Мостовыми кранами называются грузоподъемные устройства, предназначенные для горизонтального и вертикального перемещения грузов на небольшие расстояния (в пределах цеха, участка, склада и т.п.).
По грузоподъемности мостовые краны делятся на малые (5 ÷ 10 тонн), средние (10 ÷ 50 тонн) и крупные (50 ÷ 160 тонн).
В каждом мостовом кране имеются как минимум три механизма:
1.Механизм передвижения моста.
2.Механизм передвижения тележки.
3.Механизм подъема (спуска) груза.
Полный цикл работы электропривода механизма крана называется временемцикла
tц = tр + tп, где
tр - суммарное время работы двигателя; tп - суммарное время пауз.
Согласно ПУЭ, время цикла крановых ЭП не должно превышать 600 с (10 мин).
Основные показатели, определяющие режим работы электроприводов крановых механизмов:
1. Продолжительность включения электродвигателя ПВ = ∙ 100%.
Существуют следующие стандартные ПВ: 15%; 25%; 40%; 60%.
2. Число включений двигателя в час Nв (Z) вкл/час.
3. Коэффициент использования по грузоподъемности Кгр = , где
- среднее значение массы груза, перемещаемого за смену;
- номинальная грузоподъемность крана.
В зависимости от этих трех показателей существуют следующие стандартные режимы работы ЭП крановых механизмов:
1. Л - легкий; 3. Т - тяжелый;
2. С - средний; 4. ВТ - весьма тяжелый.
Классификация электроприводов мостовых кранов по режимам работы
Группа режимов | Режим работы | Максимальное число включений в час, Nв макс | ПВ, % | Число включений в час, Nв | Коэффициент использования Кгр |
1м | Л | 0,25-1 | |||
2м | |||||
3м | С | 0,75 | |||
4м | 150-180 | ||||
5м | Т | 240-300 | 0,75-1 | ||
6м | ВТ | Свыше 360 | Свыше 360 |
|
К основному электрооборудованию мостовых кранов относятся:
1. Электрические двигатели;
2. Силовые кулачковые контроллеры;
3. Магнитные контроллеры;
4. Командоконтроллеры (для магнитных контроллеров);
5. Защитные панели;
6. Пускорегулирующие резисторы;
7. Конечные выключатели;
8. Тормозные устройства.
Электродвигатели.
1. Электродвигатели постоянного тока - серий Д и ДП с последовательным и смешанным возбуждением с Uн = 220 В и 440 В; Рн = 2,5 ÷ 185 кВт.
Например: Д12; Д816; ДП401.
2. Электродвигатели переменного тока (асинхронные двигатели):
а) с короткозамкнутым ротором - серий 4А; МТКН, МТКF
б) с фазным ротором - серий 4МТ, МТН, МTF
с Uн = 220 В, 380 В и 500 В; Рн = 1,4 200 кВт.
Например: МТКF-311-8; МТН-512-6, 4А320S4, 4А132М8.
Во всех случаях последняя цифра в названии асинхронного двигателя означает число полюсов.
Основные типы (классификация) кулачковых контроллеров.
Механизм | Электропривод постоянного тока | Электропривод переменного тока |
передвижения | ККП-101, КВ-101 | ККТ-61А, ККТ-62А |
подъема | ККП-102, КВ-102 | ККТ-61А, ККТ-68А |
Основные типы (классификация) магнитных контроллеров.
Механизм | Электропривод постоянного тока | Электропривод переменного тока | Электропривод переменного тока + аппаратура управления постоянного тока |
Подъема | (Д)ПС | (Д) ТС (А) | (Д) КС |
Передвижения | (Д)П | (Д) Т(А) | (Д)К |
Электрооборудование рассчитывается и выбирается в следующей последовательности:
1. Расчет мощности электродвигателя, выбор типа двигателя по каталогу, проверка его на перегрузочную способность и нагрев.
2. Выбор типа контроллера (кулачковый или магнитный).
|
3. Выбор типа командоконтроллера (в случае применения магнитного контроллера).
4. Выбор типа защитной панели (в случае если элементы защитной панели не входят в состав схемы контроллера).
5. Расчет и выбор пускорегулирующих резисторов.
6. Расчет и выбор тормозного устройства.
7. Расчет и выбор питающего кабеля.
8. Выбор конечных выключателей.
Расчет мощности двигателя.
а) статическая мощность на валу двигателя механизма подъема
Рс = (кВт)
б) статическая мощность на валу двигателя механизма передвижения
(кВт), где Ф
(Н) - тяговое усилие на ободе ходового колеса;
mг (т) - масса груза (грузоподъемность крана);
m0 (т) - масса грузозахватного устройства, моста или тележки;
Vп (м/с) -скорость подъема или передвижения;
ηм - КПД механизма;
Dк (м) - диаметр ходового колеса;
dц (м) - диаметр цапфы колеса;
β, f, μ - технологические коэффициенты.
Далее из каталога выбираем двигатель по условию Рн ≥ Рс (если больше, то только на 20%). После этого необходимо проверить двигатель на перегрузочную способность (способность к кратковременным перегрузкам) по условиюМ макс. дв ≥ Ммакс.с,
где Ммакс.с - максимальный статический момент на валу двигателя;
М макс. дв = λм ∙ Мн - максимальный момент двигателя;
λм - кратность перегрузочной способности двигателя;
Мн – номинальный момент двигателя.