ВИДЫВЫБОРОВ
![]() ![]() ![]() |
Общенациональ-ные выборы(президентские, парламентские) | Выборы органов местного управления | Выборы некоторых должностных лиц(судей, присяжных заседателей, комиссаров полиции и др.) |
ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО |
1. Совокупность юридических норм, регулирующих организацию и проведение выборов в стране (объективное право) 2. Возможность гражданина избирать и быть избранным в стране в представительный орган государственной власти (субъективное право) |
ВИДЫИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
![]() ![]() |
Активное избирательное право –право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов государственной власти | Пассивное избирательное право –право гражданина быть кандидатом на выборах в представительные органы государственной власти |
![]() |
Назначение выборов |
Формирование избирательных органов (избирательных комиссий) |
Регистрация избирателей в установленном порядке |
![]() |
![]() |
Предвыборная агитация |
Голосование |
Подсчет голосов и определение результатов голосования |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Принцип всеобщности | Принцип Свободы | Принцип равенства | Принцип тайности голосования |
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
В широком смысле слова: Порядок организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти, закрепленный в юридических нормах В узком смысле слова: Способ определения результатов выборов по данным голосования |
РАЗНОВИДНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ | |||||
![]()
Мажоритарная
| Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства | ||||
Мажоритарная избирательная система относительного большинства | |||||
Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства | |||||
Пропорциональная избирательная система | |||||
Смешанная избирательная система |
Модуль 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ
1. Современные международные отношения: понятие, разновидности, субъекты, основные принципы и тенденции развития.
2 Внешняя политика государств: виды, цели, средства. Внешняя политика Республики Беларусь, ее многовекторный характер.
1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫИ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
Особую сферу политики составляют международные отношения. В современных условиях мировой порядок зависит от взаимодействий более 200 государств, находящихся на разных этапах экономического, политического и культурного развития.
Необходимо иметь в виду следующее определение понятия «международные отношения»:
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.
|
Существуют различные виды международных отношений, которые можно классифицировать по разным основаниям следующим образом:
1. В зависимости от содержания этих отношений можно выделить следующие МО:
· Экономические МО (финансовые, торговые, кооперирование в сфере производственной деятельности и др.);
· Политические МО (сотрудничество в сфере права, дипломатические, взаимодействия между политическими партиями, парламентами и др.);
· Военно-стратегические МО (взаимодействие стран в рамках военных блоков, между армиями, совместные учения, войны и др.);
· Культурные МО (международные гастроли художественных коллективов, обмен научной информацией, совместные научные исследования, реституция культурных ценностей и др.);
· Гуманитарные МО (безвозмездная помощь пострадавшим от войн и природных бедствий, организация лагерей беженцев и др.).
2. В зависимости от участников (субъектов) МО бывают:
· Межгосударственные (между главами государств, парламентами, правительствами различных стран и др.);
· Межпартийные (между политическими партиями различных стран, имеющими схожие политические программы);
· Между общественными организациями (профсоюзами, молодежными, экологическими и др.);
· Между политическими лидерами (монархами, президентами, председателями политических партий и др.);
· Между предприятиями различных стран в рамках торговли между ними, обмена опытом, поставок комплектующих, сырья и т.д.;
· Между отдельными городами-побратимами.
|
3. В зависимости от характера взаимодействий участников МО бывают:
· Стабильные – отношения между субъектами МО основаны на соблюдении заключенных ранее договоренностей, выполнении взаимных обязательств;
· Нестабильные - отношения между субъектами МО основаны на частичном или полном нарушении заключенных ранее договоренностей, невыполнении взаимных обязательств;
· Постоянные (отношения между соседними государствами, между странами, находящимися в рамках интеграционных союзов и др.);
· Временные (отношения между государствами в рамках отдельных договоренностей и контактов);
· Мирные - (отношения без применения военной силы);
· Военные – (отношения с применением вооруженных средств).
4. В зависимости от масштабов МО бывают:
· Глобальные МО –отношения между системами государств, определяющими мировой политический процесс в целом;
· Региональные отношения – отношения между государствами конкретных регионов мира (азиатского, европейского, североамериканского и т.д.);
· Двусторонние МО.
Для повторения вышеизложенного материала используйте следующую таблицу:
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |||||||||
v В зависимости от содержания МО | |||||||||
Экономичес-кие | Политичес-кие | Военно-стратегические | Культурные | Гуманитар-ные | |||||
v В зависимости от участников (субъектов) МО | |||||||||
Межгосу-дарствен-ные | Межпар-тийные | Между обществен-ными организа-циями | Между политичес-кими лидерами | Между предприя-тиями различных стран | Между отдельны-ми городами | ||||
v В зависимости от характера взаимодействий участников МО | |||||||||
Стабильные и нестабильные | Постоянные и временные | Мирные и военные | |||||||
v В зависимости от масштабов МО | |||||||||
Глобальные | Региональные | Двусторонние | |||||||
Основными субъектами международных отношений (участниками взаимодействия на международной арене) являются:
• Государства
• Международные организации
Государства как главные субъекты ( акторы) на международной арене исторически определились в рамках современной (Вестфальской) системы международных отношений, которая сложилась в XVII веке.
История формирования данной системы связана с завершением «тридцатилетней» войны (1618-1648) в Западной Европе, заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г, который санкционировал распад Священной Римской империи. Закончилось противостояние римской католической церкви и светских властей феодальных государств Западной Европы.
Необходимо иметь в виду следующие особенности Вестфальской международной системы:
· В данной системе отсутствует высший орган власти над государствами, на роль которого до 1648 г претендовала католическая церковь;
· Главный принцип Вестфальской системы МО – принцип национального государственного суверенитета.
Суверенитет как главное свойство государства - субъекта международных отношений означает:
• полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики;
• невмешательство государств во внутренние дела друг друга;
• равенство и независимость государств во взаимоотношениях друг с другом;
• нерушимость границ и территориальной целостности государств;
• отсутствие высшего арбитра над государствами.
СОВРЕМЕННАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (сложилась в 17 веке) |
Главный принцип данной системы – принцип национального государственного суверенитета
![]() |
![]() | ![]() | Невмешательство государств во внутренние дела друг друга |
![]() | ![]() | Отсутствие в данной системе высшего арбитра над государствами |
Вместе с тем необходимо помнить, что абсолютного суверенитета в отношениях между государствами реально не существует, т.к. страны отличаются по размерам территорий, населению, природным ресурсам, экономическому, научно-техническому, финансовому потенциалам. К тому же заключение договоров (двусторонних, многосторонних) между странами предполагает их отказ от части суверенитета.
Поэтому существует неофициальная международная стратификация государств (их фактическая иерархия по степени значимости в мире), которая выражается в следующих названиях государств:
· Великие державы. После второй мировой войны такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Российская федерация (до 25 декабря 1991 г. – СССР), США, Великобритания, Франция, Китай.
· Средние государства (Япония, Германия, Украина и др.)
· Малые государства (Беларусь, Израиль, Чехия, Греция и др.)
· Карликовые государства (Андора, Монако, Сан-Марино, Гибралтар и др.)
Международные организации как субъекты международных отношений условно делятся на два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные международные организации.
А) Межгосударственные (межправительственные) международные организации. Специфика данных организаций проявляется в том, что у них:
• имеются постоянно действующие органы управления;
• официально определяются их полномочия;
• регулярно происходят встречи участников (конференции, симпозиумы).
Основные функции межгосударственных организаций:
• выявление позиций участников;
• выработка способов разрешения возникающих проблем;
• формирование и реализация международных правовых норм.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет межгосударственная Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия стран, содействия безопасности, экономическому и социальному прогрессу всех народов (создана в 1945 году, в нее входят 195 стран.).
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений. К ним относятся:
• ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);
• МОТ (Международная организация труда);
• ЮНЕСКО (Организация по вопросам культуры и науки);
• МВФ (Международный валютный фонд – осуществляет предоставление кредитов странам);
• Международный суд;
• МАГАТЭ (Международная организация по атомной энергии – осуществляет контроль научных исследований в области ядерной физики, контроль в сфере строительства атомных электростанций в различных странах) и др.
Важную роль в международных отношениях играют региональные межгосударственные организации:
· ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (28 стран Западной Европы)
· ЕВРОПАРЛАМЕНТ (избирается прямыми выборами граждан государств – членов Евросоюза на 5 лет)
· ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ
· СНГ (Союз независимых государств – объединяет ряд постсоветских республик)
· ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности – входят страны: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) и др.
Существуют в мире организации экономического характера:
· ВТО (Всемирное торговое общество – для создания режима наибольшего благоприятствования в торговле участникам этой организации)
· Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана
· Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.
В ряду межгосударственных организаций особую роль играют профессиональные международные организации:
• Международная организация журналистов (МОЖ)
• Организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ – 1923 г.)
• Международный олимпийский комитет (МОК)
• Всемирный Совет церквей (ВСЦ)
• Международный красный крест (МКК) и др.
Б) Значительнуюроль в международных отношениях играют неправительственные международные организации, например:
• Религиозные организации (Экуменический совет церквей)
• Объединения ученых (Пагоушское движение)
• Профсоюзные (МФП)
• Правовые (Международная амнистия) и др.
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Государства | Международные организации |
Межправительственные организации | Неправительственные организации |
Отношения между государствами в современных условиях выстраиваются на основе следующих принципов:
· Принцип подчинения меньшинства большинству при принятии решений по обсуждаемым международным проблемам (применении военных или экономических санкций в отношении конкретных стран, оказании помощи странам и т.д.);
· Принцип консенсуса используется в том случае, когда обсуждаемая проблема не ставится на голосование, а решения принимаются только при согласии всех участников. Так, все решения Совета Безопасности ООН принимаются на основе консенсуса.
· Признание суверенитета государств (см. выше);
· Неприменение силы в международных отношениях, стремление решать проблемы путем переговоров, компромисса;
· Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом в рамках достигнутых ранее договоренностей.
Необходимо иметь в виду, что данные принципы являются идеальными правилами при выстраивании международных связей и решении конкретных проблем мировой политики. В реальных международных отношениях как в прошлом, так и в современных условиях эти принципы часто нарушаются со стороны отдельных субъектов этих отношений.
ПРИНЦИПЫМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
![]() |
![]() |
Признание суверенитета государств |
![]() |
Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом |
Большое значение для международных отношений имеет географическое положение конкретных стран – участников этих отношений. Поэтому внешняя политика любого государства имеет геополитический характер. Геополитику можно рассматривать, с одной стороны, как особую науку, изучающую зависимость внешней политики государств от их географического положения. Однако в рамках вышеназванной темы следует иметь в виду определение геополитики как особого вида деятельности государств.