– на труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;
– защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку;
– отдых;
– собственность;
– охрану здоровья;
– социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;
– жилище;
– образование;
– сохранение своей национальной принадлежности.
Обязанности:
– каждый обязан соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции;
– каждый обязан уважать достоинство, права и свободы других лиц;
– каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;
– охрана природной среды – долг каждого;
– граждане Республики Беларусь обязаны платить налоги, пошлины и иные платежи;
– защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.
1.2. Необходимо обратить внимание на то, что, когда в 1991 году наша страна встала на путь самостоятельного развития, при определении формы государственного правления не было сомнений в том, что это должна быть республика, общими юридическими признаками которой являются выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, осуществление государственной власти по поручению народа.
Главной предпосылкой этого было существование белорусского государства в форме республики в советский период с 1919 года. И, хотя данная форма республиканского правления в СССР имела недостатки (не было всенародно избираемого главы государства, отсутствовал пост Президента, верховная государственная власть принадлежала партийному органу, выборы законодательного органа – Верховного Совета – носили безальтернативный характер), тем не менее, определенные традиции республиканизма были заложены.
|
Поэтому ст. 1 Конституции определяет форму государственного правления в виде республики, которая обеспечивает в наибольшей степени участие населения в формировании высших органов государственной власти.
Республиканская форма правления, как известно, имеет две основные разновидности: парламентскую и президентскую. В нынешней Конституции Республики Беларусь нет статьи, где бы имело место прямое указание на одну из разновидностей республики. Однако, анализ полномочий Президента, его взаимодействия с белорусским парламентом говорит о том, что белорусское государство – это республика с сильной президентской властью. Об этом свидетельствует то, что Президент в Республике Беларусь напрямую избирается народом, он формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом, имеет широкие полномочия при назначении выборов, высших должностных лиц, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, вводит при необходимости военное и чрезвычайное положение, имеет право отлагательного вето, роспуска парламента.
Сильная президентская власть наиболее целесообразна в настоящее время в республике, так как страна находится в рамках переходного периода, когда еще не сформировались зрелые традиции демократического, гражданского общества. Такая власть способна быстро реагировать на возникающие проблемы и обеспечивать принятие и реализацию наиболее рациональных решений. К тому же необходимо иметь в виду, что парламентская республика наиболее целесообразна в условиях высокой зрелости партийной системы, которая в Беларуси еще не сложилась.
|
При этом необходимо помнить, что деятельность Президента в Республике Беларусь не бесконтрольна. В Конституции закреплена так называемая система "сдержек":
– при назначении Президентом на ключевые посты (Премьер-министра, Председателя Верховного Суда, Председателя Национального банка, Генерального прокурора, Председателя Конституционного Суда и др.) требуется согласие Парламента ( ст. 84);
– нормотворческая деятельность Президента Республики Беларусь может быть проверена Конституционным Судом на соответствие Конституции (ст. 116);
– у Парламента есть право преодоления вето Президента посредством принятия закона с помощью так называемого квалифицированного большинства, т.е. принятия его большинством не менее двух третей голосов депутатов (ст. 100);
– Парламент ратифицирует подписанные Президентом международные договоры;
– возможен импичмент (досрочная отставка) Президента (ст. 88) при стойкой недееспособности по состоянию здоровья и в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.
При выборе формы административно-территориального устройства Республика Беларусь определилась как унитарное государство (ст. 1).
Это обусловлено тем, что в Беларуси нет народов и территорий, которые бы претендовали на роль суверенного субъекта. К моменту создания самостоятельного белорусского государства в стране не обнаруживалось тенденции к автономизации и федерализации. Имеющиеся в республике отдельные административно-территориальные единицы – области, обладая определенной самостоятельностью, не имеют признаков государственности, суверенитета.
|
1.3. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет демократический характер политического режима в стране. Проанализируйте реализацию идеи о народе как источнике государственной власти через представительные и непосредственные формы демократии в стране.
Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц.