1. Цель: выявить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся 2-11 класса.
Ход: учащимся предъявляют четко написанные на доске колонки (4) из пяти слов каждая с пропущенными буквами. Например:
п-ро | з-р-о | э-о-ок | к-п-с-а |
к-са | д-р-во | т-а-а | к-с-а-ник |
р-ка | к-п-ль | к-н-а | у-и-ель |
r-ра | х-л-д | к-ы-а | у-е-ик |
п-ле | к-в-р | п-е-а | а-е-ь-ин |
Ученики по команде начинают составлять и писать полные слова из любой колонки, вставляя пропущенные буквы. На работу дается 5 минут. Учитель фиксирует время досрочного выполнения задания. По истечении 5 минут учитель собирает листки и подсчитывает количество верно составленных слов.
Ранжирование результатов измерения скорости мышления
![]() |
IV уровень – 16-20 верно составленных слов 11-12
|
|
II уровень – 6-10 3-5
I уровень – 1-3 1-2
2. Цель: установить уровень развития мыслительной операции выделять существенное - обобщение (для 1-6 классов).
Ход: учитель предлагает учащимся ряд слов, в каждом ряду пять слов даются в скобках, а одно - перед скобками.
Ученики должны выбрать из скобок два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Ряды слов написаны на доске, либо записываются учениками наслух. На выполнение задания по каждому ряду слов дается 0,5 мин.
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Ответ: растения, земля.
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Ответ: берег, вода.
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
Ответ: углы, сторона.
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание).
Ответ: игроки, правила.
Обработка: подсчитываются правильно выделенные слова.
Ранжирование результатов тестирования
![]() | ![]() |
IV уровень – 9-10 слов 8-10 слов
|
|
II уровень – 4-6 3-4
I уровень – 1-3 1-2
3. Цель: установить наличие способности элементарного обобщения.
Ход: учащемуся предлагается из пяти названных слов исключить одно слово, лишнее по смыслу. На каждое задание отводится 15 сек.:
а) стул, шкаф, диван, телевизор, стол (телевизор)
б) кастрюля, тарелка, чашка, чайник, ведро (ведро)
в) корова, кошка, лиса, овца, коза (лиса)
г) среда, суббота, выходной, вторник, четверг (выходной)
д) красный, синий, теплый, жёлтый, голубой (теплый)
Ранжирование результатов тестирования
IV уровень – 5 верных ответов (хорошо выраженная способность)
III уровень – 3-4 верных ответа (способность удовлетворительная)
II уровень – 1-2 верных ответа (слабая способность)
I уровень – верных ответов нет (способность не выражена)
4. Цель: установить преобладающий тип мышления (образный или логический).
Ход: учитель предлагает учащимся записать 9 слов или предлагает карточки с этими словами: овца, летать, чешуя, крылья, бегать, орёл, плавать, карась, шерсть.
Им дается задание: составить из этих слов 3 группы по 3 слова.
Обработка: просмотр листков покажет, что одни ученики составили слова по рациональному принципу (летать - бегать - плавать, крылья - чешуя - шерсть, орёл - овца - карась) и обнаружили преобладание логического мышления, связанного со второй сигнальной системой, контролируемого левым полушарием.
Другие группы (орел - крылья - летать) означают художественный (образный) тип, свойственный людям с доминирующим правым полушарием мозга.