Чтобы минимизировать транспортные расходы, используем функцию «Поиск решения » в Excel.
Ограничения по заказам (по ввозу), ограничения по запасам (по вывозу), ограничение по плановым объёмам (план не может быть отрицательным).
.
Рисунок 1. Поиск оптимального решения
Рисунок 4. Результат решения
Результатом решения является план (заполненные плановые ячейки), транспортные расходы (заполненная целевая ячейка), объёмы вывоза от ГО и ввоза ГП (заполненные ячейки с формулами ограничений).
3. Планирование развозочных маршрутов методом Кларка-Райта
При организации перевозок мелкопартионных грузов, развозочный маршрут имеет место, когда автомобиль, приняв груз у одного отправителя, развозит его нескольким получателям, оставляя у каждого какую-то часть груза. Когда же приходится собирать груз у нескольких отправителей и доставлять одному потребителю, то такой маршрут называют сборным. Если
же одновременно автомобиль развозит и собирает мелкие партии грузов, то маршрут называют сборно - развозочным.
При организации таких перевозок необходимо определение рациональной последовательности объезда пунктов, чтобы осуществить перевозки с минимальным пробегом.
Задача планирования перевозок мелкопартийных грузов возникает в случаях, когда грузовместимость используемых автомобилей превышает размер партии груза у грузоотправителя и(или) у грузополучателя.
Для решения задач маршрутизации перевозок мелкопартийных грузов существует 2 группы методов:
- получение точных результатов
- получение приблизительных результатов.
В связи с тем, что применение точных методов ограничено размерностью решаемых задач, то на практике пользуются в основном приблизительным методом.
Идея метода Кларка-Райта заключается в том, что маятниковые маршруты, исходящие из одного пункта ГО, попарно группируются в кольцевые маршруты по принципу получения на каждом максимальных «выигрыша» от этого объединения.
«Выигрыш» от объединения пунктов i и j маршрутов определяется по формуле
, где li,o—кратчайшее расстояние от пункта i до ГО, lo,j— кратчайшее расстояние от ГО до j пункта, li,j— кратчайшее расстояние от пункта i до пункта j.
Смысл «выигрыша» заключен в сокращении пробега автомобилями при замене двух маятниковых маршрутов на кольцевой, состоящий из двух пунктов.
По оценке всех возможных комбинаций объединений пунктов i и j в пары (в таблице оценок), в первую очередь включают в маршрут пару вершин, имеющих максимальное значение в «выигрыше». При следующем шаге подключение производится либо на входе в маршрут (в точке i), либо на выходе из него (в точке j).
В данном случае отыскивается максимальный «выигрыш» в столбце i и в строке j таблицы оценок, в зависимости от которого производят подключение очередного пункта в строящийся фрагмент маршрута.
При построении маршрута осуществляется проверка на удовлетворение ограничения (по грузовместимости автомобиля, времени нахождения в наряде, сроков доставки груза и т.д.). Формирование маршрута заканчивается при исчерпании списка вершин или отсутствия возможности подключения пункта без нарушения заданных ограничений. В последнем случае приступают к построению очередного маршрута. Процедура повторяется до получения всего плана маршрутизации.
На практике обычно задается условие неделимости мелкой партии груза, т.е. в каждом пункте маршрута автомобиль должен совершить лишь одну разгрузку. Алгоритмически это осуществляется вычеркиванием строк и столбцов, а также блокировкой элемента в таблице.
Пример заполнения таблицы «выигрышей»:
f 1-2=4+12-10=6, f 1-6=4+16-12=8,
f 1-3=4+9-7=6, f 1-7=4+12-8=8,
f 1-4=4+8-4=8, f 1-8=4+9-11=2,
f 1-5=4+4-8=0, f 1-9=4+7-5=6,
f 1-10=4+5-7=2.
Таблица «выигрышей»
Таблица № 9
объём груза | ГП | А2 | А3 | А4 | Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Б5 | Б6 | Б7 |
А2 | - | ||||||||||
А3 | - | ||||||||||
А4 | - | ||||||||||
Б1 | - | ||||||||||
Б2 | - | ||||||||||
Б3 | - | ||||||||||
Б4 | - | ||||||||||
Б5 | - | ||||||||||
Б6 | - | ||||||||||
Б7 | - |
Выбираем наибольшее значение из таблицы «выигрышей», равное 24 из ячеек Б3А3 и А3Б3. Потребность в грузе этих ГП Б3= 8 пакетов, А3=2 пакета. У Б3 вывоз составит 8 пакетов, а у А3-2 пакета, так как грузоподъёмность автомобиля равна 10 пакетам. Получим:
М1: ГО- Б3-А3-ГО (8+2)
М2: ГО-Б5-Б4-ГО (7+3)
М3: ГО-Б6-Б4-ГО (6+4)
М4: ГО-Б1-А4-ГО (4+4)
М5: ГО-А2-Б2-Б7- ГО (2+3+4)
Суммарный пробег по маятниковому маршруту составляет
Lм=4+4+8+8+6+16+14+14+12+8=94км
Суммарный пробег по сформированным кольцевым маршрутам составляет 103км. Пробег автомобилей увеличился на 9км.
Заключение
В данной курсовой работе были определены кратчайшие расстояние между ГП и ГО, минимизирована транспортная работа несколькими методами, что в дальнейшем поможет снизить транспортные издержки. Также была составлена система развозочных маршрутов. Транспортная работа составила 1920 т*км.
Вывод: будем использовать маятниковый маршрут, так как у него меньше суммарный пробег.
Благодаря данным действиям транспортное предприятие может минимизировать свои затраты, а, следовательно, и увеличить свою прибыль, что является главной задачей любого предприятия.