Тема 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ




План:

1. Понятие о дидактике высшей школы, ее задачи и актуальные проблемы.

2. Ведущие положения дидактики высшей школы.

3. Характеристика целевого компонента процесса обучения в вузе.

4. Характеристика содержательного компонента процесса обучения в вузе.

5. Характеристика технологического компонента процесса обучения в вузе.

 

Вопрос № 1

Составной и важнейшей частью педагогики высшей школы является дидактика высшей школы – отрасль научно-педагогического знания о закономерностях процесса обучения в высшей школе.

Необходимость дидактических исследований в области высшего профессионального образования вызвана теми проблемами и задачами, которые стоят перед высшей школой, а именно: выявление новых закономерностей процесса обучения; научно-методическое обеспечение перехода к многоуровневой подготовке кадров; реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке кадров; информатизация учебного процесса и др.

 

Вопрос № 2

Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения общей дидактики:

1. Обучение представляет собой процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, нацеленный на развитие последнего.

2. Обучение – двусторонний (бинарный) процесс, состоящий из двух взаимосвязанных процессов – преподавание и учение.

3. Процесс обучения протекает эффективно при активной познавательной деятельности обучающегося.

4. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

Принципы обучения – ведущие положения, требования к организации, содержанию и реализации процесса обучения. Принципы обучения в высшей школе:

1. Принцип ориентации обучения на развитие личности будущего специалиста.

2. Принцип профессиональной направленности обучения.

3. Принцип фундаментальности и практико-ориентированности обучения.

4. Принцип научности обучения.

5. Принцип единства учебной и исследовательской деятельности студентов.

6. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.

7. Принцип профессионального воспитания и развития в обучении.

8. Принцип связи обучения с самообразованием и развитием навыков самостоятельной работы студентов.

Процесс обучения в вузе представляет собой систему, структурными компонентами которой являются целевой, мотивационный, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Следует отличать принципы обучения в вузе от принципов высшего проф. образования. К принципам высшего проф. образования относятся следующие:

а) принцип универсальности образования – полнота набора дисциплин, обеспечивающих подготовку в единстве с профессиональными и образовательными программами;

б) принцип интегративности – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов;

в) принцип фундаментальности – обеспечение высокого качества социогуманитарной, общекультурной, общепрофессиональной и специальной подготовки;

г) профессиональности – обеспечение овладения проф. технологиями;

д) принцип вариативности – гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин и дисциплин по вывбору;

е) принцип многоуровневости – осуществление многоуровневого высшего проф. образования (бакалавриат и магистратура).

Вопрос № 3

Целевой компонент обучения в высшей школе связан с реализацией трех его важнейших функций, а именно образовательной, воспитательной и развивающей.

Функции процесса обучения в высшей школе:

а) образовательная функция (вооружение студентов – будущих специалистов системой фундаментальных социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций);

б) воспитательная функция (развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности, профессиональной культуры специалистов);

в) развивающая функция (развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей).

 

Вопрос № 4

Содержание высшего профессионального образования представляет собой специально отобранную систему элементов социально-профессионального опыта, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной трудовой сфере.

Содержание высшего профессионального образования - это совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных знаний, умений и навыков; общекультурных, профессиональных и специальных компетенций; опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности; способов решения производственных задач; профессиональных ценностей и норм, которой будущий специалист призван овладеть в процессе профессиональной подготовки. В русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке кадров в содержание высшего профессионального образования включены новые конструкты, подлежащие освоению – компетентность и компетенции.

Студенты овладевают содержанием профессионального образования в процессе изучения и усвоения учебных дисциплин, самостоятельной работы, производственной практики, учебно-исследовательской работы и самообразования.

Содержание высшего профессионального образования отражено в следующих нормативных документах: ФГОС ВПО, учебные планы, учебные программы, учебники и др.

 

Вопрос № 5

Технологический компонент структуры обучения связан с технологиями, формами, методами и приемами обучения.

Педагогическая технология представляет собой планомерное, поэтапно последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех действий.

В качестве критериев технологичности выступают следующие критерии: концептуальности; системности; эффективности; воспроизводимости. В любой педагогической технологии должны содержаться:

- наличие четко и диагностично заданной цели;

- концептуальная основа;

- содержательная часть;

- процессуальная часть;

- диагностический инструментарий.

Таким образом, мы рассматриваем педагогическую технологию как процессуальное единство содержания, форм и методов, обеспечивающее гарантированное достижение запланированных результатов. Она соединяет в себе упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Технология обучения представлена в следующих трактовках: 1) процесс достижения планируемых результатов обучения; 2) продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и реализации учебного процесса; 3) специально организованная и последовательно реализуемая деятельность по достижению запланированных дидактических результатов.

По преобладающему (доминирующему) методу технологии обучения классифицируются: личностно-ориентированные; информационные; диалогические; развивающие; задачные; коммуникативные; развития субъектности личности; игровые.

Методы обучения представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения. Классификация методов обучения представлена тремя группами методов обучения.

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

- словесные (беседа, учебный диалог, лекция, дискуссия, рассказ);

- наглядные (эвристическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация);

- практические (упражнения, тренинг, решение задач, учебное проектирование, микроисследование, портфолио);

- проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод «мозгового штурма», кейс-метод).

2. Методы активизации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов: учебные дискуссии; интерактивные методы; деловые (ролевые) игры; разъяснение профессиональной значимости изучаемого; смыслопоисковый диалог; метод «портфолио»; педагогическое требование.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- методы устного контроля (индивидуальный/фронтальный опрос; устный зачет, устный экзамен; собеседование);

- методы письменного контроля (тест; контрольная работа; письменная работа; курсовая работа; письменный зачет; письменный экзамен);

- методы практического контроля (лабораторные работы; компьютерное тестирование; зачетные практические задания и др.).

 

Формы обучения – способ внешней организации обучения. Основными формами обучения в вузе являются лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, а также практика.

Лекция – форма учебного занятия, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела учебной дисциплины.

Семинарское занятие – форма учебно-теоретического занятия по детальной проработке и закреплению теоретических знаний по конкретной теме.

Практическое занятие - одна из форм обучения, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Оно призвано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционном занятии или в ходе самостоятельной работы, и содействовать формированию умений и навыков профессиональной деятельности.

Лабораторное занятие – форма учебных занятий, которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов проведения экспериментальной работы.

Коллоквиум – форма учебно-теоретических занятий, представляющая собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем.

Практикум – форма учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, так и практических навыков. Главное отличие практикума от других форм учебных занятий – комплексный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: