Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотивы, цель, предмет, структура, средства.




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность - специфическая активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и интересов.

Деятельность человека направлена прежде всего на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, т.е. деятельность человека носит продуктивный, творческий характер. В деятельности человек развивает, совершенствует себя, свои способности, потребности. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах - есть продукт истории. Она связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или средства собственного развития. Деятельность человека формируется и развивается в обучении и воспитании. И наконец, деятельность всегда целенаправленна, активна, направлена на создание некоего продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотивы, цель, предмет, структура, средства.

Мотивы - побуждение к деятельности человека. Они могут быть самыми разнообразными - органическими, материальными, социальными, духовными; близкими-далекими; личными - общественными. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность. Цели деятельности также могут быть близкими - далекими; личными - общественными, и быть представлены в виде реальных продуктов, знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе деятельности, а также определенный творческий результат.

Предмет деятельности - то, с чем она непосредственно связана. Так, предметом трудовой деятельности является определенный материальный продукт; предметом познавательной деятельности - разнообразная информация; предметом учебной деятельности - знания, навыки, умения. Структура деятельности воплощена в ее основных составляющих - действиях и операциях. Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, которые подчинены общему мотиву. Действия разделяются на следующие виды - материальные (реальное преобразование объекта с целью установления его свойств); рецептивные (идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия); речевые; умственные (действия во внутреннем плане). В каждом действии выделяются его компоненты - моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувствительные). Компоненты действий выполняют функции исполнения, регулирования, контроля действий. Способы осуществления действий называются операциями, которые зависят от личности субъекта деятельности, от условий ее выполнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуществления действий.

В качестве средств осуществления деятельности человеком могут быть использованы те или иные инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной.

Вкачестве компонентов деятельности выступают умения, навыки и привычки. Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автоматизированные, реализуемые на уровне бессознательного контроля навыки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретическими и практическими, а их формирование происходит путем систематических упражнений. Непродуктивный элемент деятельности - привычка выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели. В отличие от навыка привычка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отличие от умения - отличается тем, что не всегда предстает как полезная.

Виды деятельности:

В процессе своего индивидуального развития (онтогенеза) каждый человек неизбежно включается в следующие виды социальной активности - общение, игра, учение и труд. Это и есть виды деятельности.Так общение - вид деятельности, в котором люди обмениваются информацией, проявляют отношения к друг к другу, а также налаживают взаимодействие.

Игра - вид непродуктивной деятельности человека, целью которых может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реальные ситуации, включают их участников в игровые отношения. Так, например, деловые игры являются одной из форм обучения в вузе.

Учение - специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда преобразование условий деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: