Формирование водного кадастра




Оглавление

1. Бонитировка почв…………………………………………….3

2.Понятие и содержание лесного кадастра…………………….6

3. Формирование водного кадастра……………………………14

Библиографический список…………………………………….19

 

Бонитировка почв

Для того чтобы оценить те качества и свойства, которые почва как биокосное тело приобретает в процессе естественно-исторического и социально-экономического развития общества, проводят бонитировку и кадастр почв, которые относятся к аудиту землепользования.

Бонитировка почв (от лат. bonitas – добротность) – качественная оценка почв по их продуктивности, основанная на учете объективных признаков и свойств почв, наиболее важных для роста и развития сельскохозяйственных культур, т.е. учет качества почв по их плодородию, выраженная в относительных единицах – баллах. В соответствии с бонитетом можно сравнивать качество различных почв по их плодородию при сходном уровне агротехники.

Наиболее распространенной является 100-балльная шкала, при которой лучшие почвы оцениваются в 90-100 баллов (Х-й класс бонитета), а другие почвы сравниваются с ними, получая более низкий класс бонитета. В основе бонитировки лежит определение диагностических признаков или оценочных показателей почв, соотносящихся со средней многолетней урожайностью культур. В качестве таких свойств принимаются: мощность гумусового горизонта, содержание гумуса и основных питательных элементов, рН, механический состав, которые затем сводятся в единую бонитировочную шкалу. В настоящее время существует несколько подходов к выбору принципов, критериев и содержанию бонитировки почв. Одна из основных методик, которая является базовой для системы институтов оценивает сельскохозяйственные угодья и земли через учет параметров почв, определяющих почвенное плодородие, и учет экономических показателей, определяющих в комплексе урожайность сельскохозяйственных культур, главным образом, зерновых. Необходимая информация собирается по каждому хозяйству и включает средние за последние 5-10 лет показатели о свойствах почв, продуктивности кормовых угодий, данных о климатических особенностях (температура воздуха, осадки за год и за период с температурой воздуха выше 10оС, количество продуктивной влаги в почве и т.п.). Разновидности почв объединяются в оценочные группы по ряду показателей:

–принадлежность к одной почвенно-климатической провинции;

–генетическая близостью почв, сходство механических, физико-химических, агрохимических свойств;

–сходство рельефа;

–потребность в мелиоративных мероприятиях при наличии засоленности, эродированности, каменистости и т.п.;

–специфические условия, связанные с орошением или осушением.[7]

Для каждой группы почв определяют общие бонитировочные баллы, а также урожайность сельхозкультур, дозу внесения органических и минеральных удобрений, затраты труда и другие производственно-экономические показатели. Далее на основе данных множественного корреляционно-регрессивного анализа информационных показателей устанавливаются наиболее важные факторы формирования урожая. Бонитировочную оценку земли и величину нормативной урожайности используют для экономической оценки сельскохозяйственных угодий. Оценочными показателями являются:

–урожайность и стоимость валовой продукции растениеводства;

–окупаемость затрат;

–дифференциальный доход;

–экономия приведенных затрат.

Результаты оценки могут быть использованы при обосновании плановой урожайности сельхозкультур; для определения планового объема закупок сельскохозяйственной продукции; при характеристике производственной деятельности сельхозорганизаций и предприятий. Методика учитывает региональные особенности землепользования.

Почвенно-экологическая оценка и бонитировка почв на единой основе. Данная методика разработана в Почвенном институте им. В.В.Докучаева и позволяет определять почвенно-экологические показатели и баллы бонитета почв различных сельскохозяйственных угодий на любом уровне масштабности, т.е. можно получать сопоставимые результаты на единой основе для всей исследуемой территории.

Оценка осуществляется в три этапа:

–сбор и обработка почвенно-агрохимических и агроклиматических данных по хозяйствам;

–почвенно-экологическая оценка, включающая расчет почвенно-экологического индекса;

–бонитировка почв с учетом размещаемых на них сельскохозяйственных угодий.[7]

На основании данной методики можно определить ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства, а также решать финансовые вопросы оценки почв.

2.Понятие и содержание лесного кадастра.

Лесной кодекс и нормативные акты по ведению государственного учета лесов и мониторинга устанавливают и регламентируют правила рационального управления лесным хозяйством России. Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Экономический механизм рационального использования лесных ресурсоввключает: систему платежей за лесные ресурсы и загрязнение окружающей среды, учет и оценку лесных ресурсов, лицензирование лесопользования, экологическое страхование, формирование экологических фондов. [3]

Важным вопросом ведения государственного учета лесов, то есть государственного лесного кадастра, является их оценка, которая дает возможность объективно сопоставлять результаты хозяйственной деятельности отдельных леспромхозов, позволяет сопоставить планирование заготовок древесины с фактическими ее объемами. На это направлено установление платности за природные ресурсы, включая лесные. Сведения государственного лесного кадастра используются в управлении лесным хозяйством для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда, перевода лесных земель в нелесные, определения платежей за использование лесных ресурсов, обеспечения информацией о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ведение лесного кадастра осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы (лесхозы). Лесной кадастрпредставляет собой совокупность сведений, отражающих пространственное положение, правовой режим использования лесного фонда, а также количественную, качественную и экономическую оценку состояния лесных ресурсов.

Лесной кадастр формируется по территориальному принципу. Информация хранится в базах данных и «лесокадастровой книге». На титульном листе этой книги указываются кадастровый округ, городское или районное отделение, название организации, дата начала и окончания заполнения.

Ведение лесного кадастра осуществляется на базе учетной документации лесхозов, а также по материалам обследования лесного фонда, мониторинга итаксации (оценка древостоя на корню). Сюда включается ряд форм, предназначенных для отображения информации о распределении лесного фондапо степени защиты, породам и группам возраста.

Систематизированная информация о лесном фонде применяется в процессе лесоустройства, которое включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного хозяйства и повышению его эффективности.

Лесной кодекс Российской Федерации принят Госдумой 8 ноября 2006 г. Согласно ст. 72 данного кодекса, лесоустройство предусматривает:

− Выполнение топографо-геодезических работ и картографированиелесного фонда;

− Инвентаризацию и таксацию лесного фонда;

− Выявление особо защитных участков леса;

− Перевод лесов из одной категории в другую;

− Определение размеров вырубок и мероприятий по восстановлению леса.

Государственный лесной кадастр (ГЛК) обеспечивает рациональное использование лесного фонда, его охрану, защиту и восстановление. Информация в государственный лесной реестр поступает из отраслевых служб лесоустроительных организаций. Реестр включает планово-картографический материал с границами лесных массивов, а также базы атрибутивных данных, отражающих возможность использования лесных ресурсов в строительстве илипромышленности, запасы древесины, возраст лесных массивов и т. д. [3]

В основе лесного кадастра лежит классификация зеленых насаждений. Классификатор зеленых насаждений служит основанием для формированиясодержания кадастра зеленых насаждений. Полями (то есть столбцами таблиц баз данных) в данном случае могут являться:

− Вид насаждения;

− Назначение;

− Код по классификатору;

− Владелец зеленых насаждений;

− Диаметр кроны;

− Диаметр ствола;

− Дата посадки;

− Местоположение

− и т. д.

В процессе ведения кадастра уличных деревьев в поселениях на плане подлежат отображению все одиночные деревья, диаметр ствола которых превышает пять сантиметров. Согласно действующей методике, деревья, расположенные вдоль улицы, рекомендуется нумеровать следующим образом.

Сначала нумеруются деревья на четной стороне улицы в порядке возрастания номеров домов и заканчивается нумерация на нечетной стороне у первого дома. Действующие правила содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений разработаны на основе Градостроительного, Гражданского, Лесного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об охране окружающей среды». Особое значение среди перечисленных законодательных актов занимает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, глава восьмая которого определяет степень ответственности за нанесение ущерба природным ресурсам. Данные правовые акты предназначены для упорядочения отношений в сфере использования, охраны и воспроизводства зеленых насаждений. В них применяются следующие понятия:

− Зеленые насаждения – это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории;

− Дерево – это многолетнее растение с четко выраженным стволом, несущими боковыми ветвями и верхушечным побегом;

− Кустарник – это многолетнее растение, ветвящееся у самой поверхности почвы и не имеющее во взрослом состоянии главного ствола;

− Зеленый фонд города – это совокупность зеленых зон в границах города, в том числе покрытых древесно-кустарниковой и травянистой растительностью;

− Зеленые зоны – это озелененные территории в зависимости от их размещения, площади и функционального назначения;

− Озелененная территория общего пользования – это озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха населения;

− Рекреационные зоны – это озелененные территории, предназначенные для организации мест отдыха населения, включающие парки, сады, городскиелеса, пляжи и иные объекты. В рекреационные зоны могут также включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты;

− Охрана насаждений озелененных территорий – это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение функций, выполняемых зелеными насаждениями;

− Восстановительная стоимость зеленых насаждений – это стоимостная оценка типичных видов (категорий) зеленых насаждений и объектов озеленения. Согласно Лесному кодексу, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, а гражданам – в аренду или безвозмездное срочное пользование. Договор аренды лесного участка (до 49 лет), находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договор аренды лесных участков, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, заключается в случаях вырубки лесных массивов для добычи полезных ископаемых, строительства водохранилищ, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог и других линейных объектов, а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов.

По договору купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях государственной или муниципальной собственности. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Этим он отличается от договора аренды, который заключается на срок до 49 лет.

Правила рационального управления лесным хозяйством России регламентирует Лесной кодекс Российской Федерации. Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Механизм рационального использования лесных ресурсов включает систему платежей за их эксплуатацию, загрязнение окружающей среды, учет и оценку лесных ресурсов, лицензирование лесопользования, экологическое страхование, формирование экологических фондов. Учет лесов осуществляется на основе государственного лесного кадастра, который позволяет объективно сопоставлять результаты хозяйственной деятельности, сочетая их с принципами платности за природные ресурсы.

Лесной кодекс Российской Федерации устранил имеющиеся недостатки ранее действующего законодательства. Это касается главным образом форм собственности на лесные земли, пребывания граждан в лесах, предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, купли-продажи лесныхнасаждений, планирования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений.

К землям лесного фонда отнесены участки, покрытые лесной растительностью, и участки, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для восстановления и ведения лесного хозяйства (вырубки, гари, а также участки, занятые питомниками, просеками, дорогами и т. п.). В состав земель лесного фонда не входят земельные участки с расположенным на них лесами, относящиеся к другим категориям земель, которые находятся в государственной собственности и переданы юридическим или физическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования. Земли лесного фонда и леса на землях иных категорий ранее находились вфедеральной собственности. Приватизация этих земель была запрещена. В настоящее время монополия федеральной собственности на лесные земли отменена. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, согласно которому леса на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта и охраняемых территорий могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной, а также частной собственности. В частную собственность можно приобрести леса на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности и частично на землях охраняемых территорий, занятых домами отдыха, пансионатами, санаториями.

Согласно действующему кодексу, граждане имеют право бесплатно пребывать в лесах, осуществлять сбор для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Это не касается дикорастущих растений, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сюда относятся также грибы и дикорастущие растения, признанные наркотическими средствами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено на землях обороны и особо охраняемых природных территорий.

Юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, а гражданам – в аренду или безвозмездное срочное пользование. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет. После окончания этого срока возможно заключение договора аренды на новый срок по результатам аукциона. Без проведения аукциона договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях использования лесов для добычи полезных ископаемых, строительства водохранилищ, линий электропередачи и связи, автомобильных и железн дорог, а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. По договору купли-продажи заготовка древесины осуществляется на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления предусмотрены действующим законодательством. Данные полномочия в области лесных отношений Российская Федерация может передать субъектам Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Кполномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка в целях его аренды; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, который утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Формирование водного кадастра

Вода является незаменимым природным богатством, выполняющим функции жизнеобеспечения людей, средой и условиями обитания растений и животного мира. Экологическая функция водных ресурсов состоит в обеспечении естественных условий жизни на Земле и выражается в том, что они являются важнейшим энергетическим и транспортным ресурсом, неотъемлемым средством промышленного и сельскохозяйственного производства. Культурно-оздоровительная функция вод проявляется в их использовании для отдыха и водного спорта, туризма, рыболовства, санитарно- курортного лечения, организации заповедников и заказников.

Первый Водный кодекс был принят 18 октября 1955 г. Согласно этому кодексу, водный фонд Российской Федерации составляли все водные объекты в установленных границах. Водный объект представляет собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющий границы и конкретные запасы. К водным объектам, согласно вышеуказанному кодексу, относилось не только сосредоточение воды, но и земля, по которой распространяется вода, а также берега. Это единство закреплено юридически. Поэтому водопользователи являются одновременно пользователями земли, на которой распространяется водная поверхность. Данный Водный кодекс не регламентировал площадь берегов водных объектов, а также ареал (область распространения) животного мира, заселяющего водные объекты. Это вносило неопределенность в процесс ведения кадастра водных объектов, которые подразделялись следующим образом.

1. Поверхностные, среди которых можно выделить поверхностныеводотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, водохранилища, болота), ледники и снежники (естественное скопление льда или снега, сохраняющееся в летнее время).

2. Внутренние морские воды (водная поверхность, ограниченная береговой линией).

3. Территориальные моря (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль (1 миля = 1,852 км)). Согласно Конституции Российской Федерации, внутренние воды входят в территорию России, а территориальное море включается в ее состав.

4. Подземные воды (водоносные горизонты в пустых горных породах).

5. Сооружения для забора и очистки вод (насосные станции, скважины). Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежалиописанию в водном кадастре на основании материалов дистанционного зондирования и космических снимков. Основными параметрами(характеристиками) государственного водного кадастра, согласно кодексу 1955 г., являлись:

− Расход воды в среднем за год и за определенный период времени (м 3);

− Урез воды (динамика максимально-минимального уровня воды);

− Объем и качество поверхностных вод;

− Запасы и качество подземных вод;

− Наличие стоков промышленных вод в водоемы.

В 1970 г. утверждены «Основы водного законодательства», а в сфере использования водных ресурсов утверждено положение о ведении водногореестра. Материалы водного реестра включали топографические карты и планы, на которых отображалось местоположение всех видов наземных и подземных источников. Топографические материалы дополнялись атрибутивной информацией, помещаемой в базах данных. Эта информация содержала точные характеристики всех видов источников, их назначение и запасы. Водный реестр отличается от земельного, поскольку изменения здесьпроисходят гораздо интенсивнее (колебание грунтовых вод, выбросы промышленными предприятиями технической воды).

Водным кодексом установлено, что совокупность водных объектов, находящихся в пределах нашей страны, образует водный фонд Российской Федерации. Сельское хозяйство является самым крупным водопотребителем. На втором месте находятся промышленность и энергетика, на третьем – коммунальное хозяйство городов и других населенных пунктов.

Для оценки водных ресурсов используются два понятия: статистические (вековые) запасы и возобновляемые водные ресурсы. Статистические запасы при неизменных климатических условиях можно считать постоянными. Их измеряют в абсолютных показателях, например: километры, кубические метры и т. д. Возобновляемые водные ресурсы отражаются в величинах, отнесенных к потреблению в единицу времени, например: т/год, м 3/с и т. д. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы не требовала их строгого учета. Однако государственный водный кадастр в России был создан одним из первых в 1931 г. и включал три раздела: воды суши, болота и подземные воды. Ведение водного кадастра включало три направления.

1. Государственный учет поверхностных вод, наблюдение за их качеством и режимом использования.

2. Государственный учет подземных вод, наблюдение за качеством и режимом использования.

3. Регистрация водопользователей, учет используемых вод, качество и состояние водоочистительных сооружений. [1]

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1403 от 23 ноября 1996 г. был утвержден порядок ведения государственного водного кадастра. Согласно этому постановлению, водопользователи, а также

организации, осуществляющие наблюдение за режимом использования поверхностных и подземных вод, обязаны были предоставлять информацию Министерству природных ресурсов. На каждый водный объект создавался паспорт наблюдений за загрязнением. Титульный лист этого документа содержал информацию о названии пункта наблюдения, дате его создания, наименовании исследуемого водного объекта. В паспорте указывались разносторонние характеристики, основными из которых являются следующие:

− Наименование подразделения, осуществляющего наблюдение и анализ отобранных проб;

− Наименование субъекта Федерации и его код;

− Наименование исследуемого водного объекта и водоемов, в которые он впадает, а также коды всех объектов;

− Периодичность наблюдения (сезонная, паводковая, по месяцам и т. д.);

− Кто и когда выполнил отбор проб;

− Площадь зеркала водной поверхности для закрытого водоема, объем в кубических метрах водоема, его средняя глубина, ширина и длина;

− Сведения об источниках загрязнения, уровень концентрации вредных примесей, наличие очистных сооружений.

Преобразование водного кадастра позволило установить наиболее важные характеристики, которые необходимо учитывать в процессе эксплуатации

Во дных объектов. Водный кадастр в настоящее время прекратил существование. Ему на смену создан государственный водный реестр, функционирующийсогласно Водному кодексу, утвержденному 4 декабря 2006 г. и Положению о ведении государственного водного реестра № 253 от 28 апреля 2007 г.

Для формирования информационной базы водного реестра все ведомства, имеющие сведения о водных объектах и ресурсах, обязаны на безвозмездной основе передавать информацию Федеральному агентству водных ресурсов. Государственный водный реестр представляет собой совокупность документированных сведений о местоположении, количественных и качественных характеристиках водных объектов, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, а также в собственности субъектов Федерации, физических и юридических лиц.

Под документированными сведениями понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, формирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации. Ведение информации о водных объектах осуществляется на бумажных и электронных носителях. Водный реестр реализует функцию государственной регистрации договоров водопользования, включая решения о переходе прав на водные объекты, и содержит разделы: − Водные объекты и водные ресурсы; − Водопользователи; − Инфраструктура на водных объектах (вспомогательные сооружения, к которым относятся маяки, причалы, фарватеры и т. д.). Разделы реестра состоят из подразделов. В случае предоставления водного объекта в пользование, органы местного самоуправления направляют Федеральному агентству водных ресурсов оригиналы договоров и решений, а также копии документов о правах на водные объекты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: