Введение в психологию общения




Лекция

Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания.

Общение - намеренное взаимовоздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера, в ходе общения возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопереживании, взаимовлиянии, взаимопонимании и т.д.

Общение – форма жизнедеятельности, выступает средством передачи форм культуры и опыта.

Потребность в совместной деятельности ведет к необходимости в общении. Оно может обособляться и как самостоятельная деятельность, в ходе которой человек эмоционально заинтересован. Т.е. общение как ценность.

Основные функции общения: 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение всегда – это процесс взаимовлияния. Это влияние м.б. большее или меньшее, скрытое или явное, положительное (дружеское, доброжелательное) или отрицательное (конфликтное, враждебное). Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личностных качеств человека.

Виды общения:

1) по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» - непосредственное (контакт) и опосредованное (косвенное);

3) по форме языка – устное и письменное;

4) с точки зрения позиции я-говорящего и ты-слушающего – диалогическое и монологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностное, групповое, массовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное и официальное;

7) по использованию или неиспользованию средств языка – вербальное (речевое, словесное), невербальное (бессловесное с использованием мимики, жестов, позы).

Стороны общения:

Коммуникативная – обмен информацией между участниками общения в совместной деятельности с помощью вербальных и невербальных средств;

Интерактивная – взаимодействие общающихся, обмен поступками, действиями;

Перцептивная – восприятие общающимися друг друга.

Уровни общения:

1 ) внутриличностное – общение человека с самим собой, когда он развивает идеи, планы, готовится к общению с кем-то;

2) межличностное – общение между 2 и более людьми;

3) общественное – общение с большой аудиторией.

Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.

Явления общения:

А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения.

Б) Формирование картины мира – при сопоставлении представлений окружающих со своими. Человек осознает, каков окружающий его мир и каков он сам в мире. Формируется образ собственного Я.

В) Изменение человека в процессе общения: а) естественное (как результат общения); б) направленное (в процессе формирования личности: учитель-ученик).

Г) Совместная работа – узловой момент общения. Она зависит от лидера (руководителя группы), социальных, политических, государственных установок. В результате могут сформироваться конструктивные и иные формы отношений.

Формы отношений:

- дружеская кооперация – партнеры доверяют друг другу, готовы оказать помощь при разрешении задач группы;

- антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения друг к другу, каждый стремится доказать свое превосходство;

- дружеское соревнование партнеры положительно относятся друг к другу, хотя и проявляют здоровое соперничество.

Общение вербальное основано на диалоге – беседе 2-х людей и полилоге (нескольких людей). Диалог – в форме вопросов и ответов, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог.

Невербальное общение обеспечивают:

1) разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу. Эта дистанция зависит от культуры и субкультуры, статуса, пола, возраста, образования, от психологического склада личности (интроверты предпочитают большую дистанцию, чем экстраверты), темы разговора и самочувствия.

Дистанция а) интимного общения – в среднем 50 см.;

б) персонального (дружеского) – от 50 см. – до 1,2 м.;

в) делового (официального) – от 1,2 – до 3,7 м.;

г) публичного (массового) – от 3,7 – 4 м. и более.

2) положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник занимает возвышенное положение); проксемика – близость – совокупность пространственно-временных характеристик, входящих в коммуникацию.

Место, занимаемое партнером за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если кооперативное – то на одной стороне стола. «Угловая позиция» используется людьми, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Случайная беседа дает позицию через стол – «наискосок».

3 ) позарасположение тела по отношению к собеседнику, типичное для данной культуры. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися. Если говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность. Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение, с развалившимся в кресле человеком общаться труднее, эта поза причиняет неудобства. Легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Копирование позы – свидетельство о согласии, подчинении. Люди, знающие друг друга или сотрудничающие по работе, стоят или сидят боком друг к другу. Если они встречают посетителей, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают общаться лицом к лицу, кроме ситуаций соперничества;

4) жесты – движения рук, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер, признаки болезни, состояния человека (нескоординированные, маловыразительные);

5) визуальный контактвзгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, внимания, испытывают дискомфорт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Говорящий и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, труднее – при обсуждении неприятных и запутанных вопросов. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания или как признак враждебности. Женщины склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражении враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

6) мимика – выразительные движения мышц лица, выражение лица, информирует об эмоциональном состоянии;

7) прикосновения – отражают формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание);

8) походка – элемент кинесической культуры (совокупности движений). Походка имеет ряд черт: ритм, скорость, длина, шага, давление на поверхность. Походка, характер ношения обуви связаны с возрастом, физическим состоянием человека, зависит от темперамента, образа самого себя, указывает на его социальное положение. Так, те, кто ходит тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - не любят привлекать внимание, углублены в свои мысли. Тот, кто ставит ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и слышит, весел, общителен. Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви – признак несдержанности характера, бесцеремонности. Размеренный шаг – характеризует спокойных людей, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Тяжелая походка, шарканье – свидетельство отсутствие воли, о пресыщенности и (или) старости. Человек, передвигающийся танцующейся походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет своих обещаний. Те, кто ходит мелкими шажками – педантичны и малообщительны. Нерешительный человек при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то спешит, то замедлит, быстро стирает каблуки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: