План:
1. Понятие о дидактике высшей школы, ее задачи и актуальные проблемы.
2. Ведущие положения дидактики высшей школы.
3. Характеристика целевого компонента процесса обучения в вузе.
4. Характеристика содержательного компонента процесса обучения в вузе.
5. Характеристика технологического компонента процесса обучения в вузе.
Вопрос № 1
Составной и важнейшей частью педагогики высшей школы является дидактика высшей школы – отрасль научно-педагогического знания о закономерностях процесса обучения в высшей школе.
Необходимость дидактических исследований в области высшего профессионального образования вызвана теми проблемами и задачами, которые стоят перед высшей школой, а именно: выявление новых закономерностей процесса обучения; научно-методическое обеспечение перехода к многоуровневой подготовке кадров; реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке кадров; информатизация учебного процесса и др.
Вопрос № 2
Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения общей дидактики:
1. Обучение представляет собой процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, нацеленный на развитие последнего.
2. Обучение – двусторонний (бинарный) процесс, состоящий из двух взаимосвязанных процессов – преподавание и учение.
3. Процесс обучения протекает эффективно при активной познавательной деятельности обучающегося.
4. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательная, воспитательная, развивающая.
Принципы обучения – ведущие положения, требования к организации, содержанию и реализации процесса обучения. Принципы обучения в высшей школе:
1. Принцип ориентации обучения на развитие личности будущего специалиста.
2. Принцип профессиональной направленности обучения.
3. Принцип фундаментальности и практико-ориентированности обучения.
4. Принцип научности обучения.
5. Принцип единства учебной и исследовательской деятельности студентов.
6. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.
7. Принцип профессионального воспитания и развития в обучении.
8. Принцип связи обучения с самообразованием и развитием навыков самостоятельной работы студентов.
Процесс обучения в вузе представляет собой систему, структурными компонентами которой являются целевой, мотивационный, содержательный, технологический и результативный компоненты.
Следует отличать принципы обучения в вузе от принципов высшего проф. образования. К принципам высшего проф. образования относятся следующие:
а) принцип универсальности образования – полнота набора дисциплин, обеспечивающих подготовку в единстве с профессиональными и образовательными программами;
б) принцип интегративности – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов;
в) принцип фундаментальности – обеспечение высокого качества социогуманитарной, общекультурной, общепрофессиональной и специальной подготовки;
г) профессиональности – обеспечение овладения проф. технологиями;
д) принцип вариативности – гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин и дисциплин по вывбору;
е) принцип многоуровневости – осуществление многоуровневого высшего проф. образования (бакалавриат и магистратура).
Вопрос № 3
Целевой компонент обучения в высшей школе связан с реализацией трех его важнейших функций, а именно образовательной, воспитательной и развивающей.
Функции процесса обучения в высшей школе:
а) образовательная функция (вооружение студентов – будущих специалистов системой фундаментальных социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций);
б) воспитательная функция (развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности, профессиональной культуры специалистов);
в) развивающая функция (развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей).
Вопрос № 4
Содержание высшего профессионального образования представляет собой специально отобранную систему элементов социально-профессионального опыта, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной трудовой сфере.
Содержание высшего профессионального образования - это совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных знаний, умений и навыков; общекультурных, профессиональных и специальных компетенций; опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности; способов решения производственных задач; профессиональных ценностей и норм, которой будущий специалист призван овладеть в процессе профессиональной подготовки. В русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке кадров в содержание высшего профессионального образования включены новые конструкты, подлежащие освоению – компетентность и компетенции.
Студенты овладевают содержанием профессионального образования в процессе изучения и усвоения учебных дисциплин, самостоятельной работы, производственной практики, учебно-исследовательской работы и самообразования.
Содержание высшего профессионального образования отражено в следующих нормативных документах: ФГОС ВПО, учебные планы, учебные программы, учебники и др.
Вопрос № 5
Технологический компонент структуры обучения связан с технологиями, формами, методами и приемами обучения.
Педагогическая технология представляет собой планомерное, поэтапно последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех действий.
В качестве критериев технологичности выступают следующие критерии: концептуальности; системности; эффективности; воспроизводимости. В любой педагогической технологии должны содержаться:
- наличие четко и диагностично заданной цели;
- концептуальная основа;
- содержательная часть;
- процессуальная часть;
- диагностический инструментарий.
Таким образом, мы рассматриваем педагогическую технологию как процессуальное единство содержания, форм и методов, обеспечивающее гарантированное достижение запланированных результатов. Она соединяет в себе упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Технология обучения представлена в следующих трактовках: 1) процесс достижения планируемых результатов обучения; 2) продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и реализации учебного процесса; 3) специально организованная и последовательно реализуемая деятельность по достижению запланированных дидактических результатов.
По преобладающему (доминирующему) методу технологии обучения классифицируются: личностно-ориентированные; информационные; диалогические; развивающие; задачные; коммуникативные; развития субъектности личности; игровые.
Методы обучения представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения. Классификация методов обучения представлена тремя группами методов обучения.
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:
- словесные (беседа, учебный диалог, лекция, дискуссия, рассказ);
- наглядные (эвристическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация);
- практические (упражнения, тренинг, решение задач, учебное проектирование, микроисследование, портфолио);
- проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод «мозгового штурма», кейс-метод).
2. Методы активизации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов: учебные дискуссии; интерактивные методы; деловые (ролевые) игры; разъяснение профессиональной значимости изучаемого; смыслопоисковый диалог; метод «портфолио»; педагогическое требование.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
- методы устного контроля (индивидуальный/фронтальный опрос; устный зачет, устный экзамен; собеседование);
- методы письменного контроля (тест; контрольная работа; письменная работа; курсовая работа; письменный зачет; письменный экзамен);
- методы практического контроля (лабораторные работы; компьютерное тестирование; зачетные практические задания и др.).
Формы обучения – способ внешней организации обучения. Основными формами обучения в вузе являются лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, а также практика.
Лекция – форма учебного занятия, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела учебной дисциплины.
Семинарское занятие – форма учебно-теоретического занятия по детальной проработке и закреплению теоретических знаний по конкретной теме.
Практическое занятие - одна из форм обучения, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Оно призвано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционном занятии или в ходе самостоятельной работы, и содействовать формированию умений и навыков профессиональной деятельности.
Лабораторное занятие – форма учебных занятий, которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов проведения экспериментальной работы.
Коллоквиум – форма учебно-теоретических занятий, представляющая собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем.
Практикум – форма учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, так и практических навыков. Главное отличие практикума от других форм учебных занятий – комплексный характер.