собственностью.

21.Личность и общество. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: