II. Изучение нового материала




ПАМЯТКА СТУДЕНТУ

По выполнению и оформлению заданий,

Предложенных для дистанционного обучения

Студентам группы _ТОП-20-1/9_ предлагаются материалы по дисциплине_ Основы философии_для дистанционного обучения: текстовый файл с содержанием обучения.

Отчет отсылается в виде фото выполненной работы или в файловом документе

Рекомендованная литература:

1. Никитин Л.Н. Основы философии. Д.: ДонНУЭТ, 2009.- 323 с.

Инструкция по осуществлению обратной связи:

1. Студент должен изучить предложенный материал и выполнить все задания по учебной дисциплине в срок согласно следующей даты в расписании занятий.

2. Выполненные задания можно отправлять в виде текстового файла в формате Word или фото страницы рабочей тетради. Название файла должно содержать такую информацию: индекс группы, дата занятия согласно расписанию, ФИО студента.

1. Например: ТОП-20._28._09._2021_ Филькин _А_В

 

2. E-mail для консультаций и отправки выполненного учебного материала и домашнего задания: ___bogomolov844@gmail.com_

 

Лекция №8 Развитие философской мысли в Украине.

Цели: Изучить особенности развития философской мысли в Украине, этапы ее становления и развития.

Оборудование: раздаточный материал

Тип занятия: изучение нового материала.

 

Ход занятия

I. Закрепление изученного материала

1) Охарактеризуйте основные направления развития философской мысли 20-21 веках.

2) Перечислите источники способствующие возникновения марксиской философии.


3) Проанализируйте направления иррационального и неосознанного в философии.

План

1. Источники украинской философской культуры.

2. Зарождение профессиональной философии в культурно-образовательный центрах Украины, в Киевско- Могилянской академии.

3. Г.С. Сковорода - родоначальник классической философии.

4.Философия Т.Г.Шевченко.

 

II. Изучение нового материала

1. Источники украинской философской культуры.

 

Развитие философской мысли в Украине ХV1-ХVП1 вв. следует обратить внимание на то, что в конце XV - начале XVI вв. коренным образом меняется социально-политическая ситуация в Украине, которая характеризовалась окончательной потерей государственности Киевской Руси. Украина была включена в состав Польского королевства. Украинский народ был вынужден вести тяжелую борьбу за политическое самоопределение и собственное существование как отдельной этничной и национальной общности.

Резкое обострение религиозных конфликтов в Украине XVI в., связанное с попытками окатоличить украинское население, сделало религиозную проблематику особенно актуальной. Поэтому социальные, политические и национальные противоречия украинской жизни того времени приобрели религиозную форму.

Следует учитывать и то, что с включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя.

Именно эти идеи развивали основатели гуманистической культуры Украины такие как: Юрий Котермак(Дрогобыч), Павел Русин, Станислав Ориховский. На основе утверждения достоинства личности, они развивали свои взгляды на смысл человеческой жизни и человеческой истории.

Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским.

В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты.

Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины.

2. Зарождение профессиональной философии в культурно-образовательный центрах Украины, в Киевско- Могилянской академии.

Особое внимание следует обратить на роль Киево-Могилянской Академии (1632 г.) в развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян. Академия давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии.

Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович. Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.

В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности. Человека пытаются понять в единстве и целостности, как одновременно природное и общественное существо, концентрирующее в себе единство личного и общественного блага.

3. Г.С. Сковорода - родоначальник классической философии.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.

Сковорода

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине. В 1738 г. он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней, с перерывами, до 1750г. В 50-60-е годы Сковорода работает домашним учителем, преподает в Харьковском коллегиуме. С 1769 г. и до конца своей жизни (9 ноября 1794 г.) Сковорода отказывался от каких-либо официальных должностей, выбрав судьбу странствующего философа.

Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.

Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.

Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.

Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.

Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.

Он выдвигал идею о творческом "сродном труде". Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

4. Философия Т.Г.Шевченко.

.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) отождествлял себя с народом Украины. Его личная судьба и судьба народа становятся отражением один другого.

Мировосприятию Шевченко характерен антропоцентризм, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности. Даже в христианской религии он отбрасывает все. что мешает свободному развитию человека.

Славянскую федерацию Шевченко рассматривал как один из возможных путей освобождения Украины, утверждения ее языка, культуры, истории. Идеальный мир - это мир освобожденный от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир. где господствуют братские отношения между свободными людьми.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.

Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека.

Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.

Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко (1856-1916), получивший степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях. Именно в поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, "вечным революционером". Эта идея обусловливает в дальнейшем развитие темы "личность и народ", в которой он пропагандировал идеал безграничной преданности народу, готовности отдать жизнь за счастье народа.

Необходимо отметить, что концепция исторического прогресса у Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат «общие законы эволюции в органической природе» Критерием технического прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а «эмансипация человеческого индивида». Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фаталистический взгляд.

Социалистический строй представлялся Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государство не должно здесь иметь места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к «всевластию керманычей».

В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце ХГХ-ХХ вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией.

В заключение следует отметить, что возникновение и развитие философской мысли в Украине представляет собой сложный, противоречивый процесс. Он составляет неотъемлемую часть украинской культуры и украинской истории.

Заключительный этап

Для успешного изучения предложенной темы вам необходимо изучить материал учебной литературы и проработать предложенные вопросы.

Домашнее задание

1. Никитин Л.Н. Основы философии. Д.: ДонНУЭТ, 2009.- 323 с. Стр.33-45

2.Печатный материал.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: