Такое действие могут осуществлять те, кто имеет право законодательной инициативы. Подобным правомв различных странах обладают разные субъекты, но чаще всего это:
· Члены парламента (депутаты) – парламентская законодательная инициатива. Обычно требуется определенный минимум депутатов (10,15,20) для внесения проекта закона в парламент. В некоторых странах право законодательной инициативы в парламенте имеют только партийные фракции.
· Глава государства (президент или монарх) – президентская или королевская законодательная инициатива.
· Правительство – правительственная законодательная инициатива. Во многих странах именно правительство вносит большинство законопроектов для утверждения в парламент;
· Избиратели - народная законодательная инициатива). Для реализации такой инициативы требуется собрать определенное количество подписей избирателей под текстом законопроекта (В Республике Беларусь – 50 тыс.).
2. Обсуждение законопроекта в парламенте в комиссиях и на пленарных заседаниях (этапы обсуждения – чтения).Сначала законопроект обсуждается в профильных комиссиях а затем на пленарных (общих) заседаниях парламента.
3. Принятие законопроекта на пленарном заседании путем голосования.Члены парламента в разных странах голосуют по-разному: с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки, путем разделения депутатов (выхода в разные двери) и др. В некоторых парламентах допускается возможность для депутата в случае его отсутствия передать свое право голосовать другому члену парламента, которое подтверждается письменным образом.
4. Промульгация (подписание закона главой государства и опубликование его в официальном печатном органе). Глава государства имеет право не подписать закон, если он, по его мнению, не соответствует законодательству или сложившимся в обществе социально-экономическим реалиям, и возвратить его на доработку в парламент (право отлагательного вето).
5. Вступление закона в силу. Закон обычно вступает в силу после истечения срока, предусмотренного законодательством страны с момента опубликования. Это - несколько дней или несколько месяцев, если принимаются сложные законы (кодексы).
Для повторения вышеизложенного материала используйте следующие таблицы:
СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА |
Председатель парламента (спикер) Вице- председатели (вице-спикеры) –заместители председателя |
Профильные парламентские комиссии (комитеты) (осуществляют подготовительную работу по созданию и оценке поступающих в парламент законопроектов) |
Партийные фракции в парламенте -группы депутатов по партийной принадлежноси |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
![]() | |
Главная функция парламента – законотворческая |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
![]() |
1. Разработка законопроекта и внесение его в парламент |
2. Обсуждение законопроекта в профильной комиссии и на пленарных заседаниях |
3.Принятие законопроекта |
4. Промульгация |
Законодательная инициатива – право органа или лица, определенное Конституцией страны, вносить проект закона в парламент
![]() |
![]() |
Глава государства (президентская или королевская законодательная инициатива) | ![]() ![]() | Правительство(правительственная законодательная инициатива) |
Депутаты
![]() | ![]() | Избиратели в определенном количестве (народная законодательная инициатива) |
4. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ.