ОГСЭ.01 Основы философии




Материалы заданий дляитогового контроля

По учебной дисциплине

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01.Основы философии

Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Уровень образования выпускника: среднее профессиональное образование (СПО)
Программа подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ): базовая
Присваиваемая квалификация: Техник-программист
Форма обучения: очная
Срок получения СПО по ППССЗ: 3 года 10 месяцев
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ: основное общее образование
Год приема на обучение на 1-й курс:  

Брянск 2017


 

Политехнический колледж (ПК БГТУ)

БИЛЕТЫК ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

для специальности

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Разработал(и):

– преподаватель ПК БГТУ Е.В. Курашова Е.В.Григорьева

 

Билеты к дифференцированному зачету рассмотрены и одобрены на заседании предметно-цикловой комиссии «Общих гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин» ПК БГТУ (далее - ПЦК)

 

от «____» _______ 201 г., протокол № _____

 

 

Председатель ПЦК Е.В. Стешкова

 

 

Брянск 2015


Вопросы

1. Философия. Предмет и роль в жизни человека и общества.

2. Философия как учение о мире.

3. Философия Древней Индии.

4. Философия Древнего Китая.

5. Особенности становления и основные этапы развития античной философии.

6. Выдающиеся философы античности.

7. Средневековая христианская философия.

8. Выдающиеся философы средневековья.

9. Философия Нового времени.

10. Немецкая классическая философия XIX в.

11. Зарубежная философия XX в.

12. Основные этапы и направления русской философии.

13. Выдающиеся русские философы.

14. Категория бытия в философии.

15. Категория материи в философии, ее свойства и способы существования.

16. Диалектика как учение о развитии.

17. Законы диалектики.

18. Важнейшие философские категории.

19. Философская мысль о сущности и природе человека.

20. Человек, индивид, личность. Характеристика понятий.

21. Философия и наука о сознании человека.

22. Цель и смысл жизни человека. Концепция смысла жизни человека.

23. Познавательная деятельность человека.

24. Наука, ее признаки, особенности и роль в обществе.

25. Методы научного познания.

26. Ненаучное познание. Особенности научного познания.

27. Соотношение познания и практики. Истина. Понятие и характеристика.

28. Религия. Ее роль и место в обществе.

29. Человек в мире культуры.


Задания

 

1.Философия и глобальные проблемы современности. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

 

2.Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

 

3.В истории науки в период ХIV-ХХ вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).

 

4.«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

 

5.Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела?

«...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

 

6.Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».

 

7.Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

 

8. Прокомментируйте слова философов.

1. Гераклит

- «Многознание уму не научит».

- «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу - бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

- «Все течет, все изменяется».

2. Демокрит

«Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

- «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

- «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд»

9.

Прокомментируйте слова философа

«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

«Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами». Пифагор

 

10.Укажите автора каждого из высказываний:

Вещи — тени идей Аристотель

Человек — мера всех вещей Демокрит

В одну и ту же реку нельзя войти дважды Фалес

Все тела состоят из атомов Сократ

Я знаю, что я ничего не знаю Платон

Человек — общественное животное Гераклит

Познай самого себя Протагор

 

11. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

1. Схоластика; 6. Скептицизм;

2. Догматизм; 7. Примат веры над знанием;

3. Софистика; 8. Созерцательность;

4. Диалектика; 9. Примат знания над верой;

5. Креатизм; 10. Строгая логика.

12. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivereestcogitare» («Жить, значит мыслить») и Р. Декарта «Cogitoergosum» («Мыслю, следовательно, существую»).

 

13. Укажите основные философские направления Нового времени:

1. Диалектический материализм; 6. Рационализм;

2. Диалектический идеализм; 7. Метафизический материализм;

3. Эмпиризм; 8. Механицизм;

4. Гилозоизм; 9. Объективный идеализм;

5. Пантеизм; 10. Дуализм.

 

14. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?

 

15. Укажите основные направления в русской философии XIX — начала XX вв.:

1. Космизм; 6. Славянофильство;

2. Антропологический материализм; 7. Религиозная философия;

3. Прагматизм; 8. Марксизм;

4. Экзистенциализм; 9. Философия жизни;

5. Интуитивизм; 10. Западничество.

 

16. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1. Интерес к проблемам личности;

2. Отождествление свободы и существования;

3. Представление бытия как целостности субъекта и объекта;

4. Интерес к проблеме времени;

5. Рационализм;

6. Прагматизм;

7. Трагизм;

8. Дуализм;

9. Атеизм;

10. Скептицизм.

 

17.

Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации?

1. Россия ближе к цивилизации Запада;

2. Россия ближе к культуре Востока;

3. России свойствен евразийский тип цивилизации.

 

18. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

 

19.Что означает время как философская категория:

1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;

2)время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;

3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;

4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

 

20. Перечислите характеристики, которые являются определяющими для научно-технического прогресса:

1. Революционные изменения в технологии производства;

2. Экспоненциальный рост производительности труда;

3. Превращение науки в непосредственную производительную силу;

4. Революционные изменения в средствах и предметах труда;

5. Радикальные преобразования способа производства;

6. Сближение материального и духовного производства;

7. Радикальные изменения в организации производства.

 

21. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад — это другие...» Как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

 

 

22. Ж.-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, ион не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». Можно ли согласиться с философом? За счет чего, по его мнению, происходит становление человека?

 

23.Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?

Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?

 

24. Какое определение понятия «человек», с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает его содержание?

Человек — это...

. индивид с присущей ему генетической программой;

. субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;

. животное, способное изготавливать орудия труда;

. биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться.

. общественное животное, способное мыслить.

 

25. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.

 

26. Перечислите особенности современного этапа развития человечества:

1. Линейность;

2. Скачкообразность;

3. Нелинейность;

4. Противоречивость;

5. Поступательность;

6. Целостность;

7. Разнонаправленность;

8. Преемственность;

9. Прогрессивность;

10. Регрессивность;

11. Динамичность;

 

27. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

1) экранная культура;

2) постмодернизм;

3) массовая культура;

4) игровая культура.

 

28. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

1. Живи наслаждаясь. 1. Эвдемонизм.

2. Из всего извлекай пользу. 2. Утилитаризм.

3. Следуй своему идеалу и предначертанному долгу. 3. Этика долга

4. Будь смиренен, живи во искупление своих грехов. 4. Прагматизм.

5. Счастье — вот подлинное предназначение человека! 5. Гедонизм

6. Цель оправдывает средства. 6. Аскетизм

 

29. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

1) человек — это марионетка в руках общества;

2) сущность человека социальна, а не биологична;

3) оригинальность личности не более чем иллюзия;

4) изменение общественных отношений меняет личность.

 

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний по дисциплине, умение ориентироваться в философских проблемах; использует специальную терминологию в соответствии с содержанием раздела, формулирует и обосновывает собственную точку зрения на освещаемую проблему, критически относится к освоенной информации; владеет тезаурусом в рамках дисциплины; умеет провести параллель между смежными с философией дисциплинами, демонстрируя сформированностьметапредметных компетенций; умеет стилистически правильно излагать материал, обосновывает и аргументирует свой ответ; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний в объеме дисциплины; владеет необходимой для ответа терминологией; могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа; логически правильно строит ответы на вопросы, умеет грамотно анализировать, делает обоснованные выводы; умеет стилистически правильно излагать материал, но не всегда обосновывает и аргументирует свой ответ; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, допуская незначительные неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует достаточные, но несколько поверхностные знания в рамках заявленных тем, ответ логически правильно построен, однако в нём допущены некоторые огрехи и неточности, которые легко исправляются самим студентом; владеет необходимой научной терминологией; анализирует факты, допуская ряд незначительных ошибок; при наводящих вопросах в достаточной степени раскрывает суть вопросов; умеет стилистически правильно излагать материал, но не всегда обосновывает и аргументирует свой ответ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может исправить самостоятельно или при помощи наводящих вопросов;илидемонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках предложенных вопросов и заданий; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;илидемонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на вопросы или выполнять практические задания; демонстрирует неумение грамотно выстроить свой ответ, непонимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: