Путь исканий Андрея Болконского




«Нелегка дорога от земли к звездам». Нелегок и путь исканий Андрея Болконского, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему свету. Он скучает, «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой». Описывая внешний портрет князя Андрея, Толстой каждой чёрточкой его наружности подчёркивает аристократичность героя и хорошее воспитание. По-французски князь говорил с особым изяществом. Был горд и независим в общении с окружающими, сухо и отчуждённо отвечал на вопросы жены. Всё в поведении Андрея Болконского – усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг, гримасничание, портившее его красивое лицо, и манера щуриться при разглядывании людей – выражало его глубокое разочарование в светском обществе, усталость от посещений гостиных, от пустых и лживых разговоров аристократии. Не случайно же его отец тоже презирает светское общество, предпочитая уединение в Лысых Горах столичным развлечениям.

Князь Андрей и Пьер Безухов в салоне Шерер. Князь Андрей естественен, прост и хорош только со своим другом Пьером. Разговор с ним вызывает у Болконского здоровые чувства дружбы, сердечной привязанности, откровенность. В беседе с Пьером Безуховым князь Андрей предстаёт как человек серьёзный, мыслящий, широко начитанный, резко осуждающий ложь и пустоту светской жизни и стремящийся к удовлетворению серьёзных интеллектуальных запросов.

Толстой, говоря о причине отъезда Болконского на войну 1805 года, не только показывает его стремление побыстрей оказаться вдали от светской суеты, но и подчеркивает в своём герое эгоистичность, себялюбие, тщеславие и честолюбие столь характерные для Наполеона. Князь Андрей откровенно мечтает о карьере и славе. Преклоняясь перед Наполеоном, Болконский в начале своего пути исканий смысла жизни сам несёт в себе некоторые черты «завоевателя мира» - высокомерие, презрение к обыкновенным людям, жажду поклонения ему и власти над окружающими. «Ему казалось, что война есть дело мысли, гения, исполняемое малыми избранными, к числу которых он причислял и себя». Князь Андрей уверен, что именно ему определено судьбой победить Наполеона, а для этого необходимо, чтобы он «сам командовал русской армией против Бонапарта». «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - …я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь людей, которых я не знаю и не буду знать…»

 

Стремление к самоусовершенствованию.Но в процессе писания романа эти резко отрицательные качества Андрея Болконского смягчаются, сглаживаются писателем. Теперь на первый план выступают его аналитический ум, его способность размышлять над серьёзными вопросами современности. Князь Болконский всё чаще, анализируя свой жизненный путь, остаётся недоволен собой, своей деятельностью, соей жизнью. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Картина этого высокого, бесконечного неба рождает в душе героя мысли о вечности и открывает ему всю суетность и ничтожность его честолюбивых помыслов. Князь Андрей переживает в данный момент душевный кризис, повлиявший на весь последующий этап его жизни.

После ранения князь Андрей возвратился домой. Болконский пришел к выводу, что человек, должен доживать свой век терпеливо и несуетливо. Главное – не приносить никому зла и не требовать к себе участия. Он с головой погружается в узкий и замкнутый домашний мирок. Мечты о «своём Тулоне», о личной славе, подвиге сменяются в мыслях героя равнодушием ко всему общественному. Им овладевает душевная усталость и безразличие. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол», - говорит князь Андрей приехавшему к нему Пьеру, пытавшегося переубедить друга в том, что есть Бог, истина, добродетель, что нужно любить и верить.

 

Говоря с Пьером об освобождении крестьян, Болконский высказывает аристократическое презрение к народу, полагая, что крестьянам безразлично, в каком состоянии они находятся. А вот дворян крепостное право развратило: сделало жестокими и безнравственными. Тем не менее разговор с Пьером на пароме становится очень важным этапом на пути возвращения князя Андрея к жизни: «что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Деятельная натура Болконского требует приложения сил, и он начинает заниматься хозяйством: имение в триста душ было переведено им в вольные хлебопашцы, то есть крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, в других имениях он заменил барщину оброком. В Богучарово выписана бабка для помощи роженицам, а священнику платили жалованье за то, что он обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Встреча Болконского с Наташей Ростовой вернула его к активной жизни, к общественной деятельности на благо государства. Увлеченный идеями преобразования, князь Андрей принимает участие в разработке проекта отмены крепостного права в России. Вначале он не ощущает искусственности тех интересов, которыми одержим кружок Сперанского.
Но общение с Наташей освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и придуманных им реформ. Работая над разделом «Права лиц», он мысленно попробовал приложить эти права к богучаровским мужикам, и «ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Наташа вернула князя Андрея к подлинной и настоящей жизни с её радостями и волнениями, он обрёл полноту жизненных ощущений. Там, где была Наташа, всё озарялось для него солнечным светом, там были счастье, надежда, любовь. Чем сильнее было чувство любви к Наташе, тем острее он переживал боль от её утраты. Жизнь в глазах князя Андрея утратила свои «бесконечные и светлые горизонты», когда он узнал об увлечении Наташи Курагиным.

Он весь обратился к практической деятельности, стараясь работой заглушить свои нравственные мучения. Находясь на турецком фронте в должности дежурного генерала при Кутузове, он поражал всех своей охотой к работе и аккуратностью.

 

Участие в Отечественной войне 1812 года явилось для Андрея Болконского истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шёл. Здесь он сближается с народом («наш князь»), осознаёт влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает её дух, её поведение и настроение. Десять часов стоит Болконский со своим полком в резерве под непрестанным артиллерийским огнём. Главное в это время выстоять, несмотря на угрожающую ежеминутную смерть. Но и в этот момент князь Андрей остаётся не только самим собой, но и сыном своего отца – человеком с обострённым чувством чести. И смертельную рану он получает только потому, что на него все смотрят, а значит, поведение должно быть безукоризненным - образцовым. Очнувшись после операции и увидев на соседнем столе Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья, и которой я не понимал; вот от чего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Новое, открывшееся ему чувство христианской любви заставляет Андрея Болконского наконец-то понять свою вину перед Наташей и ощутить всю силу своей любви к ней. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде…»,- говорит он Наташе, когда она ночью приходит к нему в Мытищах.

Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, с любовью, привязывающей его к жизни. Побеждает первая любовь, христианская.

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – всё это открывается вдруг князю Андрею. Перед смертью особенно ярко ощущаются мотивы, произошедшие с героем: ему открывается истинный смысл христианских учений, он прощает Наташу, потому что к нему приходит понимание жизни в ее простой и вечной основе. Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с самим собой.

Таким проводит Толстой князя Андрея через главные события, через любовь и смерть, через жестокие жизненные испытания. Все его испытания – момент истины. Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Л.Н.Толстой, проведя своего героя такой сложной дорогой, хотел сказать, что путь чести есть самый верный из путей, ведущих к совершенству души.Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его героя.

 

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!