Тема 2. Генезис и развитие античной философии.




ФИЛОСОФИЯ

 

РАЗВЕРНУТАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

Новосибирск 2014

 

Методическое пособие разработано канд. филос. наук, доцентом Ф. Ф. Голиковым

 

 

Утверждено методической комиссией

ФВиЗО

май 2014 г.

 

Рецензенты: Г.Д. Лихачев, д-р филос. наук, зав. кафедрой философии и права НГАВТ; Е.Ю. Плешивцева, канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии НГАСУ (Сибстрин).

 

 

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2014

К.Д. Кавелин. Философия всегда и везде сопровождала

умственную жизнь и была ее показателем.

Введение. – Цель предлагаемых методических рекомендаций – информирование студентов заочного факультета НГАСУ о содержании и объеме курса философии. Специфика заочной формы обучения состоит в том, что на аудиторные занятия отводится всего 10 часов. В связи с этим студенты до сессии должны самостоятельно изучить основные вопросы курса с обязательными выписками в тетрадях из учебников, словарей, электронных текстов и рекомендованной литературы. В процессе самостоятельной работы и при подготовке к экзамену необходимо: 1) раскрыть содержание основных понятий по каждой теме как непременное условие мыслить по-философски; 2) дать краткий обзор содержания темы (блока); 3) по выбору (углубленно) подготовить ответы на 2-3 вопроса каждой темы (блока); 4) по выбору (углубленно) раскрыть содержание воззрений 2-3 западноевропейских философов и 2-3 русских философов; 5) по выбору подготовить варианты ответов на интеллектуальные упражнения и на вопросы для размышления.

Учебным планом предусмотрена обязательная подготовка контрольной работы (реферата). Основные требования к написанию рефератов подробно изложены: Методические указания «Философия в системе духовной культуры». Новос.НГАСУ (Сибстрин). Составитель Ф.Ф.Голиков. Контрольная работа оценивается преподавателем по итогам: собеседования на консультациях в течение семестра, выступления на семинарских занятиях; написания аннотации и в исключительных случаях – собеседования на экзамене. Студент, не получивший «зачета» по контрольной работе, не допускается к экзамену.

В соответствии с данной программой, учебной и дополнительной литературой, электронными текстами студент тему реферата выбирает самостоятельно. Памятуя при этом, что контрольная работа должна быть углубленной; например: Философские воззрения одного из западноевропейских или отечественных мыслителей; Индуктивный метод Ф.Бэкона и дедуктивный метод Р.Декарта (сравнительный анализ); Экологическая культура инженера; Кризис человека в современном мире и перспективы его преодоления; Проблемы войны и мира в системе глобальных противоречий; Евразийство о специфике российского общества и др.

К экзаменам предлагаются следующие темы (блоки): 1)Философия: предмет, специфика, структура и роль в жизни человека и общества.; 2)Генезис, развитие и основные проблемы античной философии.; 3)Философия средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения.; 4)Немецкая классическая философия, марксистская философия, постклассическая философия.; 5)Русская философия XI-XVIII вв.; 6)Философско-мировоззренческие идеи в русской художественной литературе.; 7)Русская религиозная философия.; 8)Марксизм в России. Отечественная философия в советский и постсоветский периоды.; 9)Русский космизм как философская проблема; 10)Проблема исторического пути России в русской философии.; 11)Человек как главная философская проблема.; 12)Познавательное отношение человека к миру.; 13)Человек в объективном мире.; 14)Человек в развивающемся мире.; 15)Природа как естественная основа жизнедеятельности человека и общества.; 16)Общество как социально-практический способ бытия человека.; 17)Человек в мире духовной культуры.; 18)Философия науки и техники.; 19)Философия образовании.; 20)Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Тема 1. Философия: предмет, специфика, структура и роль в жизни человека и общества. Основные понятия: мировоззрение, метафилософия, мифология, мир, олицетворение, антропоморфизм, убеждение, абстракция, рефлексия, гносеология, онтология, аксиология, мудрость, методология, функция, антропология, феномен, синкретичность.

Философия – особая разновидность мировоззрения, его теоретическое ядро. Компоненты мировоззрения: обобщенные знания, убеждения, идеалы, нормы, ценности, принципы, чувства и эмоции. Субъекты мировоззрения. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропредставление и миропонимание. Формы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение: возникновение, сущность и основные черты (художественно-образная форма, антропоморфизм, фантастичность, синкретичность). Различие мифологического и философского мировоззрения. Древние мифы и культура, современные мифы.

Философия – «живая душа» культуры, ее сердцевина и стержень. Соотношение философии и науки. Национальные философии (восточная, античная, немецкая, русская). Общее и различие философии, морали и искусства. Философский смысл многих художественных произведений. Соотношение философии и религии в различные исторические эпохи. Философия – любовь к мудрости. Житейская и философская мудрость. Биполярность философии: учение о мире (в отношении к человеку) – философская онтология, учение о человеке (отношении к миру) – философская антропология. Взаимоотношения «человек – мир»: познавательно-практическое отношение – гносеология, праксиология и методология; ценностное отношение – аксиология. Особое место диалектики и истории философии. Философское познание социального мира: философия культуры, морали, религии, искусства, науки и техники.

Относительно самостоятельные философские дисциплины: этика, эстетика, религиоведение, логика. Становление новых философских дисциплин: глобалистики, герменевтики, акменологии (учение о развитии личности), полемологии (учение о войне), философии образования. Философия в известной степени и научна, и этична, и эстетична, и теологична. Специфика философии – наличие «вечных» проблем, выявление универсальных причинно-следственных связей, достижение сущности явления и процессов. Основные черты философского мышления: целостность, критичность, рефлексивность. Философия – это сомнение, удивление и вопрошание. Средства, методы и язык философствования. Функции философии. Гуманистическая направленность философии, всех ее разделов. Социальная незащищенность философии. Примеры вражды к философии, нелюбовь и даже гонения на философов.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для рассуждения.

Советский философ М.К. Мамардашвили: «Я хочу подчеркнуть, что философом является каждый человек – в каком-то затаенном участке своей сущности». Ваше мнение.

Что является предметом мифологии и почему ее относят к числу наивному, «детскому», полуфантастическому мировоззрению?

Сохраняется ли мифологическое мировоззрение в современном общественном сознании?

Какова прогрессивная и регрессивная роль религиозного мировоззрения?

В каком смысле можно говорить о практической роли философии?

Что значит быть настоящим философом? Что для этого нужно знать и уметь? Каков на самом деле философский стиль жизни?

«Философия и поэзия стоят на противоположных вершинах, но говорят одно и то же». Согласны ли вы с утверждением философа М. Хайдеггера?

Ф.М. Достоевский: «Следовательно, философия есть та же поэзия, только высший градус ее!...». Почему «только высший градус ее»?

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫЕЁ РАЗВИТИЯ.

Г. Гегель: «Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще существовать, ни одна из них, следовательно, не исчезнет, а все они сохранились в философии как момент единого целого».

А.Ф. Лосев: «История философии как школа мысли, без которой не может быть полноценной философской культуры, служащей в конечном счёте базой духовной культуры вообще».

 

Краткая характеристика основных этапов исторического развития западноевропейской и русской философии позволит понять специфику философской памяти, преемственности и прогресса, единства и многообразия школ и направлений.

 

Тема 2. Генезис и развитие античной философии.

Основные понятия: натурфилософия, космоцентризм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, софистика, эклектика, гедонизм, скептицизм, апория, логос, атом, майевтика, «эйдос» («идея»), архэ.

– Вам, приступившим к изучению философии, рекомендуем начинать с эллинской (греческой) мысли и глубоко с ней познакомиться. Именно греческая философия позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику и непередаваемую внутреннюю сущность, она дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах, представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, была для древних греков не просто знанием (что преобладает сегодня), а образом мышления. Любовь к мудрости и жизнь неразделимы в эллинском понимании. Именно древние греки утвердили основные категории и понятия; прочертили весь круг философских проблем и вопросов (гносеологических, онтологических, антропологических, диалектических), даже наметили возможные пути их решения. Ф. Энгельс: «… в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».

Раннеантичная (досократическая) философия. - Социокультурные условия возникновения и периоды развития античной философии. Основные черты раннеантичной философии: космоцентризм, «от мифа к Логосу», натурфилософия. Древнегреческие школы (не учебные заведения, а группа мыслителей, объединенных сходными идеями). Один из основных вопросов: «Что есть начало всех вещей», т.е. философская проблема единого и многого, (образно: алфавит - три десятка букв и на их основе миллионы слов; семь нот музыки и необъятный мир звуковой гармонии). Поиски первоначала мирового многообразия (греч.-«Архэ»). Первый философ Милетской школы Фалес: основа всего сущего – вода (не в нынешнем понимании) как некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен: первоначало воздух – из него путем сгущения и разрежения происходят все вещи. Анаксимандр: апейрон - не нечто вещественное, а неопределенное, беспредельное, абстрактное. Пифагор: число – первооснова как уже идеально – бестелесное. Демокрит: учение об атоме – постоянной, вечной, неделимой и неизменной частице, движущейся в пустоте. Соединение атомов – рождение вещей, а разъединение – гибель их.

Среднеантичный (классический) период. - Переход от натурфилософии к антропологическим и гносеологическим проблемам. Заслуга софистов – первых философов – профессионалов. Критика философии софистов: отрицание объективной истины, элементы агностицизма и скептицизма. Сократ – «олицетворение философии» (К.Маркс): разоблачение ложной «мудрости», освобождение от иллюзорного «знания»; в центре философии – человек как моральное существо; познание добра и красоты, блага и человеческого счастья. Открытие ценностей, общих понятий. Рационалистическаяэтика. Основные добродетели: бескорыстие, преданность долгу, мужество, справедливость. Самопознание – «Человек! Познай себя». В целом - от мира природы к миру духа. Проблема диалектики и диалога. Сократический метод: ирония, майевтика, индукция, определение, эвристика. Обвинение и суд. Жизнь и смерть Сократа.

Платон – один из самых великих мыслителей мира, основоположник идеалистической европейской философии: открытие сферы сверхчувственного бытия – мира идей; «красота сама по себе», «доброта сама по себе». Соотношение «мира идей» и «мира вещей» – идеального и материального. Теория познания как припоминания и учение о переселении душ (анамнесис). Проблема идеального государства, сословий, семьи, собственности общественного воспитания. И. Кант, К. Поппер, Б. Рассел о «чарах» Платона, «околдовавшего» философию на много веков вперед.

Аристотель – систематик античной философии, «величайший мыслитель древности» (К. Маркс). Учитель и ученик: ряд аргументов против платоновского понимания идей. Три вида философского знания. О философии и ее предназначении. Учение о материи и форме. Наука – познание реального, а не «запредельного» мира. Три вида души: растительная, животная, душа человека – разумная душа. Человек – общественное животное». О причине, Бог как «неподвижный двигатель всего». Логика – орудие мышления. Принцип «золотой середины». Геоцентрическое учение. Проблема государственного устройства и этики. Энциклопедичность наследия Аристотеля: первое систематизированное изложение философии, начала физики, логики, космологии, этики, эстетики, социальной психологии, риторики. По замыслу Платона и Аристотеля необходима идеальная система образования: воспитание разумного, добродетельного человека, изучение математики, философии, музыки, рисование, гимнастики. Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. Аристотель: «Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души». Актуально!?

Основные школы позднеантичной философии. – Школа Эпикура: гедонистическая этика, знания – для преодоления страха перед Богами, смертью и судьбой. Эпикуреец. Школа киников (Диоген): аскетизм, отказ от богатства и славы. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик): относительность всего, неуверенность, невозможность познания, сомнение. Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий): неприятие эпикурейской этики, идея блага, долга, совести, равенства. Кризис эллинистической философии. Неоплатонизм как переход к религиозной философии средних веков. Завершение античной философии. Гуманистический характер античной философии и ее роль в развитии мировой культуры.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Б. Рассел: Платон и Аристотель – это «самые влиятельные из всех древних, средневековых и современных философов».

Чаще всего первым философом Запада называют древнегреческого философа Фалеса (625-547 гг. до н.э.). Его суждение: «все – из воды, и все превращается в воду» является философским, так как оно: трактует воду не только как генетическое (что было характерно для мифологии), но и как субстанциальное начало, сущность, основу всего. Другие авторы предлагают считать первым философом Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Основание: представление об этическом характере философии, которая у него впервые получает имя – любовь к мудрости, философ – не мудрец, а стремящийся к мудрости. Какова ваша точка зрения?

Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел есть забота высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, тем самым потеряв право называться именем человека – существа разумного, а потому не могущего не размышлять о глобальном и вечном. Актуально ли данное обращение к современным людям и для вас лично?

Почему Сократ сравнивал себя с оводом, который больно жалит спокойно пасующуюся лошадь, не давая ей стоять на месте, медленно тучнеть, жиреть и пропадать зря? Понятно, что такие его «приставания» далеко не всем были по душе, и афиняне решили избавиться от беспокойного философа, который своими вопросами «портил» людям беззаботную жизнь. В чем же обвинили Сократа? Какова его судьба?

Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Ваше мнение.

Как вы поняли знаменитое суждение Аристотеля, ставшее афоризмом: «Платон мне друг, но истина дороже»?

Прокомментируйте слова философов: а)Гераклит: «Многознание уму не научит», «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил, ученик Гераклита и учитель Платона, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти даже единожды. Кто прав? б) Демокрит: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежало сначала властвовать над собой». в) Сократ: «Человек, познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю…». г) Пифагор: «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а недрузей – врагами». д) Ксенофан: «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей». е) Цицирон: «Философия – это культура ума».

Всем хорошо известный такой вид изобразительного искусства, как мозаика: набор цветных стеклышек, из которых можно создать ту или иную комбинацию. Можно ли по аналогии рассудить о гениальной догадке Демокрита об атомах и пустоте?

Тема 3. Западная философия Средневековья. – Основные понятия: теоцентризм, монотеизм, политеизм, теология, универсализм, реализм, теодицея, номинализм, концептуализм, христианство, схоластика, сакрализация, патристика, апологетика, креационизм, томизм, эсхатология, Библия, Бог.

Зарождение и развитие христианской философии. Теоцентризм. Идея Откровения. Философско-нравственные идеи Библии Переход от политеизма к монотеизму. Проблема обоснования бытия бога. Сакрализация и морализация вопросов «душа и тело», «знание и вера», «добро и зло», «смерть и бессмертие», «общества, личность и свобода». Христианская антропология. Западная и восточная патристика. Проблема универсалий в средневековой схоластике. Философия истории. Преобладание догматического мышления. Исповедь – основной жанр средневековой философии. Позднее Средневековье: возникновение еретических учений, проблемы науки, опыта, природы, двойственности истины. Противоречивая оценка философии и культуры Средневековья. Формирование двух типов философской и богословеной культуры.

Интеллектуальные задания и вопросы для размышления.

Социокультурные предпосылки возникновения средневековой философии.

Подробнее раскройте основные философско-мировоззренческие идеи Библии.

Какие идеи и какого философа вам показались оригинальными, интересными и актуальными?

В чем вы видите положительное значение средневековой философии?

Согласны ли вы, что философия утверждается как «служанка богословия»? И вообще философия должна быть «служанкой» чего-либо?

Августин Блаженный о двух противоположенных видах человеческой деятельности: «град земной» и «град Божий».

Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога. Назовите их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: