Речь в ее устном бытовом варианте может многое рассказать о человеке: что человек хочет, чего он опасается, что для него важно, его мотивы и т.д. и т.п., поэтому очень важно быть внимательным в процессе коммуникации. Информативно буквально все: содержание речи, ее скорость, такие показатели, как многословность, сдержанность, лингвистические характеристики речи и то, как человек произносит слова. Кроме этого, очень показательно такое качество собеседника: умеет ли человек слушать, внимателен ли он к сообщению. Речь людей с богатыми интонационными характеристиками, выразительными паузами, ударениями свидетельствует об их стремлении произвести хорошее впечатление, завоевать расположение. Этим они осознанно или неосознанно стараются дать вам понять, что выделяют вас среди окружающих, отдают предпочтение. Обилие намеков с их стороны несомненный признак того, что вас считают умным и тонким человеком. Поэтому в процессе коммуникации нужно фиксировать изменение речевого поведения собеседника и обращать внимание на этот фактор. Например, человек, который говорил быстро, вдруг стал делать длительные паузы — на это следует обратить самое пристальное внимание. Пауза — это возможность обдумать то, что человек собирается сказать. Естественно, не каждая пауза говорит о том, что вас хотят обмануть, но это повод задуматься о том, почему они вдруг появились.
Чтобы точно разобраться в человеке, правильно сформировать представления о нем, его надо обязательно понять. В психологии понимание рассматривается, прежде всего, как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также как достигнуть благодаря этому необходимого результата. Понимание характеризуется ощущением ясной внутренней взаимосвязи рассматриваемых явлений и отношений. Оно начинается с узнавания, т.е. отнесения какого-либо явления или отношения к той или иной категории, группе. Понимание также связано с выявлением причины, т.е. мотивов того или иного поступка, поведения, понимания того, что именно побуждает человека к активности и к данной деятельности. Именно поэтому одним из главных моментов в познании человека человеком является выяснение мотивов поведения человека, причин тех или иных его поступков. Именно таким образом и устанавливаются причинно-следственные связи. В процессе коммуникации как бы выстраивается возможная модель ситуации. И то, насколько верной будет построенная модель, насколько точно она будет соответствовать действительности, настолько точны будут и прогнозы возможных последствий. Для понимания причинно-следственных связей в поведении людей большое значение имеет понимание смысла (т.е. отношение человека к реальности) и значения (т.е. индивидуальное усвоение исторического опыта) их поступков.
|
Содержание смысловых конструкций. Искажение информации можно выявить и по речи собеседника — потому что он не позаботился заранее тщательно продумать стратегию и тактику искажения информации. В итоге то, что он говорит, либо внутренне непоследовательно, либо не согласуется с другими фактами, известными к этому времени или установленными позже. При повторах обнаруживаются различного рода неточности и противоречия. Это все является следствием «неподготовленного» искажения информации. Подобные противоречия появляются, когда начинается конкретное обсуждение тех деталей, которые человек, если он говорит правду, неизбежно должен был знать.
|
Содержание заранее подготовленного выступления фальсифицировать гораздо легче, поэтому оно и является менее информативным для диагностики истинности либо неистинное передаваемой информации. Но и в этом случае возможны исключения: если для подготовки неистинного сообщения было мало времени, то его содержание включает некоторые индикаторы. Это могут быть определенные информационные «пустоты», которые образуются в результате сокрытия ряда фактов. Возможно наличие большого количества не относящейся к теме информации, с помощью которой человек стремится эти пустоты заполнить. Поэтому нужно сначала внимательно выслушать человека, дать ему сказать все, что он хочет, не мешая и не перебивая его. И чем больше он будет выдавать информации, тем лучше, потому что если он лжет, то где-то обязательно собьется, что-то в его речи может насторожить. Выслушивание также позволяет лучше узнать потребности человека; тем не менее, оно не может быть достаточным само по себе. За ним должен следовать другой этап. Этап анализа.
Анализ информации с целью выявления неистинных сообщений может проводиться двумя способами: вертикальным, когда сопоставляются сведения, поступившие в разное время от одного и того же источника, и горизонтальным, когда сравнительной проверке подвергается информация, полученная от различных источников.
|
Деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы. Поэтому говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину.
Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов. В настоящее время всё чаще в деловой жизни наблюдается переход к субординационно-партнерским отношениям.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных социальных групп и людей разной национальности.Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая система речевых формул для каждой речевой ситуации.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временными рамками. Деловые встречи имеют строгий регламент. Для этого заранее намечается круг обсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече.
Логика речи. Еще древние обратили внимание на то, что с помощью логических построений можно как приходить к новым выводам, так и вводить людей в заблуждение. Легенда гласит, что Демосфен, пользуясь законами логики, говорил настолько убедительно, что ему без видимых противоречий удалось доказать, что живой и мертвый — тождественные понятия. Посудите сами: полумертвый — это то же самое, что и полуживой. Если равны половины, то равны и целые части. Следовательно, живой человек равняется мертвому. Подобным образом, при помощи различных логических приемов, некоторые люди вам легко докажут, что черное — это белое.
Иногда противоречие находится уже в вопросе, но оно так хорошо замаскировано, что человек сразу же начинает думать в неверном направлении. Например, сколько пирожков можно съесть натощак? Начали считать? Но уже в торой пирожок будет не натощак!
Сильные эмоции, особенно страх, не дают человеку логически выстроить свою речь. Психологи и философы были озадачены, когда обнаружили, что при решении одних задач люди пользуются законами логики, при решении же других о логике начисто забывают. Иногда законы логики противоречат ситуации, последствиям и общепринятым правилам вывода заключений. В реальной жизни люди не так часто рассуждают логически. Зачастую они добавляют к фактам свое собственное мнение и знания.
Конгруэнтность слов и поведения. Ложь часто выдает несоответствие между вербальным и невербальным поведением. Происходит рассогласование того, что человек говорит и тем, какую информацию выдает голос, тело, лицо. Дело в том, что подсознание человека работает автоматически и независимо от него. Именно поэтому бессознательные жесты и телодвижения обманщика не сочетаются с тем, что он говорит. Более подробно об особенностях невербального поведения можно прочитать в соответствующем разделе.
Речевые ошибки включают междометия (такие, как «ах», «а-а-а», «э-э-э»), повторы (типа «я-я-я» хочу сказать, «я действительно...»), обрывки слов («мне действительно понравилось»).
Оговорки. Даже осторожного человека может выдать то, что Зигмунд Фрейд первым определил, как оговорку. Обмолвки, забывание знакомых имен, ошибочные действия, ошибки при чтении и в письме не случайны, а значимы и говорят о внутренних психологических конфликтах. Определяя, что именно выдает оговорка, обращайте внимание на контекст, в котором она произошла.
Паузы между словами формируют ритмический рисунок речи. В ситуациях искажения информации паузы собеседника могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Колебание перед началом реплики, особенно если это происходит при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение. Точно так же, как и более короткие паузы в процессе речи, если они достаточно часты. Необходимость обдумывать каждое слово прежде, чем его произнести — взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли может проявиться в паузах. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе уже является сигналом удвоить бдительность.
Паузы часто используются и для ситуативных переключений: оценки реакции партнера, передачи инициативы в разговоре. Использование пауз можно эффективно использовать для манипулирования собеседником: неожиданная и определенно предоставленная инициатива способна сильно напрячь, заставить внутренне суетиться. Поэтому те, кто чувствует себя очень тревожно и боится «повиснуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот беседы, иногда избегают пауз.
Тирады. Это еще один способ, которым человек в ситуациях искажения информации может себя выдать. Тирада отличается от оговорки. Информация в этом случае льется потоком, а не ограничивается одним или двумя словами. Если человек обманывает, он вдруг становится многословным и дает гораздо больше информации, чем нужно, либо же наоборот, уклоняется от прямых ответов. Также фиксируйте ваше внимание и на уклончивых ответах.
Речевые приемы, используемые в процессе искажения
информации
Неистинные сообщения могут быть импульсивными, эпизодическими. Однако выделяют и стратегическое искажение информации, направленное на постепенное манипулирование путем создания желаемого образа в глазах партнера по общению. В этом случае искажение информации более сложно организовано. Ее соотношение с правдивой информацией обычно заранее рассчитано, формируются специальные коммуникативные комбинации, подчиненные единой манипулятивной цели. Человек, использующий неистинные сообщения, надевает на себя нужную ему маску, создает образ, привлекательный для объекта воздействия.
А бывает, что искажение информации происходит не по вине источника информации, а в процессе ее передачи, т.е. источником дезинформации служит сам канал передачи. Люди редко задумываются, насколько часто причиной непонимания нами друг друга служат ошибки, возникающие при передаче сообщения. Люди запоминают в основном смысл сообщения, а не слова, которыми оно передавалось. И если смысл неправильно понят, то дальше уже идут ошибки. И тогда на входе и на выходе мы имеем совершенно разную информацию.
Другой аспект возможного искажения информации — разное толкование одних и тех же слов в зависимости от интонации, знаков препинания, контекста или ассоциаций, возникающих у разных людей на одни и те же слова.
Некоторые люди так умеют строить фразы, что, фактически обманывая своего собеседника, формально остаются правыми. Вспомним хотя бы ситуацию из детского мультфильма. В зависимости от того, где будет поставлена запятая, смысл фразы полностью меняется: «Казнить нельзя помиловать».
Как известно, обмануть критически настроенного человека намного сложнее, поскольку в этом случае в уме взвешивается каждое слово, каждый жест собеседника. И наоборот, если человек доверяет собеседнику, он ведет себя свободно и раскованно.
Для того чтобы внушить своей жертве доверие, используются различные средства:
· формирование соответствующей репутации;
· создание имиджа правдивого человека;
· создание определенной легенды, которая бы обеспечивала некритическое восприятие со стороны жертвы;
· лесть;
· игра на индивидуальных личностных особенностях (вспомним фильм нашего детства «Приключения Буратино» и песню из него лисы Алисы: «На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь»);
· формирование у потенциальной жертвы чувства собственной значимости. Еще Дейл Карнеги писал, что почти каждый встречающийся вам человек считает себя в каком-то отношении выше вас, и вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите ему понять, что признаете ту важную роль, которую он играет в своем маленьком мирке, и признаете ее искренне.
Манипуляции с информационным потоком — существует много способов манипулирования информацией для создания у человека ложной модели окружающей действительности. Некоторые из этих приемов мы рассмотрим отдельно.
Умолчание (сокрытие) — это передача неполной истинной информации, в результате чего жертва совершает ошибку. Индуктор утаивает какую-то часть информации. Он не обманывает в полном смысле этого слова. Он просто что-то не договаривает, о чем-то умалчивает. Все его слова соответствуют действительности. Только вот сама реальность описывается частично. Из виду упускается что-то очень важное и значимое. Здесь есть одна тонкость: большинство людей считают, что умолчание и ложь — это разные вещи. Именно поэтому, если есть выбор, как солгать, люди чаще предпочитают о чем-то промолчать, не говорить, нежели открыто искажать факты. И еще одна хитрость: у сокрытия масса преимуществ по сравнению с откровенной фальсификацией. Главное — ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из-за того, что вся «легенда» не отработана заранее. Скрывать легче, чем подтасовывать факты.
Селекция — это избирательный пропуск к жертве только выгодной обманщику информации. В соперничестве с деловым партнером подчас гораздо проще бывает скрыть от него часть информации, нежели сказать правду, а потом оспаривать ее в полемике.
Передергивание — такой способ подачи информации, когда привлекается внимание только к тем фактам, которые выгодны источнику информации. О негативных же для него фактах даже не упоминается. Сюда же можно отнести создание соответствующего оформления, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения. Вспомним одну из рекламных компаний телевизоров весьма известной марки, когда свойство товара, являющееся его недостатком, преподносилось авторами рекламы, как его несомненное достоинство.
Искажение — этот прием состоит в изменении пропорций. Это может быть явное преуменьшение чего-то важного, либо наоборот преувеличение незначительного. Типичным примером этого приема служат сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу своей позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же другой стороны — наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента, любой теории. Можно также сравнивать заведомо неравноценные категории. Неспециалисты этого даже не заметят. В огороде — бузина, а в Киеве — дядька. Это как раз про этот прием.
Переворачивание — перемена местами, замена «черного» на «белое». Вспомним, что писал по этому поводу польский писатель-юморист Ежи Лец: «Никогда не изменяйте правде! Изменяйте правду!» Одним из примеров этого может быть подмена целей: когда свой интерес выдается за интерес другого человека. Вспомните, например, как красил забор Том Сойер в знаменитом произведении Марка Твена («Красить забор — это круто»).
Дезориентация — это откровенное «забалтывание» вопроса. Обманщиком сообщается все, что угодно, только не по сути дела. Его собеседнику выдается масса информации, никак не связанной с обсуждаемой темой. Он буквально тонет в этой ненужной информации. Этим его отвлекают от существа рассматриваемого дела. Именно поэтому так важно на переговорах «держать свою цель». Широко используются такие виды дезориентации, как лесть и клевета. Этот прием особенно часто и широко используется различными политическими лидерами.
Полуправда — это смешивание откровенной лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточная и расплывчатая формулировка обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа: «Не помню, кто сказал...»; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т.п. Прием полуправды чаще всего используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить противника, когда необходимо, вопреки здравому смыслу, склонить кого-то к определенному выводу. Говорится правда, но только частично.
Подбрасывание ложных доказательств — известно, что люди намного больше доверяют идеям, возникающим в их собственных головах, нежели тем мыслям, которые исходят от другого человека. Поэтому опытные коммуникаторы всегда стараются избегать прямого давления на свои жертвы, предпочитая косвенное, ненавязчивое воздействие.
Как это можно сделать? Например, так: преподнести жертве факты таким образом, чтобы они навели его на определенный вывод, который нужен фальсификатору. Выводы же, основанные на подброшенных фактах, делаются жертвой совершенно самостоятельно. В данном случае очень важно, чтобы был соблюден один важный принцип: доказательства должны быть подброшены вроде бы случайно, косвенно, только тогда они не вызывают подозрения. Отсюда напрашивается вывод: получив доказательства чьей-то вины, подумайте, существуют ли люди, для которых благоприятно такое развитие событий. Возможно, что эти сведения появились у вас далеко не случайно. Примеров тому не счесть: события, которые описал Лермонтов в своей драме «Маскарад», а также Яго, который постепенно, шаг за шагом, подогревал ревность Отелло.
Создание «несуществующей реальности» — при помощи мелких, но выразительных деталей вокруг жертвы создается область фальшивого пространства, который должен придать словам и действиям мошенников особую убедительность. Этим приемом широко пользовались печально известные мошеннические пирамиды: «МММ», «Властилина» и др. У них были шикарные офисы, представительная охрана, т.е. все то, что так ярко свидетельствует о надежности и солидности фирмы.
Маскировка — представляет попытку скрыть какую- либо существенную информацию с помощью какой-то несущественной информации. Имеется четыре основных варианта маскировки:
· Маскировка существенной лжи несущественной ложью.
· Маскировка существенной истины несущественной ложью.
· Маскировка существенной лжи несущественной истиной.
· Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.
Ложный вывод — еще один прием, позволяющий избежать произнесения неправды. Он заключается в том, чтобы позволить собеседнику сделать вывод из сказанного самому, но при этом подвести его к тому, чтобы этот вывод был ложным.
Ложная интерпретация — человеку сообщается много-много правды, которую легко проверить, и капля лжи. В потоке истинных фактов легко проскальзывает и ложная информация. На логическом уровне это умение внедрить в сознание некоторые ложные посылки на основе большого количества достоверных и легко поддающихся проверке истинных суждений.
Для их внедрения используют такие приемы, как сообщение большого количества истинной информации, среди которой лишь незначительная часть является ложной. В силу этого обнаружить обман довольно трудно — так же трудно, как найти иголку в стоге сена.
Изменение контекста — приводится случай из жизни, который был в действительности. Но этот случай переносится в рамки другого контекста. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данному случаю, что создает иллюзию правдивости рассказа. Отпадает необходимость что-то сочинять и специально запоминать. Например, вы с другом поехали на шашлыки в лес, а жене сказали, что ремонтируете в гараже у этого же друга машину. Машину вы действительно ремонтировали, только неделю назад. Придя домой, вы описываете жене весь свой день, когда вы в ноте лица действительно занимались машиной. В вашем рассказе множество мелких деталей, которые вам даже не надо выдумывать, а только вспомнить. Иллюзия правдивости рассказа полная!
Эффект обманутого ожидания. Этот прием заключается в том, что человеку, которого хотят обмануть, выдают некоторую информацию, с учетом которой потенциальная жертва прогнозирует дальнейшее развитие событий в наиболее вероятном направлении. Обманщик же поступает иначе, тем самым нарушая ожидания жертвы. Цель его сообщения в том и состояла, чтобы направить мышление собеседника по пути актуализации наиболее часто встречающихся знакомых ситуаций. Таким образом, сам обманутый всегда является как бы невольным соучастником обмана: он жертва собственных неадекватных представлений о действительности. Также обманщики могут использовать истинную информацию, провоцируя собеседника на ошибочные выводы из нее.
Обман «от противного» — поймал братец Лис братца Кролика. И просит братец Кролик: «Делай со мной что хочешь, даже съешь меня, только не бросай в терновый куст». «Если он так этого боится,— подумал братец Лис,— то я его туда и брошу». Так умный братец Кролик обманул глупого братца Лиса (из сказок дядюшки Римуса).
Сообщение правды под видом обмана — другой родственный метод. Надо сказать правду, но с передергиванием, так, чтобы жертва не поверила ей, т.е. сказать правду лживо. Отто фон Бисмарк говорил: «Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду». Обман при помощи правды — редкая форма надувательства. Он очень хорошо срабатывает, потому что люди, как правило, не ожидают подобной наглости. Но здесь необходимо либо хорошо уметь владеть собой, либо быть хорошим актером.
Ложное объяснение — человек может не таить своих чувств, особенно если у него не получается это сделать, а солгать об их причине. Правдиво признавая переживаемую эмоцию, он вводит в заблуждение относительно причины ее появления. Например, вы обсуждаете вашего начальника, и в это время он входит в комнату. Вы смущены. Однако это смущение можно объяснить чем угодно.
Обманывают тех, кто хочет обмануться. «Мы никого так ловко не обманываем, как самих себя» — это слова Шопенгауэра. И ведь это действительно так! Во многих случаях жертва обмана упускает ошибки человека, искажающего информацию, давая его двусмысленному поведению наиболее благоприятное толкование. Это делается во избежание тех неприятных последствий, которые может повлечь разоблачение. Зачастую жертва одновременно и выигрывает, и проигрывает от неистинной информации или от ее разоблачения, но эти результаты необязательно уравновешены.
Обман путем перестановки — в этом варианте потенциальную жертву просто заставляют примерить на себя рель обманщика. В результате различных психологических манипуляций жертве начинает казаться, что это уже он обманывает других, у него появляется азарт. Настоящие же мошенники до определенного момента старательно поддерживают эту иллюзию. И только в финале все встает на свои места. Как писал еще Ларошфуко, «лучший способ оказаться обманутым — посчитать себя хитрее других».
Фальсификация (подтасовка) — это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Сюда можно отнести лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикацию фактов, документов, ссылку на несуществующие источники и т.д.
Обычно к фальсификации прибегают тогда, когда одного умолчания недостаточно. В этом случае человек уже делает следующий шаг: он не только утаивает правдивую информацию, но и подает ложную как истинную. Реальное положение дел скрывается, до партнера доносится заведомо ложная информация.
ФОРМЫВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Устную речь условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает в себя полилог (определяемый как вид равноправного диалогового общения множества людей), диалог, монолог.
Внешняя речь служит для осуществления межличностной коммуникации и, как правило, характеризуется такими качествами, как: персонализм и адресность в процессе общения; спонтанность и непринужденность в условиях непосредственного общения; высокий уровень ситуативности в своей повседневности; эмоциональность. Основными целями внешней речевой коммуникации в повседневном личностно ориентированном общении могут быть как обмен информацией, так и фатическая речь (общение ради общения; ни о чем; о погоде и т.д.). В качестве основного ключевого признака внешней речи можно выделить ее доступность восприятию через слуховой или зрительный канал других людей.
Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внутренняя речь очень сокращена, свернута и почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Объясняется это тем, что смысловые и интерпретационные значения собственной мысли человеку ясны, и поэтому ему не требуется дополнительных развернутых словесных формулировок. Разворачивают внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.
В зависимости от того, употребляется ли для осуществления процесса коммуникации в качестве смысловых кодов звуки или письменные знаки, различают такие разновидности внешней речи, как устная (бытовая разговорная; деловая; специально-профессиональная; сленг и т.д.) и письменная речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.
В процессе произнесения устной речи человек воспринимает слушателей, их вербальную и невербальную реакцию па свои знаковые сигналы — сами слова, их смысл, форму, интерпретацию и пр. Получая быструю обратную связь, он может корректировать, изменять свою дальнейшую речь, подстраивая ее под конкретные условия обратной связи. В дополнение к собственно языковым средствам человек может также использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.
В зависимости от ситуаций общения устная речь приобретает вид диалогической либо монологической речи. Речь, в которой участвуют более двух человек, называется полилогом. В процессе диалога (полилога) люди говорят по очереди. В бытовом разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность диалога определяется высказываниями его участников, их замечаниями и репликами, возражениями или одобрениями. Речь каждого участника диалога поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. В ряде случаев (например, на экзамене) диалог организуется преднамеренно, чтобы выяснить ряд определенных вопросов, и тогда речь носит целенаправленный характер.
Диалогическая речь предъявляет гораздо меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, нежели другие виды внешней речи. В этом случае зачастую предварительная подготовка не требуется, так как собеседники находятся в одинаковой равноправной ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко понимают друг друга. Им не нужно излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушать собеседника, понять его, его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых (невербальных) средств.
Монологическая речь предполагает, что один человек говорит, а другие слушают. Монологическая речь проявляется в различных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и пр. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ее ярко выраженная направленность на слушателя.
Цель такой речи — воздействовать на мнение (отношение, мировоззрение, убеждение и пр.) слушателей, убедить их в чем либо, или повлиять на их информационный уровень либо передать им знания. В связи с этим монологическая речь требует связного изложения мыслей, а также не только предварительной подготовки текстового сообщения выступающего, но и скрупулезного изучения и анализа предполагаемой аудитории. Она требует от говорящего умения логически и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной, доступной и отчетливой форме.
При помощи письменной речи обращаются к отсутствующему человеку, который сможет прочесть написанное только спустя некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает некоторые трудности в структурном (диалоговом) построении письменной речи.
Письменная речь не имеет дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как в устной речи: в ней нельзя использовать ни жесты, ни мимику, ни интонацию, ни паузы, она не предполагает знания ситуации адресатом (кроме компьютерных текстов, когда письменную информационную составляющую сообщения можно эмоционально усилить с помощью специально и заранее оговоренных знаковых символов — «смайликов»). Из доступных средств выделения можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Поэтому письменная речь должна быть раз развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий (мог его понять. С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной речью, есть некоторое преимущество: написанное всегда можно перечитать. Также, в отличие от устной речи, письменная речь позволяет всесторонне, внимательно, скрупулезно и тщательно проработать смысловое содержание текста послания.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ, ПРИЁМЫАКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с аудиторией:
а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;
б) естественность;
в) раскрепощенность;
г) разговорный стиль изложения;
д) свободные жесты и движения.
Зрительный контакт так же необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой оратор не сумеет наладить общение со слушателями.
Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют.
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросс пауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Ораторские приемы
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
• Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
• Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
• Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
• Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
• Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
• Показ практической значимости информации.
• Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
• Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
• Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
• Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
• Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
• Прием апелляции к собственным мыслям.
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы – это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.
Сравнение – один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), об