Деятельность государства в области социальной защиты населения имеет прямое отношение к распределительным отношениям между различными социальными слоями общества по поводу получения ими необходимых жизненных благ. При этом государство, регулируя распределительные отношения, стремится обеспечить реализацию ими следующих функций:
1. Стимулирующей функции, согласно которой распределение жизненных благ осуществляется пропорционально трудовому вкладу каждого работника. Поэтому распределение по труду остается одним из главных источников доходов в Республике Беларусь для основной массы населения. В стране реализуется установка на неуклонный рост заработной платы. При этом необходимо, чтобы заработная плата также эффективно выполняла стимулирующую функцию, для этого нужно переходить к финансированию результатов работы, а не штатной численности работающих и материальных затрат при производстве той или иной продукции.
2. Гарантирующей функции, в соответствии с которой большое значение приобретает деятельность государства по перераспределению национального дохода, направленного на потребление, через систему социального обеспечения, а также путем расширения объема жизненных благ, предоставляемых членам общества бесплатно или на льготных условиях. В этом случае государство стремится обеспечить определенный уровень социальных гарантий каждому члену общества.
Значительная доля государственного бюджета выделяется на выплату пенсий, стипендий, пособий. При этом в современных условиях государство стремится изменить деятельность в сфере социальной защиты: во-первых, дать возможность человеку своими руками обеспечить желаемый уровень жизни, помочь ему ликвидировать причину низких доходов, а во-вторых, социальная защита (выплата пособий, выделение дотаций) должна носить адресный характер. Отменяя те или иные льготы для определенных категорий населения, государство не стремится экономить бюджетные средства. Главная цель заключается в справедливом получении ими той или иной поддержки от государства.
Государство, регулируя распределительные отношения в республике, постоянно сталкивается с проблемой оптимального соотношения вышеназванных функций. Нарушение баланса между ними может, с одной стороны, порождать в обществе сильную имущественную дифференциацию, а с другой, – социальную и трудовую пассивность, тунеядство, иждивенчество.
Важное значение имеет политика государства в сфере трудовойзанятости, поскольку все трудоспособное население страны распадается на две группы: занятых в общественном производстве и не занятых в нем из-за отсутствия вакантных мест, загруженности домашним хозяйством, увольнения с предыдущего места работы в связи с его модернизацией и по другим причинам.
Государство стремится в максимальной степени обеспечить занятость населения и реализует в этой связи определенную систему мер, в частности, проводит политику по созданию новых рабочих мест, организации на различных уровнях центров занятости, которые регистрируют безработных, оказывают им помощь в поиске вакансий, повышении квалификации, приобретении новых профессий. И, хотя уровень зарегистрированной безработицы в стране невысок (менее 2 %), по структуре она неодинакова. В небольших населенных пунктах и в сельской местности существуют более серьезные проблемы с трудоустройством населения, чем в крупных городах. К тому же довольно низкая безработица, как правило, скрывает излишнюю численность работающих на предприятиях, сказываясь отрицательно на размере заработной платы. Поэтому и в области организации трудовой занятости государство должно таким образом регулировать этот процесс, чтобы не ликвидировать определенные стимулы экономического роста.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ | |
Главная цель | Основные принципы и направления деятельности |
В сфере образования | |
Формирование творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности | · Преемственность и непрерывность образования · Национально-культурная основа образования · Обязательное базовое образование · Научность и ориентация на мировой уровень образования · Равный доступ к образованию и социальная справедливость · Развитие образования в тесной увязке с потребностями рынка труда · |
В сфере здравоохранения | |
Сохранение и укрепление здоровья нации, повышение продолжитель-ности жизни населения | · Сохранение приоритетности государственной системы здравоохранения · Формирование рынка медицинских услуг · Постепенный переход к страховой медицине · Укрепление материально-технической базы медицины · Усиление профилактической направленности учреждений здравоохранения |
В сфере распределения доходов | |
Справедливое распределение доходов, недопустимость глубокого социального расслоения граждан по уровню доходов | · Борьба с незаконными способами обогащения · Социальная поддержка слабых слоев общества · Равная плата за равный труд · Рост заработной платы в связи с ростом производительности труда · Осуществление адресной социальной помощи – поддержка реально нуждающихся категорий населения с низкими доходами |
В сфере трудовой занятости | |
Обеспечение максимально высокой занятости населения, минимизация влияния неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд | · Повышение инвестиционной активности, обновление и совершенствование структуры рабочих мест · Совершенствование системы поддержки граждан, потерявших работу в РБ · Снижение безработицы среди наиболее уязвимых групп населения на рынке труда (молодежь, инвалиды, граждане, освободившиеся из тюрем, женщины, имеющие детей) · Устранение структурного (профессионального) дисбаланса спроса и предложения рабочей силы · Устранение территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы · Снижение уровня безработицы в малых городах · Разрешение проблемы скрытой безработицы |