Дистанционный урок по литературе
Группа 250
Дата 9.11. 2021 21Г.
Учитель Горбачева Г.М.
Установка на урок:
Добрый день!
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством писательницы Татьяны Толстой.
Алгоритм работы по теме
Записать дату и тему урока
Изучить статью, прочитать рассказ, сделать краткий конспект
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема урока: Татьяна Толстая: биография и творчество
Знакомимся с биографией писательницы.
Читаем рассказ «Соня»
3.Конспект «Размышляем над проблемами …»
Татьяна Толстая: биография и творчество
Одна из ста самых влиятельных женщин России, писательница, ставшая ярким событием в современной русской литературе. Будучи наследницей известной фамилии, она достойно продолжает дело своих знаменитых предков, прославившихся на литературном поприще.
В своих произведениях она затрагивает самые волнующие темы и делает читателя своим собеседником, предельно уважительно относясь к нему. Писательница, истинный мастер слова, литературный критик, журналист, замечательная жена и мать, которой семейная жизнь не только мешает, но и помогает развиваться дальше и уверенно держаться в топе лучших, – Татьяна Никитична Толстая. Биография этой женщины будет рассмотрена в настоящей статье.
Будущий филолог, Телец по знаку зодиака, Таня родилась 3 мая 1951 года в северной столице. Ее родители были уважаемыми людьми: отец – доктор физических наук, мать – поэтесса. Кроме Татьяны в семье подрастало шестеро братьев и сестер. Оба деда Татьяны были писателями, а среди прадедов были врач и тайный советник. Знаменитый Лев Толстой – ее семиюродный дедушка.
|
В детстве девочка очень любила читать. Целые дни она проводила с книжками и учебниками по литературе. И после окончания школы без сомнений решила выбрать филологический факультет СПбГУ. Учеба давалась Тане достаточно легко, несмотря на то, что выбрала она отделение классической филологии, где уклон был на латынь и греческий язык. Но девушка успешно со всем справлялась.
В 1984 году Толстая опубликовала свою первую критическую статью под названием «Клеем и ножницами…», которая была опубликована в журнале «Вопросы литературы». А вскоре началась успешная писательская карьера Татьяны.
, Татьяна Никитична перенесла все свои мысли на бумагу и поняла, что это нечто стоящее.
К вершине успеха 1983-й стал годом начала ее литературной карьеры. На страницах журнала «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…», который был признан самым успешным литературным дебютом года. Литературные критики и читатели тепло приняли прозу писательницы, по всей России начали обсуждать новое имя в литературе.
Вскоре успех ожидал и другие ее рассказы:
· «Соня».
· «Любишь – не любишь».
· «Чистый лист» и другие.
Всего за 5 лет Татьяна Толстая опубликовала более 20 рассказов, которые затем вошли в сборник, названный так же, как и ее дебютный рассказ – «На золотом крыльце сидели…»..
Произведения Татьяны Никитичны неоднократно отмечались премиями и наградами. Круг ее читателей с каждым годом расширялся, а имя нового человека в литературе стали обсуждать чаще.
В конце 80-х годов Татьяна Толстая решает уехать за границу, куда ее пригласили читать лекции по русской литературе. Работая в колледже в Соединенных Штатах, писательница начала раскрывать в себе все больше возможностей, глубже
|
Телеуспех
В начале XXI века Татьяна Никитична все чаще стала появляться на телеэкранах. Всенародную славу и успех ей принесла передача «Школа злословия».
Проблематика рассказа «Соня»
1. Проблема памяти.
2. Проблема отношения к человеку, непохожему на других. Почему люди всегда смеются над теми, кто не похож на них?
3. Что лучше: «жестокая» правда или «спасительная» ложь?
4. Какой след оставляет человек в памяти его потомков?
Размышляем над проблемами …
Сделать конспект «Размышляем над проблемами» (1-2)
1. Какой след оставляет человек в памяти его потомков? Над этой проблемой размышляет и Татьяна Толстая в своей новелле «Соня». Нелепая, наивная, глупая, Соня была объектом постоянных насмешек окружающих, даже несмотря на ее отзывчивость и желание всегда помогать людям. Она стала жертвой жестокого розыгрыша, но время показало, что Сонина душевная чистота, доброта, самоотверженность выделяют ее среди всего ее окружения, поднимают на неизмеримую нравственную высоту. Потому и остается в памяти потомков как легенда подвиг Сони: она спасает от смерти своего возлюбленного, которого никогда в жизни не видела, а только переписывалась с ним, спасает ценой своей жизни, и, по иронии злой судьбы, этим самым «возлюбленным» оказывается Ада, та сама «змея» Ада Адольфовна, которая выдумала столь жестокий розыгрыш.
2. Автор-повествователь говорит нам, что время не пощадило никого, даже интересных людей, ярких личностей, а вот белый голубок – Сонина брошка, вложенная ею в письмо ее любимому, - должен был сохраниться: «ведь голубков огонь не берет». И этот белый голубок, несомненно, является символом Сониной святости. Получается, что человеческой доброте и чистоте ничто не может навредить – даже время, и именно такие поступки остаются в памяти людей.
|
3. Вопрос о «жестокой» правде и «спасительной» лжи – один из «вечных» вопросов человечества. Этот вопрос звучит и в рассказе Татьяны Толстой «Соня». Соня, нелепая, смешная, при этом чистая, наивная, добрая душа, стала жертвой розыгрыша со стороны другой героини рассказа – Ады, женщины красивой, остроумной и злой.
Читаем рассказ «СОНЯ»
Рассказ «Соня» Толстой Татьяны, написанный в 1984 году, повествует о некрасивой и глупой, но очень доброй женщине, пожертвовавшей собой ради спасения вымышленного возлюбленного. Она стала жертвой жестокой шутки, но смогла продемонстрировать всё величие и благородство своей души.
Главные герои
- Соня — глупая, недалёкая, но очень добрая женщина с большим сердцем.
- Ада Адольфовна — красивая, интересная, коварная женщина, которая от скуки решила поиздеваться над Соней.
Другие персонажи
- Лев Адольфович — брат Ады, прекрасно образованный человек, большой насмешник.
- Валериан, Серёжа, Котик — друзья Ады и Льва, которые участвовали в жестоком розыгрыше над Соней.
Краткое содержание
Все прекрасно знали, что «Соня была дура. Это её качество никто никогда не оспаривал». В своей глупости Соня была настолько бестактной, что запросто могла спросить у мужчины в присутствии его жены, как звали красивую даму, с которой тот был в филармонии. Известный насмешник Лев Адольфович даже сказал по этому поводу, что «если человек мёртв, то это надолго, если он глуп, то это навсегда».
Соня работала в музее «каким-то там научным хранителем». Выглядела она под стать своей скучной работе: крупная, неуклюжая с толстыми косолапыми ногами и в нелепой одежде, которая подчёркивала все недостатки её фигуры. У Сони была брошка в виде эмалевого голубка, с которой она никогда не расставалась. Она прекрасно шила, но почему-то не могла сшить себе ни одного приличного платья или костюма.
Соня была отличной хозяйкой: «торты накручивала великолепные» и даже из требухи могла приготовить кулинарный шедевр. Кроме того, она любила детей и неизменно соглашалась на просьбы присмотреть за малышами, когда их родителям нужно было отлучиться по делам или даже отправиться в отпуск. Знакомые беззастенчиво пользовались добротой Сони и даже «устанавливали какую-то разумную очередь».
У Льва Адольфовича была сестра, Ада — «женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Однажды она тоже пострадала из-за «Сониного идиотизма» и хотела её наказать. Но не слишком сурово, а так, чтобы все могли посмеяться.
В тридцать третьем году, когда Соне было чуть за тридцать, Ада Адольфовна разработала план, который её брат Лев назвал «адским планчиком». Ада, которая всегда превосходно выглядела и имела много поклонников, «предложила придумать для бедняжки загадочного воздыхателя, безумно влюблённого, но по каким-то причинам никак не могущего с ней встретиться лично». Выдуманного поклонника назвали Николаем и придумали ему биографию: у него была жена и трое детей, а «жил» он в квартире Адиного отца. Никто не сомневался, что Соня не покажется по этому адресу: для этого она была слишком глупа, да и совесть не позволила бы ей рушить чужую семью.
Николай писал Соне лирические письма, в которых называл её путеводной звездой и пышной розой. Он признался, что, однажды увидев Соню в филармонии, влюбился с первого взгляда, но не мог встречаться с ней из-за чувства долга перед женой и детьми.
Началась бурная переписка. Соня сразу клюнула на приманку и «влюбилась так, что только оттаскивай». Вся компания — «Ада, Лев, ещё Валериан, Серёжа, кажется, и Котик» — веселилась до упаду, читая Сонины письма и сочиняя ей послания от Николая. Однажды Соня потравила Николаю своё единственное украшение — белого эмалевого голубка, и поклялась «непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо, на край света».
Спустя какое-то время эта затея начала надоедать: Соня оказалась на удивление очень скрытной и никому не рассказывала о своём поклоннике. «Валериан, Котик и, кажется, Серёжа по разным причинам отпали от участия в игре», и только Ада упорно продолжала писать письма от лица Николая.
С приходом войны и Ада, и Соня не успели эвакуироваться, оставшись в блокадном Ленинграде. Ада, похоронив отца и брата, медленно умирала голодной смертью в своей квартире. В прощальном письме Соне она написала, «что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня — старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты».
Вряд ли Соня получила это письмо, но она что-то почувствовала и отправилась на квартиру, где приготовилась к смерти Ада. Она принесла с собой «все, что у неё было — баночку довоенного томатного сока, сбережённого для такого вот смертного случая». Соня напоила Аду соком с ложечки, а сама ушла за водой, «чтобы больше никогда не вернуться — бомбили в тот день сильно».
Ада Адольфовна выжила и дожила до преклонного возраста. Сонины письма она, по-видимому, сожгла в ту страшную зиму.
Заключение
Произведение Татьяны Толстой демонстрирует, насколько безнравственно играть чужими чувствами. Добрая и наивная женщина, оказавшись главной героиней розыгрыша, искренне верит в вымышленную любовь и кладёт к её алтарю собственную жизнь.