Тема 3. Право и правовое регулирование (2 часа).




План урока:

1. Нормативное регулирование: понятие.

2. Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы.

3. Методы, способы и типы правового регулирования.

4. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.

5. Право: понятие, признаки.

6. Принципы права: понятие, виды.

 

1. Нормативное регулирование: понятие.

Одним из инструментов регулирования общественных отношений является нормативное регулирование, то есть регулирование на основе определенных норм - правил поведения.

Эти нормы можно разделить на две большие группы: технические и социальные. На основе технических и социальных норм осуществляется техническое и социальное регулирование.

Техническое регулирование основано на законах природы и направлено на урегулирование работы людей с техническими или природными объектами. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др.

Социальное регулирование направлено на упорядочивание отношений, возникающих между людьми по поводу экономических, политических и социально-культурных объектов.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и объектами природы, техникой (например, правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия).

Признаки:

1. Субъектный состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой. Особенность этих отношений в том, что на другой их стороне – неодушевленные предметы.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.

Признаки:

1. Направлены на регулирование общественных отношений.

2. Являются общими правилами поведения, устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц.

3. Обладают сознательно-волевым характером. При этом одни нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие формируются путем многократного повторения отдельных вариантов поведения.

4. Возникают закономерно в процессе исторического развития общества.

5. Соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества, показывают степень его цивилизованности.

6. Представляют определенный стандарт поведения, типичный для данного времени.

Виды социальных норм:

1. Нормы морали (нравственности);

2. Обычаи;

3. Религиозные нормы;

4. Политические нормы;

5. Корпоративные нормы;

6. Правовые нормы.

 

2. Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие норм права и других специально-юридических средств на общественные отношения в целях их упорядочения.

Предмет и пределы правового регулирования

Правовое регулирование общественных отношений имеет свои пределы. Право регулирует не все общественные отношения. Предметом правового регулирования становятся только наиболее важные из них, те от которых зависит обеспечение и реализация наиболее важных общих интересов всего общества, его основных социальных групп. Правовое регулирование не должно касаться отношений, которые могут быть эффективно урегулированы обычаями, моралью, корпоративными, религиозными нормами. Правовое регулирование этих отношений будет неоправданным, приведет к ущемлению социально необходимой свободы человека, может привести к складыванию жесткого политического режима, который будет тормозить общественное развитие. В то же время, исключение из сферы правового регулирования важных для всего общества отношений может привести к произволу и хаосу, а затем к формированию неоправданно жестких политических режимов.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

В предмет правового регулирования входят 3 группы общественных отношений.

1. Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений.

2. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

3. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться правовому воздействию.

 

3. Методы, способы и типы правового регулирования.

Методы правового регулированияэто совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования указывает на то, как регулируются общественные отношения.

Императивный метод (централизованный, директивный, авторитарный) – это метод строго обязательный, не допускающий отступлений от требований нормы права, метод власти и подчинения. Базируется на субординации между участниками общественных отношений. Используется в основном в публично-правовых отраслях (конституционное право, административное право, уголовное право).

Диспозитивный метод (децентрализованный, автономный) – это метод координации, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны. Он основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного варианта поведения участниками регулируемых общественных отношений. Он допускает возможность действия сторонами по их усмотрению. Закон определяет пределы такого усмотрения. В основе диспозитивного метода лежат свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения. Этот метод характерен для частноправовых отношений (гражданское право, семейное право).

Способы правового регулированияэто приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения.

1. Дозволение – это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомачивание), делегирование комплекса дозволений на совершение определенных действий (например, собственнику вещи дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). Данный способ осуществляется с помощью управомачивающих норм.

2. Обязывание – это предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги). Это возложение обязанности по активному поведению. Данный способ осуществляется с помощью обязывающих норм.

3. Запрет – это возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Данный способ осуществляется с помощью запрещающих норм.

Например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних.

Дополнительные способы правового воздействия

1. Применение мер государственного принуждения (возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение);

2. Предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения;

3. Поощрение за правомерное поведение – награждение субъектов за определенные заслуги;

4. Рекомендация состоит в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения;

Тип правового регулирования представляет собой общую направленность правового воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования: дозволение или запрет.

Выделяют 2 типа правового регулирования:

1. Общедозволительный. В его основе лежит общее дозволение, используется принцип: “Разрешено все, что прямо не запрещено законом”. Субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных. Этот тип характерен для гражданского права.

2. Разрешительный. В его основе лежит общий запрет, реализуемый в принципе: “Запрещено все, что прямо не разрешено законом”. Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены правом. Этот тип характерен для административного права. С методами, способами и типами правового регулирования связана дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частно-правовую.

 

4. Механизм правового регулирования: понятие, основные стадии, элементы.

Механизм правового регулирования – это совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, то есть воздействие норм права на общественные отношения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: