Образовательные задачи:
- продолжать знакомить с материалами, необходимыми для аппликации;
- учить различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;
- различные геометрические формы;
- величины по признаку длины, ширины, высоты, объема, общего размера;
- продолжать учить работать с готовыми формами: раскладывать и приклеивать их самостоятельно;
- достигать выразительности аппликационного образа при работе с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);
- целостности аппликационного образа, соподчиняя его части друг с другом и с фоном;
- составлять декоративный узор на разных формах, используя готовые формы;
- приему выщипывания;
- правильно держать ножницы, совершать ими элементарные действия (надрезать, разрезать).
Развивающие задачи:
- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);
- формировать умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;
- продолжать формировать умение работать с кисточкой и клеем;
- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память;
- расширять словарь специальными понятиями: «основа», «детали», «композиция», «образ», «выщипывание», «мозаика», «фон».
Воспитательные задачи:
- вызвать интерес детей к аппликации;
воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами
- умение действовать по словесным инструкциям педагога;
- работать совместно с педагогом, детьми, выполняя коллективную работу.
Особенности обучения. У детей в младшем дошкольном возрасте двигательные функции руки пока еще несовершенны, поэтому целесообразно использовать различные упражнения, направленные на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Очень эффективны следующие упражнения:
|
1) отщипывание кусочков бумаги от целого листа (каждый раз размер кусочков уменьшается);
2)составление аппликации из кружочков, полученных с помощью дырокола;
3) прищипывание кусочков салфетки, нанесенные на предварительно обработанную поверхность клеем.
Конечно, работа с ножницами в группе детей этого возраста невозможна по многим причинам, но первые ознакомительно-обучающие занятия с одним-тремя детьми, лучше проводить во второй половине дня вне занятия. К сожалению, рассчитывать на домашнее обучение оперированию ножницами не приходится, поскольку многие родители не видят в этом необходимости, считая ножницы опасным орудием, от которого нужно как можно дольше оберегать детей.
Учитывая психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, занятия аппликацией не могут быть слишком длительны по времени (более 20 минут), поскольку работа требует большой концентрации внимания, усидчивости. Во время занятий необходимо все время поддерживать интерес малышей к аппликации. С этой целью нужно, во-первых, предоставить детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга. Важно на занятии создать атмосферу творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.
Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно- изобразительными умениями, желательно использовать вариативную повторяемость при работе над аппликационным образом: чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными. При проведении занятий следует учитывать специфику возраста детей и комплексно использовать методы обучения: частично-поисковый, эвристический, репродуктивный, игровой, метод упражнений, художественное слово.
|
Для большей эффективности формирования системы знаний, умений, навыков необходимо делить детей на подгруппы в соответствии с уровнем их творческого развития, чтобы у каждого ребенка была обозначена перспектива его личного роста. Следует поощрять любое стремление к творческим поискам.
Процесс обучения стоит проводить по нескольким направлениям, которые в основе содержат принцип преемственности между знаниями, умениями, навыками, впечатлениями.
Первое направление — движение ребенка от неосознанных, интуитивных действий к осознанным и целенаправленным.
Второе направление — качественное изменение процесса создания аппликационного образа (от элементарных сенсомоторных экспериментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к проявлению наглядно-образного мышления.
Третье направление — создание индивидуальных и коллективных работ.
Четвертое направление — формирование у детей умения составлять целостную композицию из нескольких предметных изображений.
Пятое направление — обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.
Шестое направление — стимулирование личной творческой активности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).
|
Каждое направление охватывает определенную группу задач, методов и приемов.
Поисковый метод побуждает малышей к активным поисковым действиям, они самостоятельно начинают сравнивать различные детали, соединять их, пробуя получить какое-нибудь изображение.
Репродуктивный метод обусловливает развитие прежде всего необходимых конструктивно-изобразительных умений: аккуратно намазывать деталь клеем; убирать лишний клей салфеткой или тряпочкой; прикладывать детали в нужное место, чтобы получить целостное изображение, и т.д. Метод очень тесно связан с упражнениями, поскольку направлен на формирование некоего динамического стереотипа, позволяющего ребенку не задумываться над простейшими действиями, уделяя все внимание художественно-изобразительной стороне аппликации.
Игровой метод. Преобладают занятия по аппликации, поскольку ведущий вид деятельности — игра, соответственно учебный процесс имеет обучающе-игровой характер.
Содержание работ детей младшей группы, несмотря на возраст, может быть разнообразным. Все зависит от того, насколько четко определены действия ребенка и педагога. Важно не сводить деятельность детей до минимума, выполняя за него всю предварительную работу. Ведь подготовить кусочки цветной бумаги, необходимой для фона, ребенок может самостоятельно. Тогда на занятии внимание будет уделено процессу создания аппликационного образа. Эффективность обучения зависит еще и от адекватности приемов работы с различными материалами. К примеру, не могут дети за время занятия наклеить травку, состоящую из отдельных полосочек. Пусть травка будет из салфеток разных оттенков, которые предварительно мнутся и укладываются на основу, имитирую целую поляну. Или травку можно сделать из полоски бумаги, на которой дети делают надрезы.
Таким образом, в процессе развития конструктивного творчества в аппликации необходимо ориентироваться на умения и потребности детей и перспективы их творческого роста, чтобы обеспечить взаимодействие на каждом этапе.