Образовательные задачи:
- продолжать учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации;
- закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;
- продолжать учить самостоятельно гармонизировать цвета при составлении аппликационного образа;
- учить передавать через цвет, форму, композицию характер аппликационного образа, свое настроение, впечатление, отношение;
- продолжать учить различать, называть, группировать и составлять различные геометрические формы;
- различать величины по разным признакам;
- совершенствовать умение работать с готовыми формами;
- продолжать учить самостоятельно получать формы различной сложности, путем обрывания, вырезывания;
-учить достигать выразительности аппликационного образа при работе с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);
- самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла;
- продолжать формировать умение продумывать композиции аппликации, соподчиняя ее части друг с другом, с фоном, применять для этого различные композиционные закономерности;
- продолжать учить составлять декоративный узор на разных формах, отражая разные мотивы;
- учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные аппликационные образы;
- продолжать учить технике работы с ножницами.
Развивающие задачи:
- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);
- умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;
- работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппликации;
|
- продолжать развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память;
- закреплять и расширять словарь специальными понятиями: «равновесие», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «ритм», «композиционный центр».
Воспитательные задачи:
- вызывать интерес детей к аппликации;
- воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами;
- продолжать воспитывать умение действовать по словесным инструкциям педагога, прислушиваться к советам;
- воспитывать умение работать над совместной работой, учитывая при этом мнение других;
-личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радоваться чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, настойчивости);
- стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов, репродукций.
Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте в аппликации появляется ряд существенных качественных скачков. Во- первых, дети не только приобретают к этому времени разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. Для детей теперь не составляет сложности вырезать предмет любой формы. Если форма слишком сложная, то дети выделяют сначала более простые, а потом из них воссоздают целостный образ. Однако свободное владение материалами и техниками возможно тогда, когда на предыдущих этапах велась целенаправленная работа по формированию умений и навыков, необходимых в аппликации. Систематическое обучение разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника.
|
В старших группах у детей появляется больше возможности использовать не только плоскостную, но и полуобъемную (рельефную) аппликацию, выполнение которой требует от них умения использовать различные приемы сложения бумаги для получения ленточной, зеркальной, центрально-лучевой композиции заготовки, а также с целью придания заготовке объема. Широкое применение природного и бросового материала позволяет не только разнообразить аппликацию, внося в нее индивидуальность, но и создать дополнительный эффект фактурности, объема, что выделяет образ.
Аппликация старших дошкольников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности. Для того чтобы образ был выразительным, в аппликации допускается использование элементов рисования (например, для создания фона), лепки (для выполнения мелких, объемных деталей), конструирования (для придания образу основательности и фундаментальности можно внести элементы бумагопластики).
Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко используется именно в старшем возрасте, поскольку требует от детей не только большой наблюдательности и развитого образного видения, но и технических умений (например, умение соединить разные по фактуре детали аппликации), знаний композиционных закономерностей (равновесие, симметрия, перспектива, пропорции, масштаб и т.д.).
|
При всей динамике в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста одними из основных методов обучения остаются показ и объяснение. Чтобы они были эффективны, педагогу необходимо четко представлять алгоритм рационального действия; обеспечивать совершенствование конструктивно-изобразительных действий; помогать детям осуществить перенос усвоенного действия из одной ситуации в другую, корректируя действие с учетом специфики материала; выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. В дальнейшем педагог только напоминает о специфике того или иного приема или техники, не проводя детального, подробного показа его выполнения.
Среди новых направлений аппликации, с которыми дети знакомятся только в старшей группе, можно указать работу с нитками и иголкой
Анализ промежуточных результатов в процессе выполнения аппликации способствует формированию умения планировать свою работу, что заставляет ребенка соблюдать определенную последовательность в своих действиях для получения результата.
Изобразительно-выразительные средства, такие как локальность цветового пятна, яркость, декоративность, стилизованность позволяют использовать аппликацию в оформлении повседневных и праздничных интерьеров, обеспечивают приобщение детей старшего дошкольного возраста к искусству оформления, в котором сосуществуют разные материалы при выполнении одного задания. В этом случае взаимодействие рисования, лепки, конструирования с аппликацией помогает усилить художественно-образную сторону детских работ.
Детское конструирование
Другой вид конструктивного творчества — конструирование.
Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов 1. Детское конструирование — один из видов художественно- изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая характеристика.
1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. —»М., 1991
И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Виды конструирования.
По материалам:
- из строительных наборов;
- из конструкторов;
- из природного материала;
- из бросового материала;
- из бумаги и картона (бумагопластика):
оригами;
объемное бумажно-картонное моделирование.
По содержанию:
- реалистичное конструирование;
- стилизованное;
- абстрактное.
По характеру деятельности детей:
- индивидуальное (цв. вкл. рис. 40);
- коллективное (цв. вкл. рис. 41).
Конструктивные образы
Рис. 40. Миша (6 лет 5 мес.). Остров Рис. 41. Коллективная работа «Балет»
По назначению:
- имеющее практическое назначение;
- имеющее художественно-эстетическое назначение.