Старший дошкольный возраст




Образовательные задачи:

- продолжать учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации;

- закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;

- продолжать учить самостоятельно гармонизировать цвета при состав­лении аппликационного образа;

- учить передавать через цвет, форму, композицию характер аппликаци­онного образа, свое настроение, впечатление, отношение;

- продолжать учить различать, называть, группировать и составлять раз­личные геометрические формы;

- различать величины по разным признакам;

- совершенствовать умение работать с готовыми формами;

- продолжать учить самостоятельно получать формы различной сложности, путем обрывания, вырезывания;

-учить достигать выразительности аппликационного образа при рабо­те с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);

- самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла;

- продолжать формировать умение продумывать композиции аппликации, соподчиняя ее части друг с другом, с фоном, применять для этого раз­личные композиционные закономерности;

- продолжать учить составлять декоративный узор на разных формах, отражая разные мотивы;

- учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные апплика­ционные образы;

- продолжать учить технике работы с ножницами.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми пред­метами), величины (соподчинять величины);

- умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;

- работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппли­кации;

- продолжать развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мыш­ление, воображение, память;

- закреплять и расширять словарь специальными понятиями: «равнове­сие», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «ритм», «композицион­ный центр».

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес детей к аппликации;

- воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- продолжать воспитывать умение действовать по словесным инструкци­ям педагога, прислушиваться к советам;

- воспитывать умение работать над совместной работой, учитывая при этом мнение других;

-личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радовать­ся чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, на­стойчивости);

- стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов, репродук­ций.

 

Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте в ап­пликации появляется ряд существенных качественных скачков. Во- первых, дети не только приобретают к этому времени разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно при­менять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. Для детей теперь не составляет сложности вырезать предмет любой формы. Если форма слишком сложная, то дети выделяют сначала более про­стые, а потом из них воссоздают целостный образ. Однако свободное владение материалами и техниками возможно тогда, когда на пред­ыдущих этапах велась целенаправленная работа по формированию умений и навыков, необходимых в аппликации. Систематическое обучение разнообразным способам аппликации из различных мате­риалов создает основу для творческого выражения дошкольника.

В старших группах у детей появляется больше возможности ис­пользовать не только плоскостную, но и полуобъемную (рельефную) аппликацию, выполнение которой требует от них умения использо­вать различные приемы сложения бумаги для получения ленточной, зеркальной, центрально-лучевой композиции заготовки, а также с целью придания заготовке объема. Широкое применение природно­го и бросового материала позволяет не только разнообразить аппли­кацию, внося в нее индивидуальность, но и создать дополнительный эффект фактурности, объема, что выделяет образ.

Аппликация старших дошкольников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности. Для того чтобы образ был выразительным, в аппликации допускается использование элементов рисования (например, для со­здания фона), лепки (для выполнения мелких, объемных деталей), конструирования (для придания образу основательности и фунда­ментальности можно внести элементы бумагопластики).

Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко исполь­зуется именно в старшем возрасте, поскольку требует от детей не только большой наблюдательности и развитого образного видения, но и технических умений (например, умение соединить разные по фактуре детали аппликации), знаний композиционных закономер­ностей (равновесие, симметрия, перспектива, пропорции, масштаб и т.д.).

При всей динамике в творческом развитии детей старшего до­школьного возраста одними из основных методов обучения остают­ся показ и объяснение. Чтобы они были эффективны, педагогу не­обходимо четко представлять алгоритм рационального действия; обеспечивать совершенствование конструктивно-изобразительных действий; помогать детям осуществить перенос усвоенного действия из одной ситуации в другую, корректируя действие с учетом специфи­ки материала; выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. В дальнейшем педагог только напоминает о специфике того или иного приема или техники, не проводя детального, подроб­ного показа его выполнения.

Среди новых направлений аппликации, с которыми дети зна­комятся только в старшей группе, можно указать работу с нитками и иголкой

Анализ промежуточных результатов в процессе выполнения аппликации способствует формированию умения планировать свою работу, что заставляет ребенка соблюдать определенную последо­вательность в своих действиях для получения результата.

Изобразительно-выразительные средства, такие как локальность цветового пятна, яркость, декоративность, стилизованность позво­ляют использовать аппликацию в оформлении повседневных и празд­ничных интерьеров, обеспечивают приобщение детей старшего до­школьного возраста к искусству оформления, в котором сосуществу­ют разные материалы при выполнении одного задания. В этом случае взаимодействие рисования, лепки, конструирования с аппликацией помогает усилить художественно-образную сторону детских работ.

Детское конструирование

Другой вид конструктивного творчества — конструирование.

Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, эле­ментов 1. Детское конструирование — один из видов художественно- изобразительной деятельности, направленной на создание разноо­бразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготов­ление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого науко­емкие, сложные по своему функциональному назначению, а резуль­таты детского конструирования просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая характеристика.

 

1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. —»М., 1991

 

И в том и в другом случае конструк­ция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечи­вает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает про­цесс конструирования, а выполненные детьми поделки используют­ся в играх.

Виды конструирования.

По материалам:

- из строительных наборов;

- из конструкторов;

- из природного материала;

- из бросового материала;

- из бумаги и картона (бумагопластика):

оригами;

объемное бумажно-картонное моделирование.

По содержанию:

- реалистичное конструирование;

- стилизованное;

- абстрактное.

По характеру деятельности детей:

- индивидуальное (цв. вкл. рис. 40);

- коллективное (цв. вкл. рис. 41).

Конструктивные образы

Рис. 40. Миша (6 лет 5 мес.). Остров Рис. 41. Коллективная работа «Балет»

По назначению:

- имеющее практическое назначение;

- имеющее художественно-эстетическое назначение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: