Образовательные задачи:
- учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации;
- закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;
- учить самостоятельно гармонизировать цвета при составлении аппликации;
- учить выражать через цвет, форму, композицию характер аппликационного образа;
- различать, называть, группировать и составлять различные геометрические формы;
- продолжать учить различать величины по разным признакам;
- учить работать с готовыми формами;
- учить самостоятельно получать простейшие формы путем обрывания, вырезывания;
- достигать выразительности аппликационного образа при работе с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);
- продолжать учить достигать целостности аппликационного образа, соподчиняя его части друг с другом и с фоном;
- учить составлять декоративный узор на разных формах, используя разные мотивы;
- продолжать учить технике работы с ножницами.
Развивающие задачи:
- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);
- умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;
- работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппликации;
- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память;
- расширять словарь специальными понятиями: «обрывание», «гармония», «колорит», «соподчинение», «фактура».
Воспитательные задачи:
- вызвать интерес детей к аппликации;
- воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами;
|
- умение действовать по словесным инструкциям педагога, прислушиваться к советам;
- работать над совместной работой, учитывая при этом мнение других
- личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радоваться чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, настойчивости);
- стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов.
Особенности обучения. Дети средней группы уже успешно выполняют задания по выкладыванию предметных изображений, несложных сюжетов, используя разные форматы и размеры основы. Большинство дошкольников приобрели навыки правильного расположения фигурок относительно друг друга. У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умения работать осознанно и целенаправленно. Занятия аппликацией помогают им легче ориентироваться в цветах, формах, величинах, что немаловажно и на других занятиях.
В этом возрасте дети не только пользуются готовыми формами, но и самостоятельно получают какое-то изображение. Учитывая присущую им медлительность, обусловленную незначительным опытом работы с ножницами, не стоит давать сложные объекты для вырезывания или сложные композиции: дети, увлекаясь процессом получения детали, могут не успеть хорошо продумать всю композицию, что приведет либо к разрушению ее целостности, либо к неаккуратности. Не стоит торопить ребенка, лучше доделать работу во второй половине дня. И нельзя выполнять вместо ребенка какие-то операции. Это приводит к привыканию детей к тому, что за них всегда и все доделывают.
|
Для того чтобы расширить содержательную и выразительные стороны аппликации, целесообразно использовать множественные педагогические эскизы, детские работы, которые выполнены по одному принципу (применяются одни и те же приемы), но раскрывают заданную тему по-разному. Полезны будут карточки-схемы, где отражены отдельные этапы выполнения образа, конкретные операции или приемы. Такие карточки предоставляют детям больше самостоятельности в работе и в устранении затруднений.
Если на занятии дети знакомятся с новым приемом, техникой, то желательно подробно показать процесс выполнения, чтобы они могли увидеть все тонкости изучаемой операции.
В процессе коллективных занятий у детей постепенно формируются навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, контролируют свои действия и действия соседа.
В средней группе дети изучают такой прием, как обрывание по контуру, который подготавливает базу для овладения работой с ножницами, поскольку формируются те же умения (умение держать в поле зрения контур и следовать по нему, вовремя разворачивая лист бумаги). Учитывая сложность обрывания, следует сначала давать детям неровный, простой контур, который они сами вполне могут нанести на лист бумаги. И только потом, когда они поймут принцип выполнения обрывания, можно давать в качестве объектов обрывания контуры, имеющие правильную геометрическую форму. В этом случае детям не только нужно аккуратно выполнить работу, не делая лишних надрывов, но и получить определенную фигуру, а это требует внимания, усидчивости, терпения.