Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы
2. Обеспечение роста экономического и политического потенциала государства.
Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических международных союзах, блоках.
3. Защита прав граждан страны, оказавшихся по разным причинам за пределами своей страны (работа, вступление в брак с иностранными гражданами, отдых, туризм и т.д.). Институтами, способствующими реализации данной цели, являются посольства, консульства, представительства данного государства за границей. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка страны.
ВИДЫВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ |
Активная внешняя политика | Пассивная внешняя политика |
Агрессивная внешняя политика | Миролюбивая внешняя политика |
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности.
Средства внешней политики:
Политические средства внешней политики используются в дипломатических отношениях. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.
|
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго, экономические санкции или режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами такого давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Крайним средством в рамках данных способов внешней политики является война.
Информационно-пропагандистские средства (или идеологические), когда используются средства массовой информации, произведения искусства для реализации контактов с другими странами.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Внешняя политика Республики Беларусь определяется в значительной степени ее геополитическим положением:
· Республика Беларусь занимает срединную часть Евразийского континента, находится в центре Европы;
· Беларусь не имеет прямого выхода к морю;
|
· Протяженность границ Беларуси – 2969 км. Граница страны проходит по территориям с таким природным рельефом местности, который позволяет осуществлять ее эффективный контроль и охрану;
· Окружение республики составляют страны со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом и стабильными политическими режимами;
· Население – 9,5 млн. чел. (1,5% населения Европы, 0,15 % - мира);
· Территория – 207,6 тыс. кв. км. (2,1% территории Европы);
· Климат страны характеризуется отсутствием разрушительных природных катаклизмов (землетрясений, тайфунов, извержений вулканов и т.д.);
· Наличие природных ресурсов: лес, калийные соли (15% мировых запасов), водные ресурсы, бурые угли, горючие сланцы, гранит, железная руда.
· Беларусь находится на стратегическом перекрестке – на пересечении транспортных путей «север – юг; запад – восток». Беларусь является важным транспортным мостом между Европой и Россией.
Республика Беларусь во внешней политике руководствуется следующими принципами:
Неприменение силы в международных отношениях, внешняя политика Беларуси носит исключительно миролюбивый характер, приверженность принципам нейтралитета.
Уважение суверенитета других государств, соблюдение территориальной целостности стран, с которыми Республика Беларусь налаживает различные связи.
Выполнение обязательств по международным договорам, заключенным с другими странами, в том числе и в области разоружения. РБ первой в истории современного мира отказалась от ядерного оружия: в ноябре 1996 г. был осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории республики.
|
ПРИНЦИПЫВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ |
Неприменение силы в международных отношениях |
Нерушимость границ |
Уважение суверенитета других государств |
Выполнение обязательств по договорам в области разоружения |
Внешняя политика Республики Беларусь носит многовекторный характер, т.е. сотрудничество реализуется со странами, находящимися в различных частях света.
Основные направления (векторы) следующие:
Республика Беларусь осуществляет сотрудничество с международными организациями, прежде всего, в рамках ООН. Она является полноправным членом более 50 специализированных учреждений ООН. В стране действует национальная комиссия Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Беларусь активно участвует в работе таких функциональных органов ООН, как Европейская экономическая комиссия, Детский фонд ООН, Конференция объединенных наций по торговле и развитию и др. В 1992 г. Беларусь вступила в Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международную финансовую корпорацию, Международное агентство по гарантиях инвестиций. В Минске были открыты представительства влиятельных международных организаций: ООН, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, Управления Верховного комиссара ООН по беженцам и др.
Важнейшее направление во внешней политике Республики Беларусь - сотрудничество и интеграция с Россией, которое осуществляется на основе договора о создании союзного государства с Россией. Главная задача – обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
Успешный характер носит сотрудничество со странами СНГ, и прежде всего с Украиной, Кыргыстаном, Туркменистаном, Молдовой, Арменией, Азербайджаном. В августе 2010 года был заключен таможенный союз между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, который дал новый импульс экономическим связям данных стран.
Важное значение имеет экономическое и культурное сотрудничество со странами Европейского союза (ЕС 28). Около 40% общего объема белорусского экспорта осуществляется в страны ЕС. Половина предприятий с иностранным капиталом создано в республике с участием стран Европейского союза.
Отдельное направление во внешней политике Республики Беларусь – сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. На этом направлении определились стратегические партнеры во внешней политике нашей страны: Венесуэла, Китай. Так, например, объем торговли между Республикой Беларусь и Китаем достиг более 1,5 млрд. дол. в год. Беларусь осуществляет в Китай экспорт калийных удобрений, капролактам, карьерные самосвалы. В нашей республике осуществляется реализация ряда инвестиционных проектов с участием китайского капитала: модернизация ряда ТЭЦ, строительство новых и реконструкция действующих предприятий цементной отрасли, создание крупнейшего в Европе белорусско-китайского индустриального парка в Смолевичах и др.
Важное направление во внешней политике Республики Беларусь - реализация инвестиционных программ с участием иностранного капитала. В настоящее время в странеимеется более 4 тыс. предприятий с иностранным капиталом. Всемирный банк в 2011 году присвоил Беларуси 4-ое место в списке стран-реформаторов бизнес-климата.
Позитивный инвестиционный имидж нашей страны определяют:
• низкий уровень внешнего долга страны (50% от ВВП) и своевременное выполнение долговых обязательств;
• высокий уровень образования населения;
• географическое положение страны (транзитное положение) и открытые таможенные границы с Россией и Казахстаном;
• либерализация законодательства в области инвестирования;
• низкий уровень криминала, стабильность ситуации в стране;
МНОГОВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
Сотрудничество с международными организациями, прежде всего, в рамках ООН |
Сотрудничество и интеграция с Россией |
Сотрудничество со странами СНГ |
Сотрудничество со странами Европейского союза (ЕС 28) |
Сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки |
Об интенсивности внешнеторговых связей Республики Беларусь свидетельствует то, что белорусские товары продаются на рынках 152 стран.
Белорусский экспорт растет за счет продажи на внешних рынках нефтепродуктов, тракторов и седельных тягачей, калийных удобрений, грузовых автомобилей, автобусов, молока и молочных продуктов, мясных продуктов и др.
Население Беларуси составляет 0,15 % населения мира. При этом Республика Беларусь обеспечивает в мировой торговле:
• 16% поставок калийных удобрений;
• 7% мировой торговли сыра;
• 10% - мировой торговли сливочного масла;
• 10% поставок тракторов в мире;
• 30% мировой торговли карьерных самосвалов.
Таким образом, Республика Беларусь в настоящее время является полноправным и самостоятельным субектом международных отношений.
Модуль - 5
ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий.
2. Государственная идеология как социально-политический феномен.
3. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства:
3.1. идеология либерализма и неолиберализма.
3.2. идеология консерватизма и неоконсерватизма.
3.3. социал-демократическая идеология (социал-реформизм).
1. ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ.
Понятие "идеология" в переводе (греч. idea – идея + logos – учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале ХIХ века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В данном случае речь будет идти о политической идеологии как концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти.
Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история и др., которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.