Некоторые формы экспрессии 4 глава




пающим против всего мира, с убеждением в своей

миссии, которую он должен исполнять, либо с чувством

 

освобождения от себя прежнего, ощущает хаос, пустоту,

собственное зло и ненависть к самому себе и ко всему

миру. Если же изменение происходит постепенно, окру-

жающий мир становится все более таинственным и

зловещим, люди же, все менее понятные, возбуждают

страх и стремление к бегству. Больной замыкается в

себе, отказывается от всего (простая форма), утрачивает

контроль над своими движениями; его тело застывает в

неподвижности либо выполняет странные, нередко бур-

ные движения, как бы управляемые извне (кататоничес-

кая форма); больной открывает истину, знает, почему

этот человек странно усмехнулся, а тот так упорно его

рассматривает; он уже не может убежать от следующего

за ним глаза и подслушивающего уха; его мысли читают,

его уничтожают лучами, либо, если истина радостная, он

видит свою миссию, желает осчастливить других людей,

ощущает свое всемогущество и т. д. (бредовая форма).

 

Трудно вжиться в атмосферу периода овладения; по-

мимо переживания счастья, в ней доминирует ужас,

вызванный самим фактом, что ты оказался захвачен

чем-то новым и необычным. Психическое напряжение в

этом периоде бывает настолько сильным, что больной

калечит свое тело, совершенно не чувствуя боли, и часто

длительное время не испытывает потребности в пище и

отдыхе.

 

Фаза адаптации. В периоде адаптации буря стихает.

Больной привыкает к новой роли. Его уже не поражают

собственные странные мысли, чувства, образы. Бред и

галлюцинации не изумляют своей необычностью. <Иное

обличие мира> становится чем-то привычным и повсед-

невным. Вследствие этого оно утрачивает свою привле-

кательность, перестает быть единственным и истинным,

но становится лишь более подлинным, нежели действи-

тельность. Постепенно снова начинает возвращаться пре-

жний, реальный мир. На психиатрическом языке подо-

бное состояние называется <двойной ориентацией>. Боль-

ной может считать окружающих его людей ангелами

либо дьяволами, но одновременно знает, что это -

врачи, медицинские сестры и т. п. Себя он может

считать богом, что, однако, не мешает ему приходить к

врачу за рецептом. Может подозревать свою мать или

жену в том, что они хотят его отравить, но без возра-

жений съедает приготовленную ими пищу. Больной как

 

бы одной ногой стоит на почве реальной действитель-

ности, а другой - на своей собственной, шизофрени-

ческой.

 

Двойная ориентация. Двойная ориентация является

признаком возвращения к нормальному, вероятному

мышлению. На место шизофренического озарения вновь

приходит нормальная человеческая неопределенность,

выражающаяся в картезианском cogito ergo sum. Здесь

cogito означает не столько <мыслю>, сколько <сомнева-

юсь>, <колеблюсь>, <сомневаюсь, следовательно сущест-

вую>. Патология двойной ориентации состоит в том, что

на место <либо> ставится <и>. Здоровый человек осу-

ществляет выбор действительности на основе <либо>: в

ночной темноте он может принять куст за подкараули-

вающего его человека, улыбку незнакомого человека

может истолковать как дружественную либо ирониче-

скую. В каждом случае, однако, он должен осуществить

выбор, решить что это: куст <либо> бандит, друг <либо>

враг. Он не признает возможности одновременного су-

ществования альтернативных вариантов. При двойной

ориентации обе противоположные возможности не ис-

ключаются взаимно; куст может быть и кустом <и>

бандитом, улыбка - дружелюбной <и> враждебной.

 

Трудно, однако, жить в двух мирах одновременно.

Поэтому при двойной ориентации одна из реальностей

обычно преобладает. С терапевтической точки зрения,

среда больного в этом периоде должна быть такой, чтобы

<реальная> реальность более притягивала больного, не-

жели реальность шизофреническая. Поэтому большое

значение имеет создание теплой, свободной атмосферы

вокруг больного; это может предотвращать закрепление

шизофренической реальности, что повело бы к посте-

пенной деградации.

 

Дальнейшим шагом на пути к <нормальному> миру

является развитие критики в смысле перечеркивания

больным шизофренической реальности; она перестает

быть для него действительностью и становится пережи-

тым, болезненным миражом. Среди психиатров домини-

рует убеждение, что критика в отношении собственных

болезненных симптомов является критерием выхода из

психоза. Формируя этот критерий с позиции больного,

можно было бы утверждать, что он может вернуться в

<нормальный> мир после отказа и решительного отри-

 

цания действительности психотического мира. Выполне-

ние этого условия не является легким делом, поскольку

переживания, испытываемые во время психоза, необы-

чайно сильны, а чувство реальности в большой мере

зависит от силы переживания.

 

Трудно согласиться с тем, что то, что сильнее всего

переживалось и запечатлелось в психике, было фикцией.

Если мы с легкостью отбрасываем действительность сно-

видений, во время которых переживания иногда бывают

очень сильными, хотя и никогда не достигают интенсив-

ности психотических переживаний, то это объясняется

тем, что образы сновидений обычно быстро стираются в

памяти, и тем, что вследствие постоянного повторения

закрепляется убеждение в их нереальности. При острых

психозах, включая и шизофрению, часто наблюдается

амнезия болезненного периода, что, очевидно, облегчает

развитие критики. Чувство реальности возрастает по мере

усиления переживания лишь до определенных границ. По

выходе за эти границы от слишком сильного пережива-

ния защищает утрата памяти, а еще дальше - потеря

сознания. Мерой силы переживания являются эмоцио-

нальная ангажированность и неразрывно связанные с

этим состоянием вегетативные изменения. Если бы уда-

лось измерить силу переживания, степень осознания, а

также точность и прочность мнемической записи, то,

вероятно, корреляция между первым явлением и двумя

другими имела бы такой характер, что до определенного

момента все они соответствовали бы друг другу, т. е.

корреляция была бы положительной; с возрастанием

силы переживания возрастала бы степень осознания и

прочность мнемической записи, а после перехода крити-

ческой точки положительная корреляция сменилась бы

отрицательной, т. е. с ростом силы переживания снижа-

лась бы степень осознания и уменьшалась прочность

мнемической записи, в связи с чем уменьшалось бы

также и чувство реальности.

 

Когда память о болезненных переживаниях сохраня-

ется, отрицание их реальности не представляется легкой

задачей. Болезненные переживания обусловливают такое

же, а иногда даже более сильное, нежели обычные

переживания, убеждения в их реальности. Мир болезнен-

ных переживаний представляет, как это определил один

из пациентов, мир <четвертого измерения>; до тех пор,

 

пока в периоды ремиссии он признавал его нереаль-

ность, он испытывал постоянное чувство беспокойства,

вытекавшее, выроятно, из того, что, находясь в одном

из миров, он вынужден был отрицать существование

другого; будучи здоровым, он отрицал реальность болез-

ненного мира, а когда был болен - реальность мира

действительного. Он обрел спокойствие лишь тогда,

когда признал реальность обоих миров; рецедивы забо-

левания с этого времени стали реже и значительно

слабее.

 

Персеверация. В человеческой жизни, как и в про-

изведении искусства, можно найти немало орнаменталь-

ных мотивов, т. е. таких, которые когда-то были напол-

нены содержанием, но со временем превратились в

стереотипно повторяющиеся украшения. Во время первой

любви определенные слова бывают заряжены эмоцио-

нально-чувственным содержанием, символом которого

они становятся, и которое иначе человек выразить не

умеет; когда же чувства остывают, эти же самые слова

становятся уже лишь пустыми, стереотипно повторяемы-

ми декорациями.

 

В психопатологии явление точного повторения како-

го-либо фрагмента движения или речи, независимо от

ситуации, называется, как уже упоминалось, персевера-

цией. Персеверации характерны для органических нару-

шений эпилепсии и шизофрении. Тенденция к повторе-

нию тех же самых функциональных структур - явление,

распространенное среди всех живых организмов; на ней

основывается выработка рефлексов, навыков и т.п. Ее

следует трактовать как проявление ритмичности, харак-

терное для самой жизни. Чем меньше имеется потенци-

альных функциональных структур, тем больше шансов

проявления стереотипности. У животных с низкой сте-

пенью развития нервной системы чаще можно наблюдать

стереотипное повторение одних и тех же форм актив-

ности, нежели у тех, кто стоит выше на эволюционной

лестнице. А у высших животных и у человека проявле-

ния активности на уровне продолговатого мозга или

ствола мозга значительно менее разнообразны по срав-

нению с теми, которые управляются на высшем интег-

рационном уровне центральной нервной системы, и в

реализации этих активностей легче проследить персеве-

рационный ритм, ибо число потенциальных функцио-

 

нальных структур, которыми располагают продолговатый

мозг или ствол, несравненно меньше количества струк-

тур, которыми располагает кора мозга. Помимо бедности

потенциальных функциональных структур при возникно-

вении персевераций играет роль момент упорства (<рег-

severare> означает <стоять на своем>, <продолжать делать

дальше>). В этом смысле персеверация является выраже-

нием тенденции живого организма к сохранению собст-

венной функциональной структуры вопреки противодей-

ствию со стороны окружения. Стремление к сохранению

собственного индивидуального порядка - основная осо-

бенность жизни.

 

Бедность потенциальных функциональных структур

может быть обусловлена разными причинами. Одной из

таких причин бывает повреждение центральной нервной

системы. При моторной афазии больной повторяет одно

и то же слово либо слог для выражения разного содер-

жания, ибо не располагает другими функциональными

структурами речи. При органических нарушениях ЦНС

больной по любому пустяковому поводу реагирует сте-

реотипно - плачет либо смеется (incontinentia emotio-

nalis), так как иные мимические структуры для выраже-

ния печали или радости оказались стертыми, повторяет

одни и те же фразы, поговорки, отдельные слова и слоги,

так как других отыскать не в состоянии. При эпилепти-

ческом разряде, а в меньшей степени и при каждом

сильном эмоциональном возбуждении значительная часть

центральной нервной системы оказывается временно вы-

ключенной из нормальной активности, наступает прехо-

дящее редуцирование потенциальных функциональных

структур; помимо задействованной при эпилептическом

разряде или эмоциональном возбуждении структуры, об-

разуется временная пустота. То, что было реализовано,

повторяется стереотипным образом, например, какое-

либо слово в упоении любви или же в состоянии гнева.

 

Иначе представляется дело в случае навязчивости;

здесь повторяемая функциональная структура (мысль,

действие, навязчивый страх) имеет характер ритуала.

Ритуал выполняет функцию защиты перед неизвестным.

Повторяя определенные действия или заклинания, кото-

рые непосвященному наблюдателю могут показаться бес-

смысленными, прокладывается путь в таинственном мире,

который мог бы грозить гибелью, если сойти с этого

 

пути (латинское <ritus> происходит от санскритского

<п> - идти, плыть). В социальной жизни наблюдается

использование ритуала в таких ситуациях, в которых чело-

век сталкивается с неизвестным, божеством, властителем,

смертью и даже с любовью. В основе ритуала лежит

магическое мышление, убеждение в том, что, если идти

определенным, соответствующим этому мышлению путем,

то ничего плохого не случится. Вместо того чтобы

бояться неизвестного, мы боимся нарушения ритуала.

 

При неврозе навязчивости невротическая тревога

кристаллизуется в определенных ситуациях, по видимо-

сти или на самом деле не имеющих ничего общего с их

сущностью. Когда молодую мать преследует мысль, что

она может сделать что-то плохое своему ребенку, и она

прячет острые предметы, чтобы ненароком не осущест-

вить свою мысль, то в этом казалось бы бессмысленном

действии она замыкает, как в магическом круге, все свои

страхи и тревоги, амбивалентные чувства, неуверенность

в себе, связанные с материнством. Когда кто-то, выезжая

куда-либо, в сотый раз проверяет, есть ли у него в

кармане билет, то в этом навязчивом действии кристал-

лизуется его страх перед изменением ситуации или перед

неизвестностью, страх, вызванный необходимостью путе-

шествия. Больной, преследуемый навязчивым страхом

запачкаться и чуть ли не каждую минуту моющий руки,

чтобы уменьшить этот страх, стремится посредством

этого ритуала очиститься, хотя бы на какой-то момент

от телесности контактов с окружающим миром, который

возбуждает в нем страх, так как на основе неудовлетво-

ренного сексуального влечения каждое прикосновение

для него насыщено телесностью и грехом.

 

Шизофреническая персеверация выражается в форме

повторения тех же самых жестов, мин, поз тела, слов,

обычно совершенно не связанных с актуальной ситуа-

цией. Больной, например, каждую минуту гордо выпрям-

ляется либо смеется, принимает грозное выражение лица

либо со значением покашливает, повторяет одну и ту же

фразу или выражение. Персеверация часто сразу же

позволяет определить письменную или графическую про-

дукцию как шизофреническую. Одно и то же выражение

повторяется в разных местах текста; часто им бывает

заполнена целая страница, а в рисунке повторяется один

и тот же мотив. Один из пациентов краковской психи-

 

атрической клиники, художник, постоянно повторял в

разных, часто неожиданных местах своих рисунков одну

и ту же характерную фигуру, напоминающую пешку. По

его представлению, она должна была означать <чиновни-

ка>, т. е. символ порядка и организации, противостоя-

щий дезорганизации. Во всех рисунках Э. Монселя'

повторяется один и тот же мотив: лица усатых мужчин,

пристально, и. быть может даже грозно, глядящие на

рассматривающего картину. На этом мотиве строится

весь рисунок.

 

Бессмысленный жест, слово, гримаса лица и т. п.

нередко, когда лучше узнают больного, приобретают

смысл; более того, они становятся как бы квинтэссен-

цией его переживаний и даже всей его жизни. Пешки

больного художника выражают его стремление к порядку;

грозные лица Монселя - его чувство, что на него

отовсюду смотрят глаза отца или Бога, сурово спрашивая,

как он справляется со своей задачей. Иногда какое-ни-

будь персеверирующее движение руки или гримаса лица

является для больного как бы ритуальным символом его

отношения к миру и его миссии в нем. Это в чем-то

аналогично биографиям выдающихся людей; вся их

жизнь замыкается в одном произведении, героическом

деянии, знаменитом высказывании.

 

Странность. Больного шизофренией можно уподобить

артисту, который во второй фазе своей болезни повто-

ряет фрагменты своего великого когда-то творчества

начального периода заболевания. Монотонно повторяю-

щиеся гримасы лица, жесты, странные позы, которые

когда-то выражали необычайное эмоциональное напряже-

ние, теперь трансформируются в пустую манерность.

Рассказы о суицидных мыслях, бреде, галлюцинациях,

самых трудных моментах жизни и т. п., повторяемые

каждому доброжелательному слушателю стереотипным

образом, как если бы проигрывалась магнитофонная

запись, были когда-то вещами, наиболее глубоко пере-

живаемыми, наиболее личными. Изоляция и нарушение

непрерывного обмена информацией с окружающим ре-

альным миром ведет к тому, что шизофренический мир,

хотя нередко импонирующий поначалу своим богатством,

 

1 Более подробные сведения об этом больном художнике-самоучке при-

ведены на с. 86 и далее.

 

поскольку в нем высвобождается то, что в реальном мире

никогда бы проявиться не могло, с течением времени

все более обедняется. Его элементы, когда-то представ-

шие как бы интегральную часть великолепного произве-

дения искусства, вследствие повторения становятся ба-

нальными орнаментами. Заранее можно предвидеть, как

больной будет себя вести, какие стереотипы при этом

можно будет наблюдать. Непредсказуемость - <actio

praeter expectationern> Е. Бжезицкого' - воспринимае-

мая окружением как странность, вследствие повторения

превращается в предсказуемое чудачество. Ибо чудаче-

ство - это повторяющаяся странность, которая в ре-

зультате повторения не вызывает уже реакции изумления;

вместо изумления и страха она лишь вызывает улыбку

жалости.

 

Говорят, что человек - раб своих привычек. Подо-

бным образом больной шизофренией не может освобо-

диться от своих стереотипных форм активности - бре-

довых установок, галлюцинаций, манерности, чудачеств

и т. п.

 

Фиксированность шизофренических стереотипов ок-

ружение воспринимает как упрямство и чудачество. Труд-

но <вывести> больного на нормальную дорогу жизни. И

даже если это удается, то обычно через некоторое время

он снова возвращается к своим прежним стереотипам.

Больной, оказываясь перед выбором из двух миров -

реальности и <реальной> и своей собственной, шизо-

френической), выбирает последнюю как сильнее пережи-

ваемую. Больной обычно не имеет опоры в реальной

действительности. До болезни его часто окружала пусто-

та, и пустота, но еще более тягостная ввиду клейма

психически больного, ожидает его по окончании лечения.

Не располагая достаточным запасом стереотипов психи-

чески здоровых людей, он легко возвращается к болез-

ненным стереотипам. В шизофреническом мире он чув-

ствует себя более уверенно и в большей безопасности,

нежели в мире нормальном. Поэтому после перехода в

фазу адаптации больной с большим трудом возвращается

к полному психическому здоровью, и рецидивы случают-

ся чаще сравнительно с первой фазой.

 

I Brzezicki Е. Paragnomen ou actio praeter expectation f Ann. medico-psy-

chologiques. 1960. Т. 2, N 2.

 

Фаза деградации. Третий этап - фаза деградации,

характеризующаяся прежде всего эмоционально-чувствен-

ным отупением, вызывает больше всего разногласий

среди психиатров и неоднократно становится источником

их чувства вины. С описания именно этого этапа нача-

лось сведение в единое целое различных синдромов:

кататонии, гебефрении и паранойи в общую нозологи-

ческую форму, определяемую как <раннее слабоумие>

(dementia praecox). Предполагалось, что отупение, внача-

ле только эмоционально-чувственное, а со временем

также и интеллектуальное, является осевым симптомом

этой болезни. Оно обнаруживается уже в начале заболе-

вания в случаях простой и гебефренической шизофрений

и к концу болезни - при параноидной и кататонической

формах. Лишь Е. ьлейер, благодаря своей психопатоло-

гической проницаемости, сумел показать, что не отупе-

ние, но аутизм и расщепление являются осевыми симп-

томами шизофрении. Однако до настоящего времени

некоторые психиатры, стоящие на крепелиновской пози-

ции, трактуют эмоционально-чувственное отупение как

основной диагностический критерий этого заболевания;

там, где он обнаруживается, говорят об <истинной>

шизофрении, в отличие от <мнимой> шизофрении, либо

шизофреноподобных психозов, не ведущих к отупению.

 

Подобная осторожность в распознавании шизофрении

имеет свои отрицательные стороны, поскольку лишь

негативный результат лечения в форме появления симп-

томов шизофренического отупения подтверждает диагноз.

При большой восприимчивости этих больных к маски-

руемым и даже неосознаваемым эмоциональным уста-

новкам в отношении к ним окружающих подобное <ожи-

дание> может отрицательно влиять на результаты лече-

ния.

 

Определенное сходство клинической картины между

далеко зашедшим шизофреническим и органическим оту-

пением склоняет некоторых психиатров к принятию

органической этиологии, по крайней мере в случае <ис-

тинной> шизофрении.

 

Больничная деградация. С другой стороны, однако,

все большую популярность среди психиатров приобретает

мнение, что шизофреническая деградация является след-

ствием слишком активного лечения и монотонного боль-

ничного режима. Как уже упоминалось, психиатры, ра-

 

ботающие в так называемых примитивных сообщест-

вах', в общем единодушно подчеркивают, что шизофре-

ния там характеризуется острым течением и шизофрени-

ческое отупение встречается редко. Тот факт, что подо-

бное отупение встречается также и у больных, которые

вообще не сталкиваются с больничным режимом либо у

которых период лечения был непродолжительным, можно

объяснить тем, что не всегда даже самая заботливая

семейная опека для больного бывает полезной.

 

В числе этиологических факторов, ведущих к шизо-

френии, называют помимо прочего патологическую се-

мейную атмосферу. Больной часто бывает обречен на

семейную опеку, не может от нее освободиться и в

результате подвергается постоянному действию эмоцио-

нальных факторов, которые в определенной степени

способствовали развитию болезни. Шизофреническая дег-

радация неоднократно уменьшается либо даже исчезает,

когда больной оказывается вырванным из своей среды,

как например во время войны.

 

Степень шизофренической деградации колеблется от

бедности аффектов апатичности и безразличия до разру-

шения личности и отупения уже не только эмоциональ-

но-чувственного, но также и интеллектуального, напоми-

нающего в определенной мере органическое отупение.

 

Трехфазное течение шизофрении. Трехфазное тече-

ние шизофрении соответствует протеканию тяжелых со-

матических болезней; первый период обычно бывает

бурным, мобилизуются все защитные силы организма; во

втором периоде наступает определенное равновесие, ор-

ганизм как бы <привыкает> к болезни; наконец, в

третьем дело доходит до функционального истощения

отдельных органов и дезорганизации их функций, закан-

чивающейся полной дезинтеграцией, т. е. смертью.

 

Во время первой фазы жизненная динамика^ достигает

максимального уровня; во второй - снижается до уров-

ня, на котором может сохраняться длительное время; в те-

чение третьей - постепенно падает до нулевого уровня.

 

I Magic, faith and healing. Studies in primitive psychiatry today И Red,

A. Kiev. London; the Free Press ofGlencoe, collier. Macrnillan Ltd., 1964.

 

2 Это. правда не слишком четкое, понятие жизненной динамики часто

используется также в форме синонимов, таких как <защитные силы организ-

ма, <мобилизация резервов>> и т. п. (прим. автора).

 

Г. Селье говорит о трехфазном синдроме стресса

(реакция тревоги, стадия сопротивления и стадия исто-

щения). Течение шизофрении иногда сравнивают с по-

жаром, который сначала вспыхивает, во второй фазе

горит спокойнее и угасает в третьей, оставляя после себя

прах и пепелище.

 

Угасание. Третий период шизофрении можно опреде-

лить одним словом: угасание. Симптомы болезни туск-

неют, так что отдельные формы шизофрении сливаются

в одно неопределенное целое, которое больше всего

напоминает простую и гебефреническую формы. Сохра-

няются несвязанные между собой фрагменты бреда, гал-

люцинаций, манерности (как остаточные проявления ка-

татонической двигательной экспрессии). Не только кар-

тина болезни, но также и психологический профиль

больного стираются; последний складывается из отдель-

ных, разрозненных фрагментов. Индивидуальность, кото-

рая несмотря на расщепление личности вырисовывается

достаточно отчетливо в первой и даже во второй фазах,

в третьей утрачивается; один больной похож на другого,

их трудно отличить друг от друга; о каждом можно

сказать то же самое: <отупевший>, <без жизни>, <чуда-

коватый>.

 

Распад. Условием индивидуальности каждой системы,

живой или мертвой, является определенный порядок.

Кирпичи, сложенные в определенном порядке, образуют

индивидуальное строение; разбросанные в беспорядке -

просто бесформенную кучу; если и есть в ней какой-то

порядок, то лишь статистический, а не творческий,

требующий усилия. Распад личности, представляющий

характерную черту третьей фазы шизофрении, состоит

именно в утрате индивидуальности вследствие разруше-

ния определенного, специфического для данного челове-

ка порядка. Дезинтеграция - один из двух осевых симп-

томов шизофрении - наблюдается во всех ее фазах, но

в третьей расщепление превращается в распад. Невоз-

можно охарактеризовать профиль личности больного,

ибо он представляет собой конгломерат несвязанных в

единое целое жестов, мин, эмоциональных реакций, слов.

Речь представляет собой уже не набор отдельных пред-

ложений, не образующих логического целого (нарушение

связности), но набор отдельных слов, многие из которых

являются неологизмами, не образующими уже осмыслен-

 

ного высказывания (словесный салат). В то время как

при нарушении связности отдельные предложения понят-

ны, но трудно понять целостное содержание речи, ибо

отсутствует ее логическая конструкция, то здесь утрачи-

вается уже смысл даже отдельного предложения.

 

Характерный для живой природы творческий порядок,

требующий усилия, связанного с самим фактом жизни,

заменяется статистическим порядком.тенденцией к рит-

мизации. В третьей фазе шизофрении этот порядок

основывается на стереотипном повторении случайных

форм поведения. Больной часами выполняет одно и то

же бесцельное движение, повторяет одно и то же слово

или предложение, делает одну и ту же гримасу, упорно

онанирует либо калечит свое тело и т. п. Если персеве-

рация во второй фазе часто выражает синтез содержания

переживаний больного, то в третьей фазе персеверирую-

щая функциональная структура чаще всего бывает слу-

чайной. Здесь мы видим уже не символизацию пережи-

ваний, но лишь просто ритмическую активность, которая,

будучи хоть какой-то формой порядка, заменяет порядок

творческий.

 

В третьей фазе на первый план выступают распад,

отупение, либо что-нибудь одно из них. Они представ-

ляют собой финальные формы двух осевых симптомов

шизофрении: расщепление и аутизм. Долго длящийся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: