Рис. 19. Даша (3 г. 1 мес.). Ваза с цветами
Целостность как одно из свойств восприятия очень тесно связана с предметностью и обусловлена способностью ребенка добиваться единства образа при использовании самых разных выразительных средств.
Динамичность представляет собой совокупность психофизиологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл усвоения основ изобразительной грамоты.
Взаимодействие искусства и личности в психологии рассматривалось как эмоциональный аспект восприятия произведений изобразительного искусства, как специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов (А. В. Запорожец, О. И. Концевая, Е. П. Крупник, А.Н.Леонтьев, JI. С. Славина и др.). Для того чтобы правильно понять произведение изобразительного искусства, проанализировать выразительные средства, ребенку необходимо отнестись к нему как к образу.
В исследованиях Е.Я. Васина, К. Бюллера, Т. Торренса показана неспособность детей дифференцировать изображение и изображаемое. Овладение основами изобразительной грамоты складывается из отношения к художественным образам, которое происходит от непосредственного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм художественно-эстетического воспитания, требующего занять позицию вне образов. Формирование этой внутренней деятельности позволяет дошкольнику вычленять художественные свойства и отношения, служащие критерием оценки рассматриваемых образов.
В изучении правил и законов живописи особое место занимают «пространственное» и «наглядное моделирование», предложенное Л. А. Венгером. Он выделил три вида модельных представлений, которыми овладевают дошкольники:
|
- замещение элементов моделируемого содержания художественного образа посредством операций, входящих в состав наглядного моделирования;
- построение модели художественно-выразительного образа путем установления между выразительными средствами художественных отношений;
- использование моделей выразительных средств в качестве средства создания собственного образа.
Как указывает Р. М.Чумичева, построение и использование внешних моделей преобразуется в построение и использование функционально идентичной ей внутренней модели — модели представлений. Значит, в дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами моделей и модельных представлений: конкретными, отображающими структуру каждого компонента изобразительной грамоты; обобщенными, отображающими общую структуру отдельного выразительного средства; условно-символическими, передающими ненаглядные отношения различных компонентов изобразительной грамоты.
Влияние изобразительной грамоты на духовное развитие ребенка заключается в том, что восприятие художественных образов и выделение в их содержании конкретных художественных свойств и отношений не только приводит к приобретению знаний и умений в области изобразительного искусства, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых высших мотивов деятельности ребенка. Проникая в суть образов через освоенную систему выразительных средств, дошкольник внутренне духовно очищается, поскольку эстетическое начало художественных образов способствует проявлению детского катарсиса, позволяющего перейти ему на более высокий уровень восприятия искусства и окружающего мира.
|
Механизм соприкосновения иносказательного и обычного плана художественно-эстетического осмысления ребенком искусства и окружающего мира возникает, по мнению Е. П. Крупника, за счет двух психологических противоположно направленных процессов, характеризующих собственно детское творчество в рисовании: «вне- художественного» и «художнического». Как указывал Е. П. Крупник, «внехудожественный» процесс осознания ребенка совпадает с его душевными переживаниями, которые становятся сопереживаниями в контексте искусства.
Отношение дошкольника к выразительным средствам опосредуется как эмпатией 1, так и непосредственным, чувственным созерцанием, сопровождающимся эстетическим наслаждением. Эмпатия рассматривается как один из важных механизмов усвоения детьми дошкольного возраста основ изобразительной грамоты, полноценное художественно-эстетическое воздействие изобразительной грамоты на ребенка дошкольного возраста осуществляется в результате гармоничного опосредования двух основных динамических тенденций художественно-эстетического сознания: эмпатического сопереживания и созерцания.
Таким образом, овладение детьми раннего и младшего дошкольного возраста основами изобразительной грамоты заключается в интуитивном, а детей седьмого года в сознательном использовании выразительных средств в различных художественных образах, которое построено на работе воображения, на отображении и трансформации своих наблюдений, а также эмпатическом сопереживании и созерцании всего окружающего.
Контрольные вопросы
1. Какие механизмы восприятия участвуют в процессе овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты?
2. Существует ли отличие в овладении детьми младшего и старшего дошкольного возраста основами изобразительной грамоты с точки зрения функционирования психологических механизмов?
1. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения