Стадия элементарных построек. Ребенок, совмещая несколько деталей, создает простейшие постройки, сначала мало похожие на реальные объекты, но понятные ему, поэтому он включает их в игру.
Артем (11 мес.), поставив кубик на кирпичик, сверху устанавливает машину и звукоподражанием, мимикой, жестами показывает, что у него получился гараж. И хотя взрослым постройка мало чем напоминает гараж, Артем с полной уверенностью утверждает обратное.
Первые конструкции, так же как и первые рисунки, не отличаются большим реализмом, но, самое главное, в этот период дети начинают вкладывать определенное содержание в то, что они создают. Таким образом, можно говорить о начавшемся преобразовании зрительного, познавательного опыта в конструктивные образы.
Роль взрослого в этом процессе значительна. Учитывая, что уровень развития конструктивных умений детей невелик, необходимо расширить содержательную и техническую стороны конструкций. Нужно показать малышу, что один и тот же объект можно построить разными способами, используя разнообразные детали и конструктивные приемы. Взрослые, вступающие в сотворчество, должны подробно пояснять все свои действия, чтобы малыши могли запомнить алгоритм постройки того или иного объекта.
Стадия подражания и копирования. Именно на этой стадии у детей очень часто пропадает интерес к конструированию, поскольку они не всегда могут самостоятельно найти адекватные способы создания построек, а взрослые не так часто помогают им. Чтобы активизировать детское конструктивное творчество, нужно расширить представления детей о механизмах возведения построек из конструкторов разных типов (от «Теремка» до «Лего»), тем более что ныне есть возможность выбора в зависимости от предпочтений и потребностей. В этом случае подражание и копирование позволяют более детально опробовать разные конструктивные приемы, чтобы в дальнейшем быть независимым в плане техники.
|
На стадии копирования параллельно с соответствующими упражнениями целесообразны фрагментарная репродукция, творческие задания с целью ознакомления детей с архитектурными сооружениями, различными по стилю и характеру, а также с предметами дизайна, так как оба вида искусства напрямую связаны с конструктивным творчеством.
Когда ребенок понимает суть конструктивных приемов, у него появляется потребность создать свою постройку.
Стадия свободного конструирования. Дети не просто стремятся к самостоятельности в возведении конструкций, но и стараются придать своим сооружениям конструктивную образность. Конечно, первоначально дети выполняют постройки с опорой либо на картинки, либо на схемы. Иногда в качестве образца выступают фотографии тех или иных объектов. Но чем больше построек дети создают, тем больше новшеств они в них вносят.
Если недостает каких-то деталей для того, чтобы получилось задуманное сооружение, дети легко находят им замену, используя для этого различные материалы: природные, бросовые, пластические. Все создаваемое детьми в процессе конструирования активно используется в игре, дети конструируют в большей степени для игры, которая выступает в качестве стимулирующего фактора.
Как правило, детские конструкции выполняются на основе комбинирования отдельных фрагментов: башню я возьму с этой картинки, а мост — с другой. Но бывает, что дети, используя базовые формы, придают постройке новый вид.
|
Стадия конструктивного фантазирования. Дети не только придумывают оригинальные и необычные по форме конструкции, но и нестандартные, новые приемы, способы соединения деталей.
Ваня (6 лет) неожиданно для себя открыл, что мелкие детали на конструкции можно закрепить с помощью глины и воска.
Конструктивное творчество не ограничивается работой со строительным материалом. В его состав также входит деятельность с природными и бросовыми материалами, бумагой. Однако выделять этапы и стадии конструктивного творчества в процессе работы с этими материалами представляется нецелесообразным, поскольку самостоятельно ребенок не воспринимает обозначенные материалы как средства для создания какой-либо конструкции. Только от педагога или взрослого он может узнать об их конструктивных возможностях. Если в работе с конструктором или с красками дети, даже не имеющие изобразительного опыта, с интересом экспериментируют, открывая для себя различные приемы, то действия с каким-либо из указанных материалов приводят, как правило, к довольно ограниченным и примитивным результатам.
Работа с бумагой сводится к тому, что ее мнут, на ней рисуют, ее режут ножницами или рвут руками. Других приемов конструирования из бумаги дети самостоятельно найти не могут.
Примерно такая же ситуация с природными и бросовыми материалами. Поделки, которые дети самостоятельно способны создать из них, крайне просты, а иногда шишки, травки, коробочки, пластиковые бутылки воспринимаются только с точки зрения их прямого назначения, и не более того. В связи с этим конструктивное творчество с использованием природного, бросового материалов и бумаги логичнее рассматривать с точки зрения целенаправленного обучения в разделе, раскрывающем специфику данного вида творчества.
Для того чтобы иметь полное представление о том, как происходит творческое развитие ребенка в различных видах деятельности, важно рассмотреть особенности взаимодействия дошкольника с пластическими материалами.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается отличие творческого развития в конструировании по отношению к рисованию?
2. Нужно ли обучать дошкольников созданию конструктивных образов или этому они могут научиться самостоятельно?
3. Каким образом можно вызвать интерес детей к конструированию, если они не проявляют активности?