Доходы и сбережения населения




 

В III квартале 2000 г. по сравнению со II кварталом величина прожиточного минимума увеличилась на 4% при росте цен на 3,7%. При этом соотношение начисленной среднемесячной зарплаты и прожиточного минимума трудоспособного населения в III квартале 2000 г. составило 173,1%, а среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера - 78,5% (против 166,5 и 74,6% соответственно во II квартале 2000 г.)

В 2000 г. произошло увеличение доходов малоимущего населения. Так, в III квартале т.г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, составила 31,8% от общей численности населения (в I и II кварталах - 41,2 и 34,7% соответственно).

В январе-октябре 2000 г. реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. на 9,4%.

Росту доходов населения в октябре 2000 г. в определенной степени способствовало 100-процентное финансирование расходов федерального бюджета на социальную сферу, запланированных на октябрь.

По состоянию на 1 ноября 2000 г. суммарная задолженность по зарплате уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2,5%, в том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней – на 2,1%. По сравнению с началом года задолженность по зарплате уменьшилась на 13,1 и 38,1% соответственно.

В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов в январе-октябре текущего года несколько сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В реальном выражении расходы населения на покупку товаров и оплату услуг увеличились по сравнению с январем-октябрем 1999 г. на 8,7%.

В октябре отмечалась наименьшая в текущем году доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения (2,5%), что в определенной мере связано с низкими процентными ставками по депозитам физических лиц в банках. В целом за десять месяцев 2000 г. доля организованных сбережений превысила уровень соответствующего периода 1999 г. на 0,8 процентных пункта, при этом доля наличных денег на руках увеличилась на 0,3 процентных пункта.

В результате относительной стабильности курса национальной валюты снизилась активность физических лиц на рынке наличной иностранной валюты. Сальдо операций населения с иностранной валютой в январе-октябре 2000 г. по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. сократилось на 7,4%.

Цели денежной политики

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

 

 

Основные макроэкономические показатели

 

  2000 г. (официальный прогноз)
Валовой внутренний продукт, млрд. руб.  
в % к предыдущему году 101,5
Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году  
Индекс потребительских цен, декабрь в % к декабрю предыдущего года  
Индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции, декабрь в % к декабрю предыдущего года  
Индекс роста денежной массы М2 за год, % 121-125

 

Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса. В 2000 году Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой. Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга.

Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) в 2000 году становятся важнейшими индикаторами, определяющими адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.

 

Тенденции развития банковской системы России
в январе—сентябре 2000 года

В течение первых трех кварталов 2000 года сохранилась наметившаяся в 1999 году тенденция к росту совокупного капитала банковской системы. За данный период совокупный капитал банковской системы вырос на 74,9 млрд. рублей, или на 44,5%. Увеличение капитала в рассматриваемом периоде наблюдалось у 81% действующих кредитных организаций. Основными источниками роста капитала у данной группы банков явилось увеличение размера уставного капитала, объема прибыли и сформированных из нее фондов, а также субординированных кредитов. В целом по банковской системе (по банкам с положительным капиталом) показатель достаточности капитала по состоянию на 1.10.2000 составил 22,6%.

За первые три квартала 2000 года совокупные активы банковской системы (в текущих ценах) увеличились на 37,2% и составили на 1.10.2000 2176,1 млрд. рублей, в том числе рублевые активы выросли на 52,1%, валютные1 активы — на 18,3%. Продолжающееся снижение темпов инфляции и девальвации национальной валюты в течение рассматриваемого периода обусловили сокращение доли валютных активов в совокупных активах банковской системы с 48,9% на 1.01.2000 до 43,3% на 1.10.2000.

По сравнению с 1999 годом в 2000 году спрос на кредиты со стороны реального сектора экономики увеличился. Объем кредитов реальному сектору экономики за первые три квартала 2000 года увеличился на 39,8% (за соответствующий период 1999 года — на 14,6%). При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных организаций несколько выросла, составив на 1.10.2000 30,2% (29,6% на 1.01.2000).

Улучшение финансового состояния промышленности в целом способствовало снижению удельного веса просроченной задолженности в кредитах банков реальному сектору экономики с 6,5% на 1.01.2000 до 4,1% на 1.10.2000. Доля сомнительных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле действующих кредитных организаций уменьшилась с 13,4% на 1.01.2000 до 6,8% на 1.10.2000.

В анализируемый период активизировалась работа банков по кредитованию населения. Объем кредитов населению в инвалюте с 1.01.2000 по 1.10.2000 вырос на 15,5%, в рублях — на 79,6%. Вместе с тем доля указанных кредитов в активах банковской системы остается незначительной — 1,7% на 1.01.2000 и 2,0% на 1.10.2000.

Динамика объемов вложений банков на рынке государственных ценных бумаг в течение первых трех кварталов 2000 года определялась во многом ростом цен на указанном рынке. Объем вложений в государственные ценные бумаги в рублях увеличился за 9 месяцев текущего года на 54,5%, в иностранной валюте — на 16,4%. В целом доля вложений в государственные долговые обязательства в активах действующих кредитных организаций несколько сократилась, составив 13,5% на 1.01.2000 и 12,8% на 1.10.2000.

Объем остатков на корсчетах банков в Банке России и коммерческих банках за первые три квартала 2000 года вырос на 27,7%, составив 285,7 млрд. рублей на 1.10.2000, а их доля в совокупных активах банковской системы сократилась с 14,1% на 1.01.2000 до 13,1% на 1.10.2000. Одновременно депозиты банков, размещенные в Банке России, выросли за указанный период в 21 раз, составив 79,1 млрд. рублей на 1.10.2000.

Улучшение финансового состояния предприятий ряда секторов экономики способствовало интенсивному росту ресурсной базы банковской системы. Так, объем средств, привлеченных банками от предприятий и организаций, вырос за первые три квартала 2000 года в рублях на 59,2%, в иностранной валюте — на 28%. Доля средств, привлеченных банками от предприятий и организаций, в совокупных пассивах банковской системы выросла с 28,8% на 1.01.2000 до 31,6% на 1.10.2000.

Роль долговых обязательств в ресурсной базе банковской системы не изменилась. При росте объема выпущенных банками долговых обязательств с 1.01.2000 по 1.10.2000 на 36,3% их доля в пассивах банковской системы составила на указанные даты 7,3%.

О некотором восстановлении доверия к банковской системе свидетельствует рост объемов вкладов, привлеченных банками от населения. С 1.01.2000 по 1.10.2000 депозиты физических лиц, размещенные в банковской системе, увеличились в рублях на 38,1% (в Сбербанке России — на 35,1%, в остальных коммерческих банках — на 62,9%), в иностранной валюте — на 31,9% (в Сбербанке России — на 39,4%, в остальных коммерческих банках — на 24,6%). Тем не менее рост объема депозитов населения пока не привел к существенному увеличению их роли в формировании банками привлеченных средств: доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы как на 1.01.2000, так и на 1.10.2000 составила 18,7% (без учета Сбербанка России — 6 и 6,1% соответственно).

В течение первых трех кварталов 2000 года произошло дальнейшее сокращение объема межбанковских кредитов, привлеченных российскими банками на международном финансовом рынке. С 1.01.2000 по 1.10.2000 объем задолженности российских банков перед банками-нерезидентами в иностранной валюте сократился на 18,6%. Рынок рублевых межбанковских кредитов и депозитов, напротив, начинает постепенно восстанавливаться. Объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов в рублях вырос в анализируемый период на 56,5%. В результате доля межбанковских кредитов в совокупных пассивах банковской системы снизилась с 10,9% на 1.01.2000 до 8% на 1.10.2000.

Рост ресурсной базы и ликвидности кредитных организаций, улучшение состояния их кредитного портфеля в течение первых трех кварталов 2000 года, отзыв лицензий у финансово неустойчивых банков способствовали постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы в целом.

По состоянию на 1.10.2000 текущая прибыль действующих кредитных организаций достигла 22,4 млрд. рублей. Число прибыльных банков на 1.10.2000 составило 1212, или 91,7% от числа действующих банков. Вместе с тем кредитным организациям пока не удалось погасить накопленные убытки прошлых лет. Общим результатом их финансовой деятельности с учетом итогов прошлых лет на 1.10.2000 стали убытки в размере 31,8 млрд. рублей.

В текущем году существенно уменьшились масштабы сокращения количества действующих кредитных организаций по сравнению с 1999 годом. Если число действующих кредитных организаций за январь—сентябрь 2000 года уменьшилось с 1349 до 1322, или на 27, то за соответствующий период 1999 года — на 91. Количество действующих филиалов банков сократилось с 1.01.2000 по 1.10.2000 с 3923 до 3869, или на 1,4% (за соответствующий период 1999 года — на 12,1%).

В рассматриваемый период сохранилась концентрация активов банковской системы в крупнейших по величине активов банках. По состоянию на 1.10.2000 на 50 крупнейших по активам банков приходилось 76,5% совокупных активов банковской системы (на 1.01.2000 — 76,6%), 79,1% от общего объема кредитов предприятиям и организациям (81,1% на 1.01.2000), 68,6% от общей суммы средств, привлеченных банками от предприятий и организаций (на 1.01.2000 — 65,6%). Удельный вес Сбербанка России в совокупных активах действующих банков на 1.10.2000 составил 26,3%, в общем объеме вкладов населения — 76%, в общем объеме вложений в государственные ценные бумаги в национальной валюте — 59,7%, в остатках на расчетных и текущих счетах клиентов — 20,2%, в объеме кредитов реальному сектору экономики — 30,4%.

1 Здесь и далее — с учетом роста курса доллара.

Структура активов действующих кредитных организаций, сгруппированных по направлениям вложений (млрд. руб.)

 

Активы 1.10.1999 1.01.2000 1.04.2000 1.07.2000 1.10.2000
Всего активов 1391,7 1586,4 1816,2 1928,2 2176,1
В т.ч.:
  Денежные средства, драгоценные металлы и камни 33,7 45,0 38,6 37,9 40,2
  Счета в Центральном банке Российской Федерации 120,9 137,0 203,9 242,9 277,7
  Kорреспондентские счета в банках 126,2 158,3 173,9 195,9 200,1
  Ценные бумаги, приобретенные банками 300,3 318,9 358,4 386,2 430,9
  Kредиты (с учетом просроченной задолженности) 520,3 627,2 662,8 718,4 837,3
  Прочие размещенные средства 85,8 93,8 132,5 118,8 131,3
  Основные средства, хозяйственные затраты и нематериальные активы 55,1 59,7 61,3 63,9 67,4
  Прочие активы 149,4 146,6 185,0 164,1 191,1

 

Структура пассивов действующих кредитных организаций, сгруппированных по источникам средств (млрд. руб.)

 

Пассивы 1.10.1999 1.01.2000 1.04.2000 1.07.2000 1.10.2000
Всего пассивов 1391,7 1586,4 1816,2 1928,2 2176,1
В т.ч.:
  Фонды и прибыль банков 161,7 226,8 244,8 242,0 281,0
  Kредиты, полученные банками от Банка России 14,3 14,2 14,2 14,2 13,9
  Счета банков 50,2 62,4 79,1 74,8 101,3
  Межбанковские кредиты 153,9 173,4 166,0 174,0 173,8
  Вклады населения 258,6 297,1 333,7 375,3 407,8
  Средства, привлеченные от предприятий и организаций 416,3 472,1 560,4 600,4 688,7
  Выпущенные долговые обязательства 88,1 116,5 120,5 126,7 158,9
  Прочие пассивы 248,7 223,9 297,5 320,8 350,7

 

Рисунок 1

 

Рисунок 2
Структура активов банковской системы

Рисунок 3
Структура пассивов банковской системы

Количественные характеристики кредитных организаций России

 

Показатель 1.01.1999 1.10.1999 1.01.2000 1.07.2000 1.10.2000
Зарегистрировано          
Действующих          
Зарегистрированы, но еще не имеют лицензий          
Лицензии отозваны          
Имеют валютные лицензии          
Имеют генеральные лицензии          

 

Заключение о состоянии и перспективах развития ЦБ РФ,
банковской системы России.

 

Сейчас, когда в основном решены наиболее острые проблемы банковского сектора, порожденные финансовым кризисом, и завершен первый, наиболее трудный этап реструктуризации кредитных организаций, остро стоит вопрос определения стратегии дальнейшего развития банковской системы, ее места в экономике страны. Сегодня необходимо решить проблему повышения финансовой устойчивости банковского сектора, определить принципы его регулирования, необходимые изменения в структуре банковской системы, роль государства, частного сектора, иностранных инвесторов в развитии банковской деятельности, создать стимулы для переориентации взаимодействия банков с экономикой. Конгресс, в работе которого принимают участие ведущие российские и иностранные банковские специалисты, может сыграть значительную роль в решении этих задач.

Основополагающим изменением в российском банковском секторе за последнее десятилетие был переход от устоев плановой экономики к рыночным принципам. Этот многогранный процесс включал в себя как институциональные изменения — прежде всего формирование двухуровневой банковской системы с кардинально изменившейся ролью Центрального банка, так и установление принципиально иных по сравнению с плановым хозяйством взаимоотношений банков с экономикой в целом.

Было бы наивно полагать, что столь масштабные преобразования в экономике при наличии структурных диспропорций пройдут гладко и безболезненно. Формирование ядра банковской системы и увеличение числа кредитных институтов происходило в условиях роста дефицита государственного бюджета, стагнации производства, роста числа убыточных предприятий, нарастания неплатежей, расширения бартерных и других неденежных форм расчета.

Крайне негативное воздействие на российскую экономику оказало падение мировых цен на сырьевые товары, которое привело к сокращению статей экспортных поступлений в структуре платежного баланса, убыткам отечественных сырьевых компаний, снижению их кредитоспособности.

Но не только внешние по отношению к банковскому сектору факторы повлияли на состояние банковской системы. Уже достаточно много анализировались такие ошибки в управлении банками, как значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживались заемщиками, либо не могли быть ими возвращены, и проведение кредитной политики в интересах отдельных крупных клиентов без учета интересов частных вкладчиков и других кредиторов. Кроме того, отмечались низкий уровень профессионализма руководящего звена банков, а также случаи личной хозяйственной заинтересованности банков и их менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров.

В результате кризиса 1998 года банки понесли значительные убытки. Увеличилось количество финансово неустойчивых кредитных организаций, в число которых попали банки, до тех пор входившие в группу крупнейших и не внушавшие особых опасений. Из-за кризиса ликвидности банковская система перестала выполнять одну из основных своих функций — проведение зачетов в экономике. Нельзя не отметить и кризис доверия — как банков друг к другу, так и клиентов к банкам, что вызвало отток средств с банковских счетов. Одним словом, кризис банковского сектора был кризисом системы, и этим сказано все.

Преодоление последствий этого кризиса потребовало значительных усилий со стороны Банка России. Было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), деятельность которого направлена на стабилизацию положения в банковской сфере.

Банк России участвует в реструктуризации банковской системы в рамках своих полномочий. Под контролем Банка России кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России поддерживает ликвидность платежеспособных банков путем использования стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения и отзывает лицензии только у нежизнеспособных банков.

Сейчас уже можно говорить о том, что первый этап реструктуризации банковской системы в целом завершен.

Анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры первого этапа реструктуризации, принятые в 1999 году исполнительной и законодательной властью и Банком России, дали положительные результаты. Вступление в силу в феврале 1999 года Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” позволило Банку России значительно активизировать деятельность по выведению с рынка банковских услуг кредитных организаций, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение и не имеющих перспектив развития.

Создание благоприятных условий для реструктуризации кредитных организаций, а также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков позволило создать фундамент роста капитала банковской системы.

К концу первого квартала 2000 года совокупный капитал действующих банков возрос по сравнению с минимальным уровнем, зарегистрированным в марте 1999 года, на 109 млрд. рублей, или в 2,8 раза, и составил 169,2 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем до кризиса. Однако в реальном выражении капитал банковской системы пока не восстановлен.

Без учета банков, находящихся под управлением АРКО, собственные средства российских банков по состоянию на 1 апреля 2000 года в реальном выражении составляли около 76% соответствующего предкризисного показателя.

Наблюдается восстановление масштабов банковской деятельности. Так, по итогам 1999 года совокупные активы банковской системы возросли на 51%. При этом их рублевая составляющая увеличилась на 351 млрд. рублей, или на 76,5%, превысив предкризисный уровень на 54,6%.

Валютные активы увеличились на 1%. Степень долларизации активов по итогам минувшего года снизилась с 56 до 49%.

За период с января по апрель 2000 года совокупные активы банковской системы возросли на 14,5%.

Улучшается качество кредитного портфеля. Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным реальному сектору экономики, сократилась с 11,7% на 1 января 1999 года до 5,8% на 1 апреля 2000 года. В значительной мере этот процесс обусловлен улучшением финансового состояния заемщиков в связи с позитивными тенденциями в экономике.

Весьма важно отмечающееся восстановление доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков. Объем средств, привлеченных банками от предприятий и организаций, вырос в 1999 году в номинальном выражении на 67%, а за первый квартал 2000 года — еще на 18,7%. Депозиты физических лиц за 1999 год увеличились в рублях на 43%, в иностранной валюте — на 24%, а за первый квартал 2000 года — еще на 11,9 и 7,3% соответственно.

Достигнутый прогресс по ряду ключевых показателей не означает полного преодоления последствий финансового кризиса. Несмотря на то что меры по реструктуризации кредитных организаций, принятые на первом ее этапе, принесли положительные результаты, банковская система нуждается в продолжении этого процесса. Прежде всего, как отмечалось выше, не восстановлен в реальном выражении капитал банковской системы. Кроме того, несмотря на сокращение к настоящему времени более чем в 2 раза совокупных убытков действующих банков по сравнению с их максимальным значением (42 млрд. рублей на 1 апреля 1999 года), сумма убытков остается значительной — порядка 20 млрд. рублей.

Характеристикой состояния банковской системы является также удельный вес “плохих” долгов. Доля безнадежных ссуд в банковском кредитном портфеле, хотя и сократилась с начала 1999 года до марта текущего года с 11 до 8,8%, по-прежнему существенно превышает соответствующий докризисный показатель (3,6%).

Совокупные активы и кредиты банковской системы в реальном исчислении также не достигли предкризисного уровня и составляют около 75% соответствующих докризисных параметров.

Основная задача на сегодняшний день состоит в обеспечении долгосрочной устойчивости банковской системы. Без ее решения невозможны как переориентация банков на обслуживание реальной экономики, так и повышение доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков.

Одной из актуальных проблем, рассматриваемых в настоящее время, является вопрос о независимости Центрального банка Российской Федерации. От того, как он будет решен, зависят определение статуса, а также задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России.

Независимость центрального банка устанавливается законодательством или складывается на практике как результат развития банковской системы конкретной страны. При этом важнейшее значение имеет реальная независимость центрального банка в процессе достижения основной цели денежно-кредитной политики и в выборе необходимого для этого инструментария. Именно реальная независимость дает центральному банку возможность быть свободным от влияния политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Безусловно, Банк России должен быть независимым в корректировке промежуточных и операционных целей денежно-кредитной политики при возникновении угрозы финансовой и экономической стабильности страны. Что касается конечных целей денежно-кредитной политики, то они, несомненно, должны согласовываться с Правительством Российской Федерации, с заинтересованными министерствами и ведомствами. Кроме того, Банк России должен постоянно отчитываться перед Государственной Думой о результатах своей работы.

При этом немаловажно доведение до сведения общественности и разъяснение независимого мнения Банка России об оптимальном сочетании целевых макроэкономических показателей. Для обеспечения полной независимости, которую могут дать лишь доверие и поддержка населения, Банку России необходимо повышать прозрачность своей деятельности.

Правовая независимость Центрального банка является необходимым условием выработки самостоятельной денежно-кредитной политики, но ее эффективность определяется степенью координации гуманитарной и общеэкономической политики, постоянным прогрессом в сфере институционального развития и структурных мер. Я позволю себе выразить надежду, что Конституционный суд к 10 октября примет ответственные и взвешенные решения, в рамках которых и будет строиться будущий закон о Центральном банке Российской Федерации.

Именно благодаря независимости в определении и проведении в жизнь денежно-кредитной политики в период после августовского кризиса 1998 года Банку России удалось предотвратить предрекаемую многими гиперинфляцию, которая могла бы стать результатом бесконтрольной эмиссионной деятельности. Более того, в течение прошедшего со времени кризиса периода темпы роста потребительских цен постоянно снижаются на фоне роста спроса на деньги со стороны реальной экономики.

Независимость Банка России позволила ему стабилизировать курс национальной валюты и ситуацию на внутреннем валютном рынке в целом. Для этого в 1999 году Банком России были приняты достаточно жесткие меры в области валютного регулирования и контроля, направленные на уменьшение незаконного оттока капитала за рубеж и соответственно сокращение спроса на иностранную валюту. К сожалению, эти действия вызвали критику со стороны части экспертов международных валютных организаций, прежде всего тех, кто никогда не работал в реальной экономике.

В то же время Банк России оперативно реагировал на конъюнктурные изменения на внутреннем валютном рынке, поддерживая с помощью валютных интервенций стабильность курса национальной валюты.

В текущем году эффективность денежно-кредитной и валютной политики наглядно проявляется в сохранении достаточно низких темпов инфляции на фоне значительного роста золотовалютных резервов Банка России. Я надеюсь, что Государственная Дума рассмотрит результаты нашей деятельности за 1999 год с учетом заключений не только международных аудиторов, но и наших специалистов в аудиторском деле и даст объективную оценку работы Банка России.

Что касается изменения структуры Банка России, то в настоящее время начинается подготовка к реорганизации территориальных учреждений Банка России в направлении их укрупнения. Это связано, однако, не с последними решениями Президента Российской Федерации, которые, я уверен, будут поддержаны как нижней, так и в определенной степени верхней палатой нашего законодательного органа, а с тем, что сложившаяся система территориальных учреждений (и специалисты Банка России понимают это в первую очередь) себя изжила. Я думаю, что мы должны строить систему прежде всего с учетом проведения своевременных расчетов в условиях большого количества часовых поясов, а также обслуживания тех крупных хозяйственных регионов, в которых складывается и будет развиваться банковская сеть.

Приближается юбилей Банка России — его 140-летие. И хотя это не круглая дата, а скорее, генеральная репетиция 150-летия, можно отметить, что по сравнению с предыдущими годами нашего столетия Банк России сделал рубль одной из самых твердых валют в мире. За это время изменились не только экономическая и политическая ситуация, общественно-политический строй в нашей стране, но претерпел неоднократные изменения денежный стандарт во многих странах мира. В начале 70-х годов нашего века окончательно распалась связь между национальными валютами большинства стран мира и золотом, которое столетиями было основой денежных систем различных стран. Во вновь сложившихся условиях обеспечение стабильности национальных валют, являющееся основной целью деятельности центральных банков большинства стран, может быть реализовано путем проведения взвешенной денежно-кредитной политики, предусматривающей в том числе недопущение необеспеченной эмиссии денег.

С учетом степени развития мировых интеграционных процессов чрезвычайно важным представляется поддержание стабильности национальной валюты по отношению к другим иностранным валютам. В настоящее время индустриально развитые страны используют в основном режим плавающего валютного курса. Европейское экономическое сообщество, долгое время устанавливающее допустимые пределы отклонений курсов национальных валют по отношению друг к другу, реализует программу единой европейской валюты. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой используют различные режимы курсообразования — от управления валютным курсом до различных форм фиксированного курса национальной валюты к валюте развитой страны, в основном к доллару США.

В России за период реформ сменилось несколько режимов валютного курса. В 1990-е годы, при переходе от плановой к рыночной экономике, возникла множественность валютных курсов. Затем, с введением торгов на Московской межбанковской валютной бирже, Банк России стал определять официальный курс рубля. А с середины 1995 года был принят режим фиксированного валютного курса в форме валютного коридора.

Во время разразившегося в 1998 году финансового кризиса, пытаясь противодействовать быстрому падению обменного курса рубля, Банк России потратил значительные объемы валютных резервов — почти 10 млрд. долларов. Однако избежать значительной девальвации национальной валюты не удалось.

С сентября 1998 года Банк России принял решение о переходе к режиму плавающего валютного курса рубля, который позволяет внутреннему валютному рынку более гибко реагировать на внешние воздействия, а Банку России — осуществлять ограниченное вмешательство в операции на валютном рынке лишь в критических случаях, что способствует сохранению и накоплению золотовалютных резервов.

В текущем году ситуацию на внутреннем валютном рынке можно назвать стабильной и контролируемой. С середины января по настоящее время номинальный реальный курс российского рубля по отношению к доллару оставался практически неизменным — лишь изредка наблюдались его незначительные конъюнктурные отклонения в ту или иную сторону.

Достигнутая стабильность на внутреннем валютном рынке во многом определяется, на наш взгляд, эффективностью мер валютного регулирования и валютного контроля, принятых Банком России еще в 1998—1999 годах. В настоящее время перспективы развития ситуации на внутреннем валютном рынке можно рассматривать как достаточно благоприятные. Объем поступающей в страну экспортной выручки не должен уменьшаться по сравнению с уровнем апреля текущего года. Банк России накопил достаточные резервы для противодействия спекулятивным атакам на национальную валюту. Мы не считаем целесообразным допускать искусственное обесценение рубля для дальнейшего стимулирования экспорта, поскольку даже нынешний уровень валютного курса делает экспортные операции чрезвычайно прибыльными и рентабельными. Отрицательные последствия обесценения национальной валюты могут негативно сказаться прежде всего на социальной сфере, уровне жизни населения, а также перспективах обслуживания внешнего долга.

Банк России, так же как и другие ведомства, рассмотрел проект стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, подготовленный Центром стратегических разработок, и сделал следующие замечания.

В результате осуществления предлагаемой стратегии развития планируется обеспечить как минимум 5-процентный темп роста ВВП в среднем на протяжении 10 лет, что соответствует увеличению объема ВВП в 2010 году по сравнению с 1999 годом на 70%. С нашей точки зрения, с учетом благоприятных внешних и внутренних факторов необходимо рассмотреть вариант достижения в ближайшей перспективе более высоких темпов экономического развития. При этом интенсивность экономического развития будет зависеть от активности государственной экономической политики, использующей преимущественно косвенные методы воздействия на все сферы хозяйствования, что должно найти отражение в соответствующей правительственной программе.

Одним из основных недостатков рассматриваемой стратегии является ее декларативный характер. В предлагаемом проекте ставятся действительно актуальные задачи, требующие безотлагательного решения, но при этом не всегда четко и конкретно указываются пути такого решения.

При доработке стратегии следует устранить также излишнюю детализацию инструктивного характера при описании подходов к осуществлению отдельных мероприятий, несвойственную документам такого рода. Следует исключить повторы и, самое главное, некорректные и бездоказательные формулировки. Например, о слабости и непоследовательности банковского регулирования и надзора, о чисто формальном характере отчетности и ответственности Центрального банка Российской Федерации, недостаточной компетентности и профессионализме специалистов Банка России в налоговых вопросах.

Вместе с тем проект стратегии развития Российской Федерации, помимо прочего, определяет стратегические направления в сфере денежно-кредитной политики страны, в развитии платежной системы, которые в значительной степени относятся к компетенции Банка России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: