Основные понятия: гуманизм, натурфилософия, антропоцентризм, секуляризация, геоцентризм, гелиоцентризм, пантеизм, антисхоластика, деизм, титанизм, утопия, апокалипсис.
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: кризис феодализма и церкви, развитие производства, науки и техники, географические открытия, повышение уровня образования. Возрождение интереса к античной философии и культуре. Черты философии эпохи Возрождения: отрицание «книжной мудрости», антицерковность, антисхоластичность; формирование нового мировоззрения, от теоцентризма к антропоцентризму; тесная связь с естествознанием; обращенность к искусству и гуманитарным знаниям. Влияние на развитие философии идей гуманизма. Леонардо да Винчи: свои творения – произведения живописи, архитектуры и скульптуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящает человеку.
У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери - «Божественная комедия», философские трактаты «Пир», «Монархия»: основы гуманистического учения о человеке, его земное предназначение, двоякая-смертная и бессмертная природа человека. Великий итальянский поэт, «первый гуманист» Ф. Петрарка – памфлет «О своем и чужом невежестве»: программа критики всей системы средневековой философии и культуры. Воспевание индивидуальной любви – сонеты поэта (образ Лауры). Э.Роттердамский - блистательный антисхоластический, сатирический памфлет «Похвала глупости»: критика формализма, догматической религиозности, выражение гуманизма. Дж. Пико делла Мирандола – «Речь о достоинстве человека»: учение о человеческой свободе, человек как творец самого себя, своей интеллектуальной и духовной сущности. Проблема этики, эстетики, государства, культа личности, бюрократизма, насилия, средств достижения политической власти (Н. Макиавелли «Государь»; М.Монтень «Опыты»). Социально-утопические модели будущего идеального государства (Т.Мор «Утопия»; Т. Кампанелла «Город Солнца»).
|
Натурфилософия эпохи Возрождения: взаимосвязь философии и естествознания. Леонардо да Винчи: поразительная разносторонность таланта, создание нового метода познания – опыт против «наития», фактическое отрицание теологии, авторитета Священного писания; «наука – полководец, практика – солдаты… Всегда практика должна быть воздвинута на хорошей теории». Н. Кузанский – выдающийся представитель пантеистической философии: сближение Бога и природы; человек-часть природы, единое и многое, конечность и бесконечность; Земля-Вселенная-центр. Г.Галилей: призыв к изучению природы опытным путём на основе математики и механики. Ф. Энгельс: открытие Н. Коперника «явилось революционным актом… Отсюда начинает своё летоисчисление освобождения естествознания от теологии». Д. Бруно: Вселенная – едина, бесконечна, не сотворена; вся природа существенна и движет саму себя – полное отождествление Бога и природы, отсутствие во Вселенной фиксированного центра; противник церковных догматов. Дальнейшее развитие гелиоцентрической идеи Н. Коперника.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
Пико делла Мирандола: «Нет образованного человека без осведомленности в изящной словесности, но без посвященности в философию нет человека…Бог не определил человеку места в иерархии, чтобы «и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воли и твоему решению сформировать себя сам как свободный и славный мастер, человек может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния».
|
Какие произведения великих художников, скульпторов и архитекторов вам известны и наиболее близки? За что вы их цените?
Боккаччо «Декамерон»: сатирическое изображение развратного духовенства и тунеядства дворянства, прославление пытливого разума и кипучей энергии горожан.
Рассуждения Н. Коперника и Д. Бруно о центре Вселенной. Кто прав?
Особо обратим внимание на то, что в условиях утверждения нового мировоззрения, развития культуры заметно мощное идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. Так, в 1542г. папа Павел III благословил святую службу – суд Инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усиление католической реакции в середине XVIв.: придание анафеме (церковное проклятие, отлучение от церкви), введение церковной цензуры; создание ордена иезуитов: упрочение папства и католицизма, борьба с Реформацией и ересями, цель оправдывает средства – любые преступления ради славы божьей. Иезуит – человек лукавый, коварный и двуличный. Гонениям подвергались не только выдающиеся мыслители Возрождения (Д. Бруно, Г. Галилей, Т. Кампанелла), но и многие простые люди: в Европе разворачивается «охота на ведьм», в прямом и переносном смысле этого слова.
|
Такова эпоха Возрождения - титаническая по своим культурным и научным достижениям и замыслам, но и полная суеверий, авантюризма, апокалипсических пророчеств, глубоких социальных конфликтов и потрясений. К сожалению, в учебниках, философских словарях и методических пособиях об этом не пишут. А зря!
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Основные понятия: субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, метафизический метод, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, «идолы» (или «призраки»), дедуктивизм, индуктивизм, «врожденные идеи», «чистая доска».
Социокультурные предпосылки философии Нового времени. Научная революция и принцип наукоцентризма. Механистический материализм. Метафизический (антидиалектический) метод. Критика схоластики. Проблемы гносеологии и методологии. Субъективно-идеалистические тенденции. В. Бэкон – родоначальник новой философии: индуктивизм; знание – сила, экспериментальная наука; эмпирическое философствование. Основные источники заблуждений («идолов»), пути их преодоления. «Новая Атлантида» - утопия идеального государства. Р. Декарт: дедуктивизм, рационализм, проблема метода и достижения истины, причинности, сомнения; учение о «врожденных идеях». Дж. Локк: критика «врожденных идей», «чистая доска», виды опыта, рефлексивность. Деистические и пантеистические тенденции.
Распространение идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности человеческого разума и здравого смысла. Разумное образование и воспитание – условие совершенствования человека, по своей природе доброго. Человек есть машина (Ж. Ламетри). Проблема социальной философии: географический детерминизм, идея природного равенства людей, учение естественных прав человека; концепция общественного договора; разделение государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная); философия истории (Вольтер); руссоизм; проблемы собственности.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
Что изменилось в философии в эпоху Возрождения и Нового времени?
Порассуждайте о «врожденных идеях» Р. Декарта и «чистой доске» Д. Локка.
Как вы относитесь к мыслям Ж. Ж. Руссо о науке, противоречиях цивилизации и преимуществах естественной жизни?
Ваше отношение к утверждениям Т.Гоббса: вера в Бога только плод воображения; «человек человеку – волк», «война всех против всех».
Тема 6. Немецкая классическая философия. Основные понятия: рационалистичность, априори, апостериори, антиномия, «категорический императив», панлогизм, абсолютная идея, объективный идеализм, тезис, антитезис, синтез, универсальный, антропологический материализм, максима.
Социокультурные предпосылки возникновения немецкой классической философии, ее основные особенности. Понимание сущности и предназначения философии. И.Кант: докритический и критический периоды в его творчестве. Проблемы гносеологии: границы познания, «вещь в себе» априорное и апостериорное знание, антиномии; «чистый разум и переход к практическому». Учение о «категорическом императиве». Проблемы истины, добра и красоты, долженствования и свободы. Моральное истолкование религии. Государство и гражданское общество. Проблема войны и мира, образования и воспитания. Теоретическое и практическое значение философско-мировоззренческих взглядов И.Канта.
Г. Гегель – великий систематик и диалектик. Объективный идеализм. Познание как самопознание. Тождество бытия и мышления. Этапы развития Абсолютной идеи: тезис (логика), антитезис (философия природы) и синтез (философия духа): субъективный дух (человек), объективный дух (общество) и абсолютный дух (искусство, религия и философия). «Якобы возврат». Диалектический метод: противоречие, количество и качество, мера, скачок, отрицание, преемственность. Противоречие между системой и методом. О соотношении философии, религии и науки. Проблемы государства и гражданского общества, России – Запада – Востока, образования и воспитания. Философия Гегеля и современность.
Философия Л. Фейербаха: критика идеализма Гегеля. Проблема материи, сознания, движения, пространства и времени. Родоначальник антропологического материализма. Человек – единственный, универсальный и высший предмет новой философии. Подлинная сущность человека: разум, воля и сердце. О жизни, смерти и бессмертии. О сущности, корнях, причинах и социальной роли религии. Любовь к человеку – любовь к Богу, вера в человека – вера в Бога. «Новая религия» - «религия любви». Критика раболепства, деспотизма, ханжества, лицемерия, бескультурья. Социологические взгляды Л. Фейербаха. Философия Л. Фейербаха и развитие мировой и русской философии.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
В чем сущность космической гипотезы Канта?
Кант об антиномичности разума. Приведите примеры.
И. Кант: нет ничего более ценного, чем звездное небо над нами и нравственный закон в нас. Он выдвинул три максимы категорического императива: «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом». Назовите другие.
Как актуально звучит мысль Канта о вечном мире, средствах его достижения: активное сотрудничество между народами, федерализм свободных государств, честная политика, основанная на взаимном доверии. «Честность лучше всякой политики».
И.Фихте: «Совесть не ошибается… она сама – судья всех убеждений и не признает над собой высшего судьи».
В чем вы видите противоречие между метафизической системой и диалектическим методом в философии Г. Гегеля? Что такое триада Гегеля? Нарисуйте ее схему.
Л. Фейербах: Моё учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. Человеческая сущность налицо только в общении человека с человеком.
По Л. Фейербаху, если воображение является матерью «религии, то нужда – ее отец». Религиозное чудо имеет свое основание не во внешней природе, но в человеке… религиозные чудеса происходят тогда, когда есть нужда, когда человек хочет быть избавленным от какого-либо зла… от которого не может быть избавлен… атеизм отрицает существо, отвлеченное от человека, которое называется Богом, чтобы на его место поставить в качестве истинного действительное существо человека… мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу… единственным Богом человека является человек». Девиз Л. Фейербаха: «Ничто человеческое мне не чуждо».
Тема 7. Марксистская философия. - Основные понятия: отчуждение, практика, базис, надстройка, цивилизация, неомарксизм, формация, волюнтаризм, абстракт, фатализм.
Социально – политические, научные и культурные предпосылки возникновения марксистской философии. От диалектики Гегеля и от материализма Фейрбаха к диалектическому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса. О предмете философии и ее критической и практической роли. Материалистическая онтология: проблемы бытия, материи, движения, пространства и времени. Законы, категории и принципы диалектики. Человек, общество и природа. Внешний и внутренний мир. Материалистическое понимание истории. Материальное и духовное, общественное бытие и общественное сознание. Концепция отчужденного труда и частной собственности. Общественно – экономическая формация. Объективные условия и субьективный фактор. О роли народных масс и личности в истории. Фатализм и волюнтаризм. Человек – высшая социальная ценность. Марксизм: «за» и «против». Плюрализм позиций внутри марксистской философии.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
Отношение К. Маркса и Ф. Энгельса гегелевской философии и к антропологическому материализму Л. Фейербаха.
К. Маркс: «философы не вырастают как грибы из земли, они – продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях… Философия представляет собой живую душу культуры».
К. Маркс: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием; материальная сила должна опрокинута материальной же силой, но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
О каком периоде истории К. Маркс писал: «новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят»?
Тема 8. Постклассическая философия. Кризис классической философии. Многообразие школ, направлений и концепций постклассической философии второй половины XIX и XX вв. Иррационализм. Философия жизни. А. Шопенгауэр: философия волюнтаризма и пессимизма. Ф. Ницще: «переоценка ценностей», критика христианства, «Бог умер», символизм, борьба за существование, воля к власти, идея «сверхчеловека». Интуитивизм А. Бергсона. Позитивизм: возникновение и основные этапы его развития. О. Конт – основоположник классического позитизма. Неопозитизм и постпозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, Б. Рассел, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). Предшественики экзистенциализма (С. Къеркегор, Ф. М. Достоевский, Э. Гуссерль). Экзистенциализм в России и на Западе (Н. А.Бердяев, Л. И. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сарт, А. Камю). Философские аспекты психоанализа и неофрейдизма (З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг). Неотомизм –философия современного католицизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон): классическое и неоклассическое содержание. Философия герменевтики: школа и метод (Х. Г. Гадамер, Ф. Шлеймахер, В. Дильтей, П. Рикер). Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Деррида). Философия в эпоху постмодернизма (Ж. Ф. Лиотар, Р. Рорти, П. Козловски). Краткая характеристика экзотерической философии, повышенный интерес к восточной философии (от буддизма до йоги и суфизма). Перспектива развития философии XXI века.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
Не могли бы Вы привести примеры философской направленности романов, рассказов и пьес А. Камю и Ж. П. Сартра.
Почему Э. Фромм говорит о «больном» обществе? И как вы поняли его тезис - «иметь или быть»?
Почему философия прагматизма получила свое распространение в США и популярна среди американцев?
Тема 9. Русская философия (XI-XVIII вв.). - Полемика о времени возникновения, периодизации, национальной событности, особенностях и традициях. Русская философия – одна из составных частей мировой философии (наличие общих онтологических, гносеологических, аксиологических проблем, «вечных вопросов», понятий и принципов), в то же время она – концентрированное выражение духовного опыта нации, «живая душа» русской культуры. Традиции русской философии: целостное рассмотрение всех духовных сил человека (чувственно-эмоциональных, рациональных, иррациональных, религиозных, нравственных и эстетических), свободы личности и смысла жизни. А.Ф. Лосев: «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики».
Оригинальный и нерасторжимый синтез русской философско-мировоззренческой мысли с литературой и искусством. С.Л. Франк: «Философия истории и социальная философия – вот главные темы русской философии» - поиск самобытных путей развития России. Проблема правды в творчестве философов и представителей культуры. Правда как единство Истины, Добра и Красоты. Правда – это нравственное основание жизни, духовная сущность бытия. Ее поиск для того, чтобы «преобразить мир, очиститься и спастись». С.Л. Франк: правда – слово ключевое, в нем тайна и смысл национальной русской философии. Специфика языка и стиля философствования. Характерные особенности взаимоотношений русской, западной и восточной философии.
Отечественная философско-мировоззренческая мысль Древней Руси. – Социокультурные предпосылки возникновения и развития: славянская мифология, христианизация, болгарская книжность, специфическая взаимосвязь с мировой философией. Особенности: художественный способ философствования (письма, поучения, религиозные тексты, молитвы), связь с публицистикой, изобразительным искусством, идеями утопизма. XI век – первые философско-мировоззренческие сочинения. «Слово о Законе и Благодати», «Молитва» Киевского митрополита Илариона: глубокие размышления о судьбе Руси, славянских народов; проблема человека, добра и свободы, государства и политической власти; роль нравственных принципов и закона; противопоставление языческих и христианских богов; сравнительный анализ «Ветхого» и «Нового» заветов, глубокий смысл молитвы.
«Поучение» Владимира Мономаха: мудрость и ее предназначение; кодекс правил поведения (остерегаться лжи, пьянства и блуда – от того душа погибнет и тело; осуждение тунеядства и лицемерия); страх Божий имейте превыше всего. «Русская правда». «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»: проблема единства, становления, национальной независимости и величия русского государства. «Моление» Даниила Заточника: воспевание разума и мудрости, человеческой добродетели; противопоставление учености и справедливости богатству, внешнему блеску, необразованности боярства и лицемерию духовенства. «Пчела» (XIIIв.): сборник отрывков из трудов Демокрита, Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура. «Диалектика» византийского философа и богослова И. Дамаскина – единственный учебник по философии и логике на Руси вплоть до XVIIв. Согласно летописи: Митрополит Климент Смолятич – «книжник» и «философ», равного которому в русской земле не бывает.
Философско-мировоззренческая мысль Московской Руси. – Распространение различных еретических движений в XIV-XVвв. Сергий Радонежский: жизнь, религиозно-философские воззрения. А. Рублев – русский мыслитель, иконописец (по меткому замечанию русского философа Е.Н. Трубецкого, иконы А. Рублева – «Это мировоззрение в красках»). Проблемы духовной и светской власти, собственности в противоборстве «иосифлян» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский). «Предание» и «Устав» Н. Сорского – один из первых опытов самобытной философско-антропологической мысли. Концепция «Москва –третий и последний Рим» псковского монаха Филофея (первая половина XVIв.): проблема христианского мира, спасение славянских народов, обоснования самодержавия. Тенденция европеизации духовной жизни Руси в XVI-XVIIвв. Жизнь, общественно-литературно-публицистическая деятельность и морально-философские воззрения М.Грека. «Политика» Ю. Крижанича: антисхоластицизм, развитие человека, возвышение России как оплота славянства; экономика, политика, этика; распространение просвещения. Первые высшие учебные заведения: Киевско-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская академии.
Русская философия XVIIIв. – Процесс европеизации России (реформы Петра I) и секуляризация общественно-культурной жизни страны. Смена идеалов: от «Святой Руси» к «Великой Руси». Открытие Московского университета (1755). Преодоление схоластики. Первые пропагандисты научного знания и философской мысли (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир). Социофилософские, натуралистические, нравственные, богословские, пантеистические тенденции XVIIIв.
М.В. Ломоносов (1711-1765) – русский ученый – энциклопедист, философ, поэт и просветитель. – «Корпускулярная философия»; онтологические (о материи, движении и форме), гносеологические (факты, гипотеза, научная теория) проблемы. О научных и религиозных методах. Цельность, гармония и величие Природы. Деизм. О Боге и Священном Писании. Отношение к церкви. Основатель светского образования. Высшая культура мышления, неутомимая любознательность. А.С. Пушкин о творчестве М.В. Ломоносова, В.И. Вернадский (1911) о Ломоносове: «Не только великого русского ученого, на и одного из передовых творцов человеческой мысли».
Г.С. Сковорода (1722-1794) – русско-украинский поэт, просветитель, по мнению В.В. Зеньковского, «первый философ на Руси в точном смысле слова»; Н.О. Лосский уклончиво – «любитель философии»: дуалистические колебания, Бог – природа – человек; поиски новой религии «любви и добродетели»; критика официальной церкви, тунеядства и невежества священников; отрицание буржуазных отношений, власти вещей, корыстолюбия, алчности, душевной опустошенности («Не пойду в город богатый, я буду на полях жить»). Простая форма спасения и каждой личности, и всего человечества: ограниченные материальные потребности и безграничные - духовные («пусть другие позаботятся о золоте и почестях….Я им не завидую, лишь бы у меня были духовные богатства». Часто его называют «Русским Сократом».
А.Н. Радищев (1749-1802) – писатель, философ: натурфилософия, гуманизм, свобода и справедливость; о человеке – душе, теле, уме, духе, смерти и бессмертии; состояние культуры, образования, быта России; антикрепостнические взгляды, самодержавие – «наипротивнейшее человеческому естеству состояние», о вольности и народной революции и утверждение: «Человек человеку – друг…». А.Н. Радищев – оригинальный, благородный, смелый и добросовестный мыслитель. Трагическая судьба.
Тема 10. Философско-мировоззренческие идеи в русской художественной литературе XIXв. Русская художественная литература – истинно самобытная, блестящая философия «в красках слова». Русская философия поэтична, а поэзия философична. А.Ф. Лосев: среди русских очень мало «чистых» философов. Они есть, они гениальны, но зачастую приходится их искать среди литераторов. Художественная литература является «кладезем» самобытной русской философии. «В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творчестве Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы… И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но и философскими и гениальными".
А.С. Пушкин – поэт, писатель, историк и философ. Интерес к русской и мировой философии, оценка немецкой классической философии. Размышления о ценности бытия, вечности и мгновения истины и красоты, о творчестве и внутренней свободе. Образ человека, лицо и душа русского народа. Обращение к истории России, осмысление ее настоящего и будущего. Отношение к американизму: эгоизм, страсть к комфорту, подавление всего возвышенного. Человек и природа. Творчество А.С. Пушкина и современность.
Ф.М. Достоевский – писатель-реалист, тончайший психолог и мыслитель. Критика буржуазной цивилизации. Размышления о судьбе России, богоизбранности русского народа, его мессианской роли в спасении всего человечества. Один из основателей нравственной философии: двойственность природы человека (темное и светлое, добро и зло); идеал – кротость и миролюбие, очищение человека через страдания; свободная воля и ответственность личности. Непоследовательность и противоречивость воззрений Достоевского. Философские идеи Достоевского и их роль в развитии русской и мировой культуры.
Социофилософские идеи Л.Н. Толстого. Проблемы общественно-исторического развития и судьбы России. Вопросы о движущих силах истории, роли народных масс и великих личностей, о свободе и необходимости и моральных факторах. Протест против общественного зла, отношение к частной собственности, критика помещичье-буржуазного строя. Осуждение порабощения и угнетения человека человеком. Идеализация патриархальной деревни и труда крестьян. Путь к счастливой жизни через новую религию, через нравственное самосовершенствие людей и непротивление злу насилием. Критика догматического богословия. Религия, наука и философия. Человек и его грехи: чревоугодие, пьянство, зависть, гнев, страх. Толстовство – особая философско-мировоззренческая доктрина и современность.
Тема 11. Русская религиозная философия. Её основные представители: В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Русская религиозная философия – оригинальная и значимая страница в отечественной и мировой философии. Социокультурные предпосылки и основные идеи русской религиозной философии. Н.А. Бердяев: «В ней мысль христианского Востока ппппп свой ответ на мысль христианского Запада». Противоречивое отношение (чрезмерно положительное и чрезмерно отрицательное – даже враждебное) к русской религиозной философии.
В.С. Соловьева – выдающийся философ, поэт, богослов, публицист. – О смысле и предназначении философии. Идея всеединства: гармоничное слияние всех сторон бытия (материальный и духовный, общества и природы, обоснование эволюции мира). Гносеологический аспект «всеединства»: достижение универсального синтеза философии, науки и религии. Место и роль теологии. «Цельное знание» и «цельная жизнь». Религиозный смысл соединения теоретической и этической сфер, сближение философии и веры. Бог как последняя основа всякого бытия. Идея Богочеловека. Путь к богочеловечеству. Свобода и активность человека и «господствующая и всеобъединяющая любовь». Общество и теократия. Творчество В.С. Соловьева и современность.
Не можем не обратить внимание на трагическую судьбу великого русского философа В.С. Соловьева – проповедника добра и человеколюбия. До конца своей жизни он испытывал подозрительность и светской, и церковной власти. В некоторых кругах имени Соловьева не могли слышать спокойно, равнодушно. Он вызывал чувство страха, опасения, подчас ненависти, его считали «опасным и вредным чудаком». 90-е гг. – пик травли Соловьева: Александр III написал резолюцию на очередном донесении: «Чистейший психопат». Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев: «всякая деятельность Соловьева вредна для России и православия».
Н.А. Бердяев – «рыцарь свободного духа». Философские поиски: творчество, культура, судьба России; человек как ценность; христианская этика. «Русская идея». Русский социализм. К.Маркс – не только «социальный учитель молодости», но и «идейный враг». Коллективизм, индивидуализм и эгоизм. Проблемы истории русской философии. Двойственный характер природы человека. Божественная любовь и свобода. Развитие принципа гуманизма: абсолютная ценность личности, ее права на духовную свободу и творчество. Бунт против всякого авторитаризма. Оригинальность и специфика философствования.
П.А. Флоренский – русский ученый, религиозный философ, превосходный поэт, математик, художник, «Леонардо XX века»: проблемы духовной культуры и цивилизации, науки, искусства, религии; противник «раздробленности», сторонник «цельного знания», «полноты истины»; единство веры, истины, красоты и божественной любви; понятие Космоса. Трагическая судьба П.А. Флоренского.
Тема 12. Отечественная философия конца XIX-XXвв. – Распространение марксизма в России (80-е годы XIXв.). Отношение русских мыслителей к философии марксизма. Пропаганда и развитие марксизма в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов). Критика идеологии и практики народников, философского идеализма и политического ревизионизма. Материалистическое понимание истории, соотношение объективных условий и субъективного фактора; роль народных масс и личности в истории. Воспитание человека. В.И. Ленин: проблема новейшей революции в физике, причины кризиса в естествознании на рубеже XIX-XXвв.; положение о материи и ее неисчерпаемости; взаимодействие относительной и абсолютной истины, критерии истинного знания. Создание тектологии – всеобщей организационной науки (А.А. Богданов).
Отечественная философия в советский и постсоветский периоды. – Специфика и периодизация. Послереволюционный этап: философско-мировоззренческие дискуссии и искания. Судьба Пролеткульта. Разработка новых идей в области культуры, герменевтики, ноосферы. Фронтальное наступление на немарксистские и религиозно-идеалистические направления. Трагическая страница в истории русской философии – высылка большинства ведущих философов немарксистского направления (1922г.). Развитие философской мысли внутри страны в жестких рамках цензуры и преследований (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, Г.Г Шпет) и в условиях русского зарубежья (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, Л.И. Шестов): разработка идей всеединства, персонализма, позитивизма, интуитивизма, экзистенциализма; отношение к России и русскому народу. Многообразие философских идей русской эмиграции – свидетельство жизненности традиций русской философии.
30-е – 50-е годы: формирование советской версии диалектического и исторического материализма, догматизация, вульгаризация, идеологизация русской философии, превращение ее в «служанку» официальной власти. Все другие философские учения рассматривались либо как домарксистские, либо как немарксистские и даже антимарксистские. И в этих условиях исключительно смелые мысли были высказаны выдающимся ученым В. И. Вернадским: взаимовлияние естественнонаучных и философских знаний, недопустимость догматизма, т.е. следования лишь одному какому-либо философскому учению; непрерывное развитие и многообразие философских систем, «возрождение и усиление идеалистических течений»; «неизбежное и постоянное наблюдаемое питание науки идеями и понятиями, возникшими как в области религии, так и в области философии». Эти и другие высказывания вызвали резкую критику и даже политические обвинения и доносы в адрес В.И. Вернадского. Академик А.М. Деборин: «всё мировоззрение Вернадского глубоко враждебно материализму и нашей современной жизни, нашему социалистическому строительству». Журнал «Под знаменем марксизма» (1931): мировоззрение В.И. Вернадского – «знамя реакционных сил», проявление «идеализма» и «идеологической контрреволюции или диверсии». Это подвиг великого мыслителя советского периода. Правда, об этом почти не пишут в наших учебниках. Хотелось, чтобы вы нашли дополнительный материал о жизни и деятельности подлинно отечественного ученого.
Новые тенденции и направления философских исследований (1960-1990гг.). – Ослабление жесткого контроля над общественно-философскими науками; плюраслитические тенденции в философии; актуализация проблем: соотношение чувственного, рационального и иррационального, объективного и субъективного, исследование языка науки, философской антропологии, системного подхода, философии техники, методологии. Сотрудничество философов, математиков и логиков. Итак, в условиях идеологического диктата и жесткого схематизма отечественная философия советского периода не кончилась (как утверждают, к сожалению, некоторые авторы учебников), а развивалась, хотя не так, как бы хотелось. Если хотите иметь свою точку зрения, то рекомендуем обратиться к таким источникам: Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону. 1995. Раздел «Советская философия»; Философия. Учебник. – М., 2002. Глава 6. «Философская мысль в России советского и постсоветского периодов»; Философия не кончается… Из истории отечественной философии XXв. Т.1-2.М., 1998; Философия в СССР: версии и реалии // Вопросы философии. 1997. №11.
Социофилософская мысль в России в постсоветский период: преодоление представлений о советской философии как времени «бесплодных поисков», отсутствия оригинальных идей; осмысление творческого наследия отечественной и зарубежной философии; пересмотр отношения к марксистской философии. Комплексный подход к исследованию философских аспектов: генетики, синергетики, экологии, герменевтики, постмодерна, религии, техники, толерантности, терроризма.
Преодоление идеологической «зашоренности». Поиски новых путей цивилизационного развития, диалога философских культур. Обоснование ценностей ненасилия и терпимости к инакомыслию. Исследование глобальных проблем. Повышенный интерес к восточной философии (буддизм, йога); к эзотерической философии (Живая Этика – Н. и Е. Рерихи, теософия), к психоанализу. Имеет смысл назвать видных философов советского и постсоветского периодов: А.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, Т.И. Ойзерман, И.Т. Фролов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.Е. Давидович, В.А. Лекторский, А.А. Гусейнов, В.С. Степин, В.Г. Федотова, П.В. Алексеев, В.В. Миронов, И.П. Ильин, В.Н. Садовский, А.А. Зиновьев, Н.Н. Моисеев, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, В.С. Барулин.
Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.
М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев – деисты. Каковы их взгляды по отношению к христианскому богу?
Объясните смысл понятий «соборность» и «правда», в философии В.С. Соловьева, «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого?
Особенности русской религиозной философии и ее современное значение.
Прокомментируйте поэтическое выражение М.В. Ломоносова: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов//Земля российская рождать».
Л.Н. Толстой: «Я внимательно прочитал «Капитал» Маркса и готов сдать по нему экзамен». Поучительно, не правда ли?
Важно чтобы трактовка русской философии советского и постсоветского периодов была не конъюнктурна, а достоверна и объективна? Однако в конце XXв. стало принято называть всех советских философов «начетниками», только «толкователями» текстов и идей классиков марксизма-ленинизма.
Многолетнее замалчивание русского идеализма наносило значительный и ощутимый ущерб развитию нашей философской мысли. Это не означает такого же замалчивания или принижения материалистических традиций.
Имеют ли место в трудные годы для советской страны определенные позитивные научные и философско-мировоззренческие исследования?
Тема 13. Русский космизм как философское направление. Основные понятия: космизм, космология, автотрофность, фантастика, «космическая этика», ноократия гелиобиология, панпсихизм.
– Проблема единства космоса, общества и человека – одна из древнейших проблем философии. Русский космизм (середина XIX – XX вв.) – сложный комплекс научных, философских, религиозных и художественных идей. «Земное, слишком земное человечество» - таков главный мотив любой формы космизма. Русский космизм: тотальное рассмотрение всех форм человеческой жизнедеятельности через призму космологических ориентиров; органическое совмещение онтологических и гносеологических представлений; нравственное начало – системообразующий фактор космологической тотальности; автотрофность человеческого бытия.
Естественнонаучное направление космизма: от фантастики к науке, космическая роль человечества, масштабность человеческой деятельности, морально – этическая ответственность. К.Э. Циолковский: «космическая философия», место человека в космосе, «космическая этика», технические проекты будущих полетов в космос, расселение человечества в околокосмическом пространстве. Экологические проблемы космизма. Русский ученый Н. А. Умов – статья «О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов» (1919г.). Русский философ С. Л. Франк вводит в научный оборот специальный термин «ноократия» для обозначения нового этапа в развитии отношений человека и природы. В. И. Вернадский: о взаимоотношении философии, науки и методологии, учение о биосфере и ее переходе в ноосферу.