Проблемы развития системы СМИ Франции




 

В последние годы, по данным Организации подтверждения распространения - ОЖД (OJD), в 2009-2010 гг. результаты распространения французской прессы оказались неожиданными. Конечно, розничная продажа сократилась на 5,76% по сравнению с 2008 г., но подписка и доставка на дом остались достаточно стабильными. Вот как выглядит первая десятка ежедневных газет по распространению на начало 2010 г.: «Уэст-Франс» (Ouest- France) - 762 213 экз., «Фигаро» (Le Figaro) - 314 947, «Паризьен» (Le Parisien) - 304 971, «Экип» (L’ Equipe) - 303 305, «Сюд-Уэст» (Sud- Ouest) - 297 991, «Монд» (Le Monde) - 288 049, «Вуа дю Нор» (La Voix du Nord) - 274 088, «Дофине либере» (Le Dauphiné libé ré) - 235 129, «Прогре» (Le Progrè s) - 208 958, «Телеграмм» (Le Telegramme de Brest) - 200 000.

В связи с экономическим кризисом во Франции инвестиции в рекламу упали в 2009 г. на 8,6%. Для средств массовой информации это обернулось потерей 1,5 млрд евро рекламных доходов. В прессе рекламные доходы снизились по сравнению с 2008 г. на 18,1%, на телевидении - на 11%, на радио - на 8,9%. Только в интернете был отмечен рост рекламных доходов на 6%<https://www.mediascope.ru/node/856>.

Удивительным для ОЖД был вывод о том, что пресса даже в условиях кризиса чувствует себя лучше, чем 20 лет назад. Распространение журналов увеличилось на 21,7% за 20 лет, в то время как население выросло на 11,5%. И, если ежедневная национальная пресса сократила распространение на 7% в неделю, женская и экономическая увеличила соответственно на 33% и 22% за это же время, несмотря на развитие интернета, телевидения и смартфонов.

Аудитория ежедневной национальной прессы уменьшилась на 6,9% в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом. Самые большие потери понесли «Трибюн» (La Tribune) - 16,4%, «Круа» (La Croix) - 15,3%, «Юманите» (L’ Humanité) -15,1%. По аудитории марки прессы (индикатор, объединяющий ежедневное издание, его сайт в интернете и журнал) на первом месте «Экип» (7,8 млн читателей в неделю), затем идут «Монд» (6,8 млн) и «Фигаро» (5,4 млн)<https://www.mediascope.ru/node/856>. Аудитория региональных газет сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 3,3%. Но ежедневные бесплатные газеты увеличили количество читателей на 1,4%.

С 2009 г. осуществлялись меры, предложенные Генеральными штатами прессы, созванными по инициативе президента Николя Саркози в 2008 г. Как считает социолог, исследователь французских СМИ Жан-Мари Шарон, это была попытка противостоять сложившейся ситуации реформой сектора прессы, который ослаблен экономическим кризисом и технологическими преобразованиями. Продолжала переживать трудности организация распространения периодической печати НМПП (NMPP), которая распространяет более 80% тиража национальных ежедневных газет и журналов в розницу через 29 749 пунктов продажи.

Государство выделило 70 млн. евро на три года для финансирования системы доставки газет на дом (le portage à domicilе) и 20 млн. евро на развитие прессы в интернете и потребовало от издателей реформировать систему распространения.

Положения, вытекающие из Генеральных штатов, не имеют эквивалента в истории, как и волна преобразований, с которыми столкнулась пресса. Система государственной помощи прессе восходит к периоду Освобождения Франции в 1944 г. По мнению социолога Ж.-М. Шарона, «она должна позволить прессе мнений быть легко доступной за небольшую цену. Без нее большинство ежедневных газет моментально исчезнут, если исчезнет государственная помощь». Правительство выполняет свою роль, чтобы избежать исчезновения значительной части прессы политической информации. В то же время Ж.-М. Шарон считает, что недостаточное стимулирование предприятий прессы к редакционной эволюции, технической и маркетинговой в 1970−1980 гг. отрицательно сказалось на развитии печати.

В середине 2009 г. был принят закон о Высшем органе защиты интеллектуальной собственности в интернете - Адопи (HADOPI). А в ноябре в «Журналь оффисьель» (Le Journal О fficiel) были опубликованы декреты, определившие статус онлайн-издания, которое будет получать теперь регистрацию в паритетной комиссии, как любое печатное издание. Отныне на онлайн-издания распространяется государственная помощь. Был создан независимый орган, регулирующий защиту интеллектуальной собственности в интернете. Коллегия этого органа состоит из 9 членов, назначаемых на 6 лет. Именно она будет рассылать предупреждения тем, кто незаконно скачивает произведения из интернета, и применять санкции.

По данным Всемирной ассоциации издателей газет, которая объединяет 18 тыс. названий на пяти континентах, в 2008 г. распространение газет в мире выросло на 1,3%, а за пять лет - на 8,8%, но это увеличение произошло в основном за счет Китая и Индии. Распространение же платной прессы в Северной Америке сократилось на 3,4%, в Европе - на 5,6% в 2009 г. За пять лет эти два региона потеряли соответственно 10,6% и 7,9% распространения ежедневных газет. В течение 2010 г. важным фактором стало развитие в медиа-пейзаже информационных интернет-сайтов. «Чисто интернетными» (pur players) называют предприятия, которые функционируют только в интернете. Этот термин стали употреблять по отношению к информационным сайтам, присутствующим только в сети (без бумажной версии). Самые известные во Франции - это Rue89. com, Mе diapart. fr, Bakchich. info.

Газета «Эко» теперь выходит в версии бумажной, веб, iPhone и iPad. На iPhone все материалы «Эко» платные. Этот носитель содержит архив за двадцать лет. Но электронная версия разрушает структуру газеты, iPad же возвращает читателя к газете. Он позволяет выстраивать информацию по степени важности, добавляя возможность звука и видео. Доступен он только через оплату. Редакция «Эко» придает большое значение качеству информации, ее требование: читатель должен иметь доступ к подготовленной журналистами, а не роботами информации. Стратегия газеты - развивать цифровые версии, чтобы компенсировать потери в распространении бумажной версии (115 706 экз.).стали называть эльдорадо печатной прессы, так как с их приходом она надеется вернуть читателей. Планшет станет средством реализации рентабельной конвергенции, если пресса адаптирует свой контент к новым носителям. Но читатели должны платить за оригинальный контент.

Теперь французские предприятия прессы в интернете (Rue89, Mediapart) смогут воспользоваться государственной помощью через Фонд развития услуг прессы в интернете (Services de presse en ligne - SPEL), который должен стимулировать сайты традиционных СМИ в интернете, а также сектор «чисто интернетных» изданий высокого качества. По мнению Ж.-М. Шарона, всюду встает проблема финансирования информации высокого качества, которая стоит дорого, но она необходима для демократических дебатов.

Увеличивается количество посетителей сайтов традиционных СМИ и созданных журналистами специальных медиа в Сети. Растет и доверие к их информации. Скорость появления информации и возможность интерактивности привлекают аудиторию, а она привлекает рекламодателя. Но сегодня издатели констатируют, что довольно трудно получить доходы даже при большой аудитории сайта. Платные сайты не доказали надежности своей экономической модели. Одно из решений - опора на известность марки печатного издания. Всегда будет востребован и эксклюзивный информационный продукт. Издатели ежедневных газет могли бы продавать архивы, аналитические статьи, специальные исследования. Но пока не существует удобного способа оплаты таких покупок.

Другая трудность, как пишет «Монд», привлечь к платной системе поколение интернета, которое выросло в «контексте бесплатности». Сайты газет «Монд» и «Эко» имеют бесплатный доступ и платный к эксклюзивной информации. Но эта модель еще должна доказать свою рентабельность и жизнеспособность.

Продолжается полемика между сторонниками платных версий в интернете и бесплатных, активизировался процесс введения платных зон на бесплатных сайтах и наоборот. Создатель интернет-издания Rue89. fr. А mediapart. fr продолжает защищать платную модель. Проект запуска печатной версии в виде еженедельника вписывается в стратегию мультимедиа. Редакция сайта состоит из 25 хорошо оплачиваемых журналистов, которые готовят качественные материалы.

В основном качественное содержание в интернет предоставляют традиционные медиа, 80% их содержания доступны в интернете. Это обогащение информации сопровождается так называемой «гибридизацией медиа»: почти все сайты прессы предлагают видео, 83% - радио, 68% - телевидение. Наблюдается тенденция партнерства с социальными сетями. Многие сайты имеют страничку Facebook или «Твитер».

Французы активно пользуются информационными сайтами в интернете, но только 21% готов платить за такую услугу. Социолог Моник Дагно считает, что современный человек до того, как выйти из дома и купить газету, уже перегружен информацией. Но есть часть аудитории, которой необходима информация высокого качества и которая понимает, что ее производство обходится дорого. Практика потребления культуры меняется в эпоху интернета, он изменил связи печатной прессы и виртуальной.

Специальные исследования показали, что интернет занял свое место в культурном пейзаже французов. Глубокие изменения отмечаются среди молодежи. Интернет и новые экраны представляют культуру, носителями которой стали молодые дипломированные представители населения.

 


Заключение

 

Анализ системы СМИ Франции позволил выделить её основные принципы (в первую очередь телевидения и радиовещания):

) доступ общественности к разнообразным программам и информации;

) независимость работников эфира от государства и частных финансовых интересов;

) децентрализация вещания через увеличение числа местных станций;

) сохранение за государством роли регулятора и ответственного за лицензирование станций.

Однако эти принципы деформированы такими факторами, как информатизация, глобализация и мировой экономический кризис. В 2008 г. 83% французов имели компьютер дома, более половины из них имеют подключение к интернету. Новые экраны (компьютер, мобильный телефон, МР3 и др.) изменили рынок СМИ. Телевидение и радио теряют позиции. Французы проводят в среднем 21 час в неделю перед телевизором; цифра почти стабильна с 1997 г., но никакого прогресса больше нет. Более две трети французов ежедневно слушают радио, но время прослушивания в неделю сократилось на 2 часа. Тенденция к снижению чтения продолжается. В 2008 г. 11% французов читали национальную ежедневную газету более одного раза в неделю; 32% читают региональную ежедневную газету. Государство приняло решение выделять 5 млн. евро в год на финансирование бесплатной подписки на ежедневные газеты для лиц в возрасте 18−24 лет, в финансировании этой акции участвуют также издатели газет.

Развитие французского медиа-рынка в 2009-2010 гг. показало, что Генеральные штаты прессы, предложившие экономические и юридические шаги улучшения ситуации в прессе, положительно были восприняты основной массой СМИ. Они стали для печатных медиа решительным этапом в осознании переживаемой цифровой революции.

Список использованной литературы

 

1. Вачнадзе Г.Н. Пресса в Пятой Республике. М., 2007. 387 с.

2. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. - М.: 2007. - 286 с.

. Шарончикова Л.В. Французская журналистика в 1944-1958 гг. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 135 с.

. Интернет-ресурс «О Франции по-русски»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: