ФИЛОСОФИЯ
РАЗВЕРНУТАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Новосибирск 2014
Методическое пособие разработано канд. филос. наук, доцентом Ф. Ф. Голиковым
Утверждено методической комиссией
ФВиЗО
май 2014 г.
Рецензенты: Г.Д. Лихачев, д-р филос. наук, зав. кафедрой философии и права НГАВТ; Е.Ю. Плешивцева, канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии НГАСУ (Сибстрин).
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2014
К.Д. Кавелин. Философия всегда и везде сопровождала
умственную жизнь и была ее показателем.
Введение. – Цель предлагаемых методических рекомендаций – информирование студентов заочного факультета НГАСУ о содержании и объеме курса философии. Специфика заочной формы обучения состоит в том, что на аудиторные занятия отводится всего 10 часов. В связи с этим студенты до сессии должны самостоятельно изучить основные вопросы курса с обязательными выписками в тетрадях из учебников, словарей, электронных текстов и рекомендованной литературы. В процессе самостоятельной работы и при подготовке к экзамену необходимо: 1) раскрыть содержание основных понятий по каждой теме как непременное условие мыслить по-философски; 2) дать краткий обзор содержания темы (блока); 3) по выбору (углубленно) подготовить ответы на 2-3 вопроса каждой темы (блока); 4) по выбору (углубленно) раскрыть содержание воззрений 2-3 западноевропейских философов и 2-3 русских философов; 5) по выбору подготовить варианты ответов на интеллектуальные упражнения и на вопросы для размышления.
Учебным планом предусмотрена обязательная подготовка контрольной работы (реферата). Основные требования к написанию рефератов подробно изложены: Методические указания «Философия в системе духовной культуры». Новос.НГАСУ (Сибстрин). Составитель Ф.Ф.Голиков. Контрольная работа оценивается преподавателем по итогам: собеседования на консультациях в течение семестра, выступления на семинарских занятиях; написания аннотации и в исключительных случаях – собеседования на экзамене. Студент, не получивший «зачета» по контрольной работе, не допускается к экзамену.
|
В соответствии с данной программой, учебной и дополнительной литературой, электронными текстами студент тему реферата выбирает самостоятельно. Памятуя при этом, что контрольная работа должна быть углубленной; например: Философские воззрения одного из западноевропейских или отечественных мыслителей; Индуктивный метод Ф.Бэкона и дедуктивный метод Р.Декарта (сравнительный анализ); Экологическая культура инженера; Кризис человека в современном мире и перспективы его преодоления; Проблемы войны и мира в системе глобальных противоречий; Евразийство о специфике российского общества и др.
К экзаменам предлагаются следующие темы (блоки): 1)Философия: предмет, специфика, структура и роль в жизни человека и общества.; 2)Генезис, развитие и основные проблемы античной философии.; 3)Философия средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения.; 4)Немецкая классическая философия, марксистская философия, постклассическая философия.; 5)Русская философия XI-XVIII вв.; 6)Философско-мировоззренческие идеи в русской художественной литературе.; 7)Русская религиозная философия.; 8)Марксизм в России. Отечественная философия в советский и постсоветский периоды.; 9)Русский космизм как философская проблема; 10)Проблема исторического пути России в русской философии.; 11)Человек как главная философская проблема.; 12)Познавательное отношение человека к миру.; 13)Человек в объективном мире.; 14)Человек в развивающемся мире.; 15)Природа как естественная основа жизнедеятельности человека и общества.; 16)Общество как социально-практический способ бытия человека.; 17)Человек в мире духовной культуры.; 18)Философия науки и техники.; 19)Философия образовании.; 20)Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
|
Тема 1. Философия: предмет, специфика, структура и роль в жизни человека и общества. Основные понятия: мировоззрение, метафилософия, мифология, мир, олицетворение, антропоморфизм, убеждение, абстракция, рефлексия, гносеология, онтология, аксиология, мудрость, методология, функция, антропология, феномен, синкретичность.
Философия – особая разновидность мировоззрения, его теоретическое ядро. Компоненты мировоззрения: обобщенные знания, убеждения, идеалы, нормы, ценности, принципы, чувства и эмоции. Субъекты мировоззрения. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропредставление и миропонимание. Формы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение: возникновение, сущность и основные черты (художественно-образная форма, антропоморфизм, фантастичность, синкретичность). Различие мифологического и философского мировоззрения. Древние мифы и культура, современные мифы.
|
Философия – «живая душа» культуры, ее сердцевина и стержень. Соотношение философии и науки. Национальные философии (восточная, античная, немецкая, русская). Общее и различие философии, морали и искусства. Философский смысл многих художественных произведений. Соотношение философии и религии в различные исторические эпохи. Философия – любовь к мудрости. Житейская и философская мудрость. Биполярность философии: учение о мире (в отношении к человеку) – философская онтология, учение о человеке (отношении к миру) – философская антропология. Взаимоотношения «человек – мир»: познавательно-практическое отношение – гносеология, праксиология и методология; ценностное отношение – аксиология. Особое место диалектики и истории философии. Философское познание социального мира: философия культуры, морали, религии, искусства, науки и техники.
Относительно самостоятельные философские дисциплины: этика, эстетика, религиоведение, логика. Становление новых философских дисциплин: глобалистики, герменевтики, акменологии (учение о развитии личности), полемологии (учение о войне), философии образования. Философия в известной степени и научна, и этична, и эстетична, и теологична. Специфика философии – наличие «вечных» проблем, выявление универсальных причинно-следственных связей, достижение сущности явления и процессов. Основные черты философского мышления: целостность, критичность, рефлексивность. Философия – это сомнение, удивление и вопрошание. Средства, методы и язык философствования. Функции философии. Гуманистическая направленность философии, всех ее разделов. Социальная незащищенность философии. Примеры вражды к философии, нелюбовь и даже гонения на философов.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для рассуждения.
Советский философ М.К. Мамардашвили: «Я хочу подчеркнуть, что философом является каждый человек – в каком-то затаенном участке своей сущности». Ваше мнение.
Что является предметом мифологии и почему ее относят к числу наивному, «детскому», полуфантастическому мировоззрению?
Сохраняется ли мифологическое мировоззрение в современном общественном сознании?
Какова прогрессивная и регрессивная роль религиозного мировоззрения?
В каком смысле можно говорить о практической роли философии?
Что значит быть настоящим философом? Что для этого нужно знать и уметь? Каков на самом деле философский стиль жизни?
«Философия и поэзия стоят на противоположных вершинах, но говорят одно и то же». Согласны ли вы с утверждением философа М. Хайдеггера?
Ф.М. Достоевский: «Следовательно, философия есть та же поэзия, только высший градус ее!...». Почему «только высший градус ее»?
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫЕЁ РАЗВИТИЯ.
Г. Гегель: «Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще существовать, ни одна из них, следовательно, не исчезнет, а все они сохранились в философии как момент единого целого».
А.Ф. Лосев: «История философии как школа мысли, без которой не может быть полноценной философской культуры, служащей в конечном счёте базой духовной культуры вообще».
Краткая характеристика основных этапов исторического развития западноевропейской и русской философии позволит понять специфику философской памяти, преемственности и прогресса, единства и многообразия школ и направлений.
Тема 2. Генезис и развитие античной философии.
Основные понятия: натурфилософия, космоцентризм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, софистика, эклектика, гедонизм, скептицизм, апория, логос, атом, майевтика, «эйдос» («идея»), архэ.
– Вам, приступившим к изучению философии, рекомендуем начинать с эллинской (греческой) мысли и глубоко с ней познакомиться. Именно греческая философия позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику и непередаваемую внутреннюю сущность, она дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах, представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, была для древних греков не просто знанием (что преобладает сегодня), а образом мышления. Любовь к мудрости и жизнь неразделимы в эллинском понимании. Именно древние греки утвердили основные категории и понятия; прочертили весь круг философских проблем и вопросов (гносеологических, онтологических, антропологических, диалектических), даже наметили возможные пути их решения. Ф. Энгельс: «… в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».
Раннеантичная (досократическая) философия. - Социокультурные условия возникновения и периоды развития античной философии. Основные черты раннеантичной философии: космоцентризм, «от мифа к Логосу», натурфилософия. Древнегреческие школы (не учебные заведения, а группа мыслителей, объединенных сходными идеями). Один из основных вопросов: «Что есть начало всех вещей», т.е. философская проблема единого и многого, (образно: алфавит - три десятка букв и на их основе миллионы слов; семь нот музыки и необъятный мир звуковой гармонии). Поиски первоначала мирового многообразия (греч.-«Архэ»). Первый философ Милетской школы Фалес: основа всего сущего – вода (не в нынешнем понимании) как некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен: первоначало воздух – из него путем сгущения и разрежения происходят все вещи. Анаксимандр: апейрон - не нечто вещественное, а неопределенное, беспредельное, абстрактное. Пифагор: число – первооснова как уже идеально – бестелесное. Демокрит: учение об атоме – постоянной, вечной, неделимой и неизменной частице, движущейся в пустоте. Соединение атомов – рождение вещей, а разъединение – гибель их.
Среднеантичный (классический) период. - Переход от натурфилософии к антропологическим и гносеологическим проблемам. Заслуга софистов – первых философов – профессионалов. Критика философии софистов: отрицание объективной истины, элементы агностицизма и скептицизма. Сократ – «олицетворение философии» (К.Маркс): разоблачение ложной «мудрости», освобождение от иллюзорного «знания»; в центре философии – человек как моральное существо; познание добра и красоты, блага и человеческого счастья. Открытие ценностей, общих понятий. Рационалистическаяэтика. Основные добродетели: бескорыстие, преданность долгу, мужество, справедливость. Самопознание – «Человек! Познай себя». В целом - от мира природы к миру духа. Проблема диалектики и диалога. Сократический метод: ирония, майевтика, индукция, определение, эвристика. Обвинение и суд. Жизнь и смерть Сократа.
Платон – один из самых великих мыслителей мира, основоположник идеалистической европейской философии: открытие сферы сверхчувственного бытия – мира идей; «красота сама по себе», «доброта сама по себе». Соотношение «мира идей» и «мира вещей» – идеального и материального. Теория познания как припоминания и учение о переселении душ (анамнесис). Проблема идеального государства, сословий, семьи, собственности общественного воспитания. И. Кант, К. Поппер, Б. Рассел о «чарах» Платона, «околдовавшего» философию на много веков вперед.
Аристотель – систематик античной философии, «величайший мыслитель древности» (К. Маркс). Учитель и ученик: ряд аргументов против платоновского понимания идей. Три вида философского знания. О философии и ее предназначении. Учение о материи и форме. Наука – познание реального, а не «запредельного» мира. Три вида души: растительная, животная, душа человека – разумная душа. Человек – общественное животное». О причине, Бог как «неподвижный двигатель всего». Логика – орудие мышления. Принцип «золотой середины». Геоцентрическое учение. Проблема государственного устройства и этики. Энциклопедичность наследия Аристотеля: первое систематизированное изложение философии, начала физики, логики, космологии, этики, эстетики, социальной психологии, риторики. По замыслу Платона и Аристотеля необходима идеальная система образования: воспитание разумного, добродетельного человека, изучение математики, философии, музыки, рисование, гимнастики. Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. Аристотель: «Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души». Актуально!?
Основные школы позднеантичной философии. – Школа Эпикура: гедонистическая этика, знания – для преодоления страха перед Богами, смертью и судьбой. Эпикуреец. Школа киников (Диоген): аскетизм, отказ от богатства и славы. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик): относительность всего, неуверенность, невозможность познания, сомнение. Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий): неприятие эпикурейской этики, идея блага, долга, совести, равенства. Кризис эллинистической философии. Неоплатонизм как переход к религиозной философии средних веков. Завершение античной философии. Гуманистический характер античной философии и ее роль в развитии мировой культуры.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
Б. Рассел: Платон и Аристотель – это «самые влиятельные из всех древних, средневековых и современных философов».
Чаще всего первым философом Запада называют древнегреческого философа Фалеса (625-547 гг. до н.э.). Его суждение: «все – из воды, и все превращается в воду» является философским, так как оно: трактует воду не только как генетическое (что было характерно для мифологии), но и как субстанциальное начало, сущность, основу всего. Другие авторы предлагают считать первым философом Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Основание: представление об этическом характере философии, которая у него впервые получает имя – любовь к мудрости, философ – не мудрец, а стремящийся к мудрости. Какова ваша точка зрения?
Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел есть забота высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, тем самым потеряв право называться именем человека – существа разумного, а потому не могущего не размышлять о глобальном и вечном. Актуально ли данное обращение к современным людям и для вас лично?
Почему Сократ сравнивал себя с оводом, который больно жалит спокойно пасующуюся лошадь, не давая ей стоять на месте, медленно тучнеть, жиреть и пропадать зря? Понятно, что такие его «приставания» далеко не всем были по душе, и афиняне решили избавиться от беспокойного философа, который своими вопросами «портил» людям беззаботную жизнь. В чем же обвинили Сократа? Какова его судьба?
Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Ваше мнение.
Как вы поняли знаменитое суждение Аристотеля, ставшее афоризмом: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Прокомментируйте слова философов: а)Гераклит: «Многознание уму не научит», «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил, ученик Гераклита и учитель Платона, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти даже единожды. Кто прав? б) Демокрит: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежало сначала властвовать над собой». в) Сократ: «Человек, познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю…». г) Пифагор: «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а недрузей – врагами». д) Ксенофан: «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей». е) Цицирон: «Философия – это культура ума».
Всем хорошо известный такой вид изобразительного искусства, как мозаика: набор цветных стеклышек, из которых можно создать ту или иную комбинацию. Можно ли по аналогии рассудить о гениальной догадке Демокрита об атомах и пустоте?
Тема 3. Западная философия Средневековья. – Основные понятия: теоцентризм, монотеизм, политеизм, теология, универсализм, реализм, теодицея, номинализм, концептуализм, христианство, схоластика, сакрализация, патристика, апологетика, креационизм, томизм, эсхатология, Библия, Бог.
Зарождение и развитие христианской философии. Теоцентризм. Идея Откровения. Философско-нравственные идеи Библии Переход от политеизма к монотеизму. Проблема обоснования бытия бога. Сакрализация и морализация вопросов «душа и тело», «знание и вера», «добро и зло», «смерть и бессмертие», «общества, личность и свобода». Христианская антропология. Западная и восточная патристика. Проблема универсалий в средневековой схоластике. Философия истории. Преобладание догматического мышления. Исповедь – основной жанр средневековой философии. Позднее Средневековье: возникновение еретических учений, проблемы науки, опыта, природы, двойственности истины. Противоречивая оценка философии и культуры Средневековья. Формирование двух типов философской и богословеной культуры.
Интеллектуальные задания и вопросы для размышления.
Социокультурные предпосылки возникновения средневековой философии.
Подробнее раскройте основные философско-мировоззренческие идеи Библии.
Какие идеи и какого философа вам показались оригинальными, интересными и актуальными?
В чем вы видите положительное значение средневековой философии?
Согласны ли вы, что философия утверждается как «служанка богословия»? И вообще философия должна быть «служанкой» чего-либо?
Августин Блаженный о двух противоположенных видах человеческой деятельности: «град земной» и «град Божий».
Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога. Назовите их.