Раздел 3. Теория воспитания.




Раздел 2. Теория обучения.

Анализ урока по «Физической культуре» в 10 классе.

Общие сведения:

Школа:

Класс: 10 «А»

Число учащихся по списку: 20 человек, занималось: 16 человек

Дата проведения:

Продолжительность урока: 40 минут

Урок проводил:

Задачи урока:

1. Совершенствовать технику броска мяча в кольцо

2. Совершенствовать технику ведения мяча с изменением направления

3. Развивать координацию, точность, быстроту.

4. Воспитывать морально-волевые качества и трудовые привычки.

Подготовленность учителя к уроку

У учителя к данному уроку составлен конспект урока, который соответствует четвертному плану, возрастным особенностям данной группы занимающихся, условиям проведения занятия. Распределение времени по частям урока правильное. Форма составления конспекта отвечает необходимым требованиям. Задачи урока поставлены правильно и соответствуют плану и комплексной программе по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов. Учебный материал изложен точно и грамотно, дозировки физических упражнений приемлемы для данной группы занимающихся.

Места занятий полностью подготовлены, имеется весь необходимый инвентарь для проведения занятия. Обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия проведения урока.

Организация урока

Присутствующие на уроке физической культуры учащиеся имели спортивную форму одежды. Урок начался вовремя с рапорта дежурного, далее учитель провел учет посещаемости. В соответствии с конспектом урока перед учащимися были поставлены задачи урока в доступной форме.

В различные моменты урока на всем его протяжении учитель правильно выбирал места для показа физических упражнений и наблюдения за занимающимися, что способствовало рациональной организации урока, постоянному контролю действий занимающихся и отсутствия нарушений дисциплины со стороны учеников.

В процессе занятий применяемые различные переходы, перестроения, расположения отдельных групп занимающихся были рациональны и целесообразны. Организация детей на уроке осуществлялась с помощью фронтального метода (проведение ОРУ), посменного и поточного во время решения задач урока. В качестве помощников были использованы учащиеся, освобожденные от урока физической культуры.

Заключительная часть урока была организована правильно. Около 3 минут было использовано на игру на внимание с целью перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности и к исходной норме. Затем учитель подвел итоги урока, обратил внимание на наиболее успешно занимавшихся учащихся. Для всех учащихся было дано домашнее задание. По звонку урок был закончен. Урок был проведен в полном соответствии с конспектом.

Обучение на уроке

В процессе урока используемые средства физического воспитания соответствовали возрасту занимающихся, их подготовленности.

Объяснение упражнений было кратким, четким и ясным, терминология - правильной. В процессе урока было использовано несколько подводящих упражнений. Учитель ещё раз напомнил ученикам особенности техники бросков мяча в кольцо и ведения мяча с изменением направления, а также правила техники безопасности при выполнении данных упражнений.

Из методов практических упражнений использовался целостный и расчленённый.

Исправление ошибок было как общим, т.е. обращалось внимание на типичные ошибки класса, так и индивидуальным - учитель исправлял ошибки у каждого занимающегося отдельно, что обеспечивало контроль качества выполнения отдельных упражнений.

К недостаткам обучения на уроке следует отнести отсутствие учета индивидуальных особенностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (не уменьшалась дозировка упражнений, нагрузка не регулировалась за счет увеличения пауз отдыха и.т.д.).

Развитие физических качеств

На уроке наибольшее внимание было уделено развитию быстроты движений, точности и координации. Данные задачи решались в большей степени в основной части урока. Для этого были использованы повторный и интервальный методы развития физических качеств, а также соревновательный (эстафеты с элементами бега) и игровой (учебная игра в баскетбол). В процессе урока правильно сочетались интервалы нагрузки и отдыха при выполнении упражнений.

Воспитание на уроке

Внешний вид студентки-практикантки на уроке подчеркивает ее аккуратность. Поведение - спокойное, сдержанное. В речи студентки-практикантки нет излишней громкости, терминология правильная.

В обращении с учениками студентка-практикантка корректна, вежлива, умеренно шутлива. Оптимальная степень требовательности к учащимся.

Дисциплина на уроке не всегда хорошая, но Маврина Е.Е старается её поддерживать и корректировать за счет точных команд и сознательности учащихся.

Дисциплинирующие упражнения, поощрения и наказания были целесообразны и своевременны.

Общее заключение по уроку

Задачи, поставленные на уроке, решались в рациональной последовательности и были выполнены полностью. Общая плотность урока составила (визуально) 90-95 %, моторная – 62,3 %, что соответствует методической норме. Правильно применяемые средства физического воспитания, дозировка упражнений обусловили оздоровительную направленность урока.

Положительными моментами в работе Мавриной Е.Е. на уроке были: хорошая подготовленность к уроку, подготовка подробного конспекта, мест занятий; правильная организация урока на всем его протяжении; умение управлять классом, своевременно корректировать поведение учащихся на уроке; умение правильно излагать учебный материал, знание терминологии, культура общения, корректность, вежливость, аккуратность.

Недостатками в проведении учителем урока являются: одинаковое домашнее задание для всех детей, без учета индивидуальных особенностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

В целом учащиеся относились к уроку с интересом, проявляли активность.

Общая оценка проведенного урока - «отлично».

Раздел 3. Теория воспитания.

Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но, основная из них, - ухудшение здоровья детей. Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых по медицинским показаниям к подготовительной или специальной группе по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Практика показывает, что большинство творчески работающих учителей уже давно используют авторские разработки для обучения детей с учётом их различных физических (природных) способностей, возможностей и состояния здоровья.

Если раньше принято было тревожиться о том, что за время обучения в школе выпускник просто обрастает «школьными болезнями», то теперь дети приходят в первый класс школы с целыми букетами хронических заболеваний. Причём этот показатель не зависит от того, посещал ли ребёнок детское дошкольное заведение или нет.

Так же очень важно что бы школьники не просто посещали урок физической культуры, а занимались с удовольствием. Ведь только обучение и воспитание в благоприятной обстановке «обречены» на успех и приносят пользу здоровью.

Каждый урок должен быть грамотно методически организован и проведён, с включением широкого спектра средств и методов физической культуры.

1. Урок - основная форма организации занятий в школе

Главенствующее положение урока физической культуры определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).

Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;

) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;

) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.

К основным из них относятся следующие:

.Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, не более 2-3.

.Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

.Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

.Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

.Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

.Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

.Обеспечение безопасности урока. Повышенная опасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно- воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

2. Конспект тренировочного занятия с направленностью на воспитание

 

№ пп Тема урока Сроки Содержание и контроль Планируемые результаты, УУД
Понятия Предметные результаты Регулятивные Личностные результаты Домашнее задание
  Инструктаж по технике безопасности по л/а. 5 мин. Знать требования инструкций. Устный опрос Техника безопасности. Использовать инструктаж по технике безопасности по л/а. Понимать об утомлении и переутомлении. Соблюдать двигательный режим школьника. Формулировать и удерживать учебную задачу; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Комплекс утренней гимнастики №1

Тема урока Сроки Содержание и контроль Понятия Предметные результаты Регулятивные результаты Личностные результаты Д-з
  Разминка Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. 10 м 25 м Подготовка к основным упражнениям Уметь демонстрировать темп бега Разогрев мышц Стартовый разгон Гимнастика, упражнения на все группы мышц. Комплекс ОРУ. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 30 м) – 2 -3 раза в чередовании со спокойным бегом. Старты из различных И. П. до 60 метров. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 10– 15 с.). П/ игра – «Перемена мест». Формировать умение правильно устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке, рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека. Уметь договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Анализировать приемы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Формировать способность проявлять волю во время выполнения физических упражнений. Формировать процесс саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях. Комплекс утренней гимнастики №1
  Заминка 10 м Уметь правильно заканчивать физические нагрузки Расслабляющие упражнения Понижение пульса, снижение интенсивности упражнений, растяжка Формировать умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Формировать мотивацию к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др  
                                 

 

3. Цели и задачи воспитания на уроке физической культуры.

Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи и цели. В методике физического воспитания задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.

. Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.

. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Цель воспитания – не научить ученика конкретным движениям, не дать здоровье и двигательную активность, как думают многие… А именно научить ребенка «перешагивать» через себя, не хныкать, когда трудно и преодолевать свой страх.

4. Выбор средств и методов воспитания в соответствии с задачами и содержанием урока.

Важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где дети активные обучающиеся, где они отходят от стереотипов и строят свое собственное понимание на основе личных исследовании.

Приоритетом служат «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Учитель должен помочь детям осознавать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем он мог добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была мотивация к обучению. Готовясь к урокам учитель задает себе вопрос: – Что сумеют сделать ученики? Планируя свои уроки, учитель так разрабатывает задания, чтобы дети в процессе исследования, эксперимента, добывали знания сами. Это повысит как ответственность, так и самооценку самого ребенка.

Но если ученик действует самостоятельно, то как же будет проходить оценивание обучения? Ребенок привык к традиционным методам как обучения, так и оценивания. Когда учитель поставил оценку, и она была для него как закон. Он не слышал никаких комментариев, никаких рекомендации. Применение взаимооценивания и самооценивания на уроке, когда детям предоставлена возможность оценить друг друга или себя, за проведенную работу, дает учащимся возможность видеть результат обучения и анализировать. Не было удивительным то, что они это делали с большим энтузиазмом; указывали на ошибки и предлагали пути решения. Даже ученики со слабой мотивацией к обучению становились увереннее и голос их звучал сильнее и четче, когда он анализирует выставленные оценки. Я думаю, такой метод оценивания вселит чувство ответственности и уверенности в наших детей.

Учитель, пристально изучив возрастной состав класса, должен создать благоприятную атмосферу для эффективности обучения. Тут учитель приобретает позицию лидера. Учитель, прежде всего сам креативен, мыслит критически и стремится изменить и переоценить практическую деятельность. Чтобы добиться положительного результата в обучении учащихся, он должен учитывать как возрастные особенности, так и уровни обученности учащихся. Поэтому, планируя уроки, учитель должен составлять задания дифференцированно, чтобы привлечь внимание как слабых, так и сильных учащихся

Разделение учителем ролевых позиций в образовательной парадигме строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь). При реализации функций взаимодействия в задачу учителя входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции учителя – управление взаимодействием обучающихся, установлению новой формы педагогической деятельности – личностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия.

В личностно-ориентированном подходе к учебному процессу прослеживается новая роль учителя, который является субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность учащихся, обеспечивая внутренние мотивы и желания учителя, проявлять самостоятельность в получении новой информации. При этом учитель всё более стимулирует интеллектуальную активность, побуждая учащихся решать проблемные задачи, раскрывая интеллектуальный потенциал, творческую потребность обучающегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Применив на практике новые подходы в обучении, у учеников намечается развитие качеств:
•саморазвитие и самосовершенствование;
• знания приобретаются в деятельной форме с акцентом на будущую занятость;
• учащиеся учатся грамотно отбирать информацию, осваивают способы работы с информацией
• учащиеся развивают навык диалогового общения и вырабатывают коммуникативно – речевую культуру.
• у учеников развивается неподдельный интерес и положительные эмоции к обучению.

Сам процесс обучения формируется на основе критического, аналитического, логического мышления. Ученики обучаются способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний. Таким образом, эффективное управление при внедрении новых подходов в образовательный процесс позволит в дальнейшем добиться значительных успехов в воспитании конкурентоспособной личности.

Думаю, конечный результат уже в скором времени даст о себе знать. Мы ставим перед собой задачу – стать учителями новой формации. А ученики должны поставить перед собой задачу – стать учениками новой формации.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: