Описание методики оценки уровня содержания и типичных дефектов




Термины и определения

 

Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению возникающих повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

Зимнее содержание дорог - комплекс работ и мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения, по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.

Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.

Дорожные сооружения - это сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.)

Потребительские свойства дороги - это совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно отвечающих интересам пользователей. К потребительским свойствам относятся: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения по дорогам общего пользования осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.

Уровень содержания автомобильных дорог - показатель, отражающий определенное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ по содержанию дорог.

Оценка уровня содержания автомобильной дороги - процесс выявления соответствия фактических показателей влияющих на уровень содержания дорог требованиям, предъявляемым к ним нормами и правилами.

Дефекты содержания автомобильной дороги - дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием автомобильного движения, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Дорожные условия, сопутствующие ДТП - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения (характеристики дорожных условий, сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий представлены в приложении 2 «Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» М. 1998 г.). Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования).

Заказчик - орган управления дорожным хозяйством, в оперативном управлении которого находятся дороги (участок дороги) общего пользования, поручающий на основании договора проведение работ по содержанию этих дорог (или участка дороги) другому юридическому лицу.

Исполнитель (Подрядчик) - юридическое лицо, ответственное за обеспечение требуемого уровня содержания дороги (участка дороги) или непосредственный производитель работ по содержанию дорог, действующий на основе договора-подряда.

 

Общие положения

 

Задача содержания автомобильных дорог состоит в постоянном обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

Оценка уровня содержания автомобильных дорог является обязательной функцией управления содержанием дорог, осуществляемой с целью:

определения степени достижения запланированного ранее и зафиксированного в договоре на содержание дорог между Заказчиком и Исполнителем уровня содержания дорог, на основании которого, в соответствии требованиями договора, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или не применении к Исполнителю специальных санкций за не соблюдение условий контракта на содержание дорог.

получения объективной информации о фактическом уровне содержания дорог, участков дорог, сети дорог обслуживаемых различными Исполнителями и использования этой информации для целей управления содержанием дорог, в части инспекционного контроля.

Заказчик имеет право проводить оценку уровня содержания дорог в любое время, дата проведения проверки назначается в любой день, заблаговременно (за 24 часа) уведомив о ней Исполнителя.

Требования к содержанию дорог различаются по сезонам года. В зависимости от сезона года возможны два последовательных периода содержания дорог: зимний и весенне-летне-осенний периоды. Даты начала и окончания указанных периодов определяются Заказчиком с учетом местных природно-климатических условий и указываются в контракте с Исполнителем.

Минимальный участок дороги, на котором проводится оценка уровня содержания дорог равен 1км. Как правило, это участок между двумя километровыми знаками. В случае отсутствия километрового знака длина участка в 1км отслеживается по одометру автомобиля или по специальному прибору измерения пройденного пути. В случае если протяженность дороги составляет не целое количество километров, то последний не целый километр оценивается как самостоятельный километр, если его длина равна или более 500м и включается при оценке в состав последнего целого километра, если его длина менее 500м.

По ОДМ 218.0.000-2003 можно оценить уровень содержания:

а) Конструктивного элемента дороги на участке в 1км.:

земляного полотна, элементов водоотвода, полосы отвода;

проезжей части (включая используемые съезды);

искусственных сооружений;

элементов обустройства, обстановки и озеленения дороги;

б) Одного километра дороги;

в) Автомобильной дороги (участка дороги);

г) Сети автомобильных дорог.

В ОДМ 218.0.000-2003 требования к уровню содержания автомобильной дороги зависят от уровня ее потребительских свойств, с этой целью требования, используемые при оценке уровня содержания дорог, сгруппированы по следующим группам:

А1 - Автомобильные дороги относящиеся к автомагистралям;

А2 - Автомобильные дороги 1 категории;

А3 - Автомобильные дороги 2 категории;

Б - Автомобильные дороги 3 категории;

В - Автомобильные дороги 4 и 5 категории, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей;

Г1 - Автомобильные дороги 4 и 5 категории, имеющие покрытия из обработанных и не обработанных щебеночных, гравийных, песчано-щебеночных, песчано-гравийных покрытий;

Г2 - Грунтовые автомобильные дороги.

Группировка дорог для целей оценки уровня содержания представлена в таблице 1.

В качестве основного критерия оценки уровня содержания дорог принимаются критерий наличия на дороге дефектов содержания дорог.

В настоящем «Руководстве» принято три нормативных уровня содержания дорог - допустимый, средний, высокий, и один не нормативный уровень - не допустимый, при котором не выполняются требования, предъявляемые к нормативным уровням содержания дорог. Характеристика нормативных уровней содержания дорог представлена в таблице 2.

 


Таблица 1. - Группировка дорог для целей оценки уровня содержания.

Группы дорог для целей оценки уровня содержания Фактическая интенсивность движения в транспортных единицах, авт/сут Число полос движения Примечание
  от до    
         
А1       Автомагистрали*
         
         
А2       Автомобильные дороги с покрытиями из цементобетона, асфальтобетона и битумоминеральных смесей
         
         
А3        
Б        
В        
         
Г1       Автомобильные дороги с покрытиями из обработанных и не обработанных вяжущими щебеночных, гравийных материалов.
  -      
Г2 -   1-2 Грунтовые автомобильные дороги

 

* Автомагистраль - автомобильная дорога общего пользования, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой, не имеющая пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, доступ на которую возможен только через пересечения в разных уровнях.

хозяйственный автомобильный дорога потребительский


Таблица 2. - Характеристика уровней содержания дорог.

Уровень содержания дорог Характеристика уровня содержания
Допустимый Содержание дороги обеспечивает допустимый уровень безопасности движения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Допускаются факты временного ограничение движения автотранспортных средств на отдельных участках по условиям их содержания. ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями, зависящими от дефектов содержания дорог, отсутствуют. Допускается наличие не более 15% (по протяженности) участков с не допустимым уровнем содержания.
Средний Содержание дороги обеспечивает поддержание потребительских свойств автомобильной дороги на среднем уровне. Состояние конструктивных элементов зависящие от содержания не вызывают необходимость временного ограничения движения автотранспортных средств. ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями, зависящими от дефектов содержания дорог, отсутствуют. Допускается наличие не более 10% (по протяженности) участков с не допустимым уровнем содержания.
Высокий Содержание дороги обеспечивает поддержание потребительских свойств автомобильной дороги на максимально возможном уровне, для фактически сложившегося транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Автомобильная дорога и каждый ее конструктивный элемент содержится в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями, зависящими от дефектов содержания дорог, отсутствуют. Не допускается наличие участков с не допустимым уровнем содержания.

 

На одной дороге, для различных участков могут быть установлены разные уровни содержания.

Оценке уровня содержания не подлежат (при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения):

Участки дорог, подвергшиеся стихийному бедствию или иным событиям, которые могут быть к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации последствий;

Участки дорог, на которых в момент оценки содержания автомобильных дорог выполняются работы по ремонту или реконструкции.

Примечание: Организация, проводящая эти работы, обязана установить, содержать в должном порядке и после окончания работ убрать все предусмотренные нормативными документами временные технические средства организации дорожного движения на участке ремонта (реконструкции). Дата начала и окончания работ по ремонту или реконструкции дорог определяется соответственно актом приемки-передачи участка дорог под ремонт (реконструкцию) и акт приемки-передачи законченного ремонтом (реконструкцией) участка дороги в эксплуатацию.

Конструктивные элементы дороги или их составляющие, не отвечающие требованиям нормативных документов и ОДМ 218.0.000-2003 в случае, если приведение их в нормативное состояние не предусмотрено договором на содержание дороги.

Примечание: Конструктивные элементы, составляющие конструктивных элементов, показатели по которым не будет производиться оценка их содержания, должны быть указаны в техническом задании на содержание дороги.

В случае, когда по погодным условиям, возникают нестандартные ситуации (длительная оттепель без снега и мороза в зимний период и неожиданные преждевременное выпадения снега в весенне-летне-осенний период) Заказчик и Исполнитель согласовывают показатели, по которым будет оцениваться уровень содержания дорог за этот период.

 

Описание методики оценки уровня содержания и типичных дефектов

 

Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка работ) производится комиссией в составе представитель Заказчика и представитель Исполнителя. К работе комиссии возможно привлечение других заинтересованных организаций по усмотрению Заказчика.

Исполнитель готовит документы необходимые для проведения работ по оценке уровня содержания дорог (перечень документов может корректироваться Заказчиком, и оговаривается в контракте на содержание дорог):

Паспорта автомобильной дороги, искусственных сооружений;

Дислокацию дорожных знаков и схему дорожной разметки;

Справки ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями на дороге (ДТП ДУ) за отчетный период;

Предписания и предложения по вопросам качества содержания проверяемых участков дорог, выданные Исполнителю за отчетный период Заказчиком, вышестоящими контролирующими организациями и органами ГИБДД;

Техническое задание, выданные Заказчиком с установлением срока выполнения отдельных видов работ.

Бланки Промежуточной и Итоговой ведомостей оценки уровня содержания автомобильных дорог, Акт оценки уровня содержания дорог с предварительно заполненными исходными данными (название дороги, эксплуатационная группа, адрес участка, требуемый уровень содержания);

Журналы производства работ по содержанию дорог и искусственных сооружений;

Комиссия до проведения обследования по имеющимся записям в журналах производства работ по содержанию дорог и искусственных сооружений, предписаниям, справкам ГИБДД выявляет участки дороги, где за отчетный период, были допущены случаи несвоевременного устранения дефектов содержания дорог, допущены ДТП ДУ, зависящими от содержания дорог. Эти сведения заносятся в Промежуточную ведомость оценки уровня содержания автомобильных дорог. При срыве срока ликвидации дефекта за отчетный период, в строку Промежуточной ведомости, соответствующей данному дефекту, записывается километр, где был зафиксирован дефект. При наличии ДТП ДУ, зависящими от содержания дорог, в промежуточную ведомость в строку «Дорожно-транспортные происшествия с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями, зависящими от дефектов содержания дорог» заносятся километры, на которых произошли эти происшествия.

Примечание: Справка ГИБДД о ДТП ДУ учитывается при оценке содержания дорог (приемки работ) в том месяце, в котором она представлена в не зависимости от времени, когда произошло ДТП.

Заказчик и Исполнитель совместно проводят обследование дорог (участков дорог), проезжая по ним, осуществляют визуальный осмотр и в случаях разногласий в визуальном определении геометрических размеров и объемов дефектов содержания проводят их измерения с использованием металлической линейки, металлической рулетки, трехметровой рейки или других средств измерения. На дорогах федерального значения рекомендуется применение при обследовании дорог лаборатории видео диагностики дорог.

В процессе обследования комиссия на каждом километре фиксирует дефекты содержания дорог по конструктивным элементам, с указанием в необходимых случаях физических размеров, объемов этих дефектов;

Комиссия обрабатывает данные обследования по каждому километру путем группировки зафиксированных дефектов, подсчета в необходимых случаях объемов дефектов и оценивает их, сравнивая с требованиями. В случае, если наличие или величина дефекта на дороге не соответствует требованиям для заданного договором уровня содержания, в Промежуточной ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог в строке данного дефекта записывается километр, на котором он обнаружен.

В Промежуточной ведомости в столбце 3 для каждого вида дефекта содержания представлены рекомендуемые коэффициенты снятия.

Примечание: Коэффициент снятия - величина, определяющая долю обслуживаемого километра, снимаемую с выполнения работ по его содержанию за наличие на нем дефекта содержания. Заказчик обязан при проведении торгов на право выполнения работ по содержанию дорог уведомить претендентов о системе оценки уровня содержания дорог, о системе коэффициентов снятия за дефекты содержания. В договоре (контракте) на работы по содержанию дорог обязательно указывается система коэффициентов снятия за дефекты содержания по конструктивным элементам автомобильной дороги, принимая за основу рекомендуемые настоящим «Руководством» коэффициенты. Принятые коэффициенты снятия должны быть едины для всех подрядных организаций, работающих с данным Заказчиком. Заказчик, учитывая местные условия и другие обстоятельства, имеет право один раз в год, до проведения торгов на работы по содержанию дорог, приказом или распоряжением руководителя, согласованным с вышестоящей инстанцией изменять коэффициенты снятия предложенные «Руководством», уведомив об этом Исполнителя.

По данным Промежуточной ведомости заполняется Итоговая ведомость оценки уровня содержания автомобильных дорог следующим образом:

· Из Промежуточной ведомости выбираются километры, на которых были зафиксированы дефекты содержания (включая и километры, на которых были зафиксированы ДТП ДУ, зависящими от дефектов содержания) и заносятся в порядке возрастания в столбец 2 Итоговой ведомости;

· В столбцах 3, 4, 5, 6 Итоговой ведомости по данным из Промежуточной ведомости по строке километра, где обнаружен дефект содержания в столбец конструктивного элемента, на котором обнаружен дефект, заносятся коэффициенты снятия. В случае если по одному и тому же конструктивному элементу на одном километре имеются несколько дефектов, то коэффициенты снятия записываются через запятую. Коэффициент снятия, за ДТП ДУ, зависящими от дефектов содержания, равен 1 и записывается он в столбец «проезжая часть»;

· В столбец 7 Итоговой ведомости записывается сумма коэффициентов снятия по столбцам 3,4,5,6 по строке каждого километра, но не более 1 (единицы);

· Складываются все числа по столбцу 7 и определяется итог по графе «суммарный коэффициент снятия с дороги (участка дороги)»;

· Заполняются итоговые графы Итоговой ведомости:

Итого обследовано километров;

Не соответствует заданному уровню (количество километров, на которых обнаружены дефекты содержания);

Количество снятых с выполнения километров с учетом коэффициента снятия (итого по столбцу 7)

По данным Итоговой ведомости оценки уровня содержания дорог оформляется Акт оценки уровня содержания автомобильной дороги (сети дорог) при приемке-сдаче работ.

Мостовые сооружения по настоящей методике оцениваются, как конструктивный элемент дороги в случае, если содержание мостового сооружения не выделено в отдельный договор, а выполняется в рамках договора на содержание дороги дорожной организацией. В случае, когда мостовое сооружение содержится специализированной мостовой организацией по отдельному договору, то настоящая методика применяется со следующим изменением: коэффициент снятия с выполнения выражается в долях обслуживаемой протяженности моста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: