Лекция 3. Физическое развитие детей на современном этапе




В современных условиях физическое развитие детей характеризуется следующими параметрами.

72,5% учащихся начальных и средних московских школ имеют гармоничное (нормальное) физическое развитие. 16% детей имеют избыточную массу тела, 10% - дефицит массы тела и не более 1,5% детей имеют низкий рост.

Среди московских школьников у 75-95% уровень биологического развития соответствует возрасту. Уровень биологического развития, опережающий возраст, сочетается с избыточной массой тела у 5,5% мальчиков и 6,6% девочек. Примерно каждый десятый ребенок развивается более медленно, и его биологический возраст отстает от календарного.

В современных условиях в различных возрастных группах наметился четкий тренд увеличения числа детей с избыточной массой тела. При этом из группы мальчиков и девочек с нормальным физическим развитием 6-6,3% переходят в группу с избыточной массой тела, а у мальчиков и девочек, с имеющейся избыточной массой тела она сохраняется в динамике обучения.

Дефицит массы тела чаще встречается у девочек, при этом у 22,1% девочек, имеющих дефицит, он уменьшается, и они переходят в группу с нормальным физическим развитием.

Однако физиометрические показатели, и прежде всего мышечная сила и выносливость, по-прежнему ниже, чем у предыдущих поколений, и зачастую не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к детям системой обучения и воспитания, особенно в сфере физической культуры.

Так, по данным динамометрия мышечная сила правой кисти у мальчиков 8 лет в 1960 г. составила 12,8±0,2 кг, в 1982 г. - 15,6±0,3 кг, в 2003 г. - 6,54±0,2 кг, у девочек в 1960 г. - 10,4±0,2 кг, в 1982 г. - 13,3±0,2 кг, в 2003 г. - 5,45±0,16 кг. В 11 лет мышечная сила правой кисти у мальчиков в 1963 г. составила 21,6±0,3 кг, в 1985 г. - 20,5±0,4 кг, в 2006 г. - 14, 7±0,26 кг, у девочек в 1963 г. - 17,0±0,3 кг, в 1985 г. - 18,1±0,3 кг, в 2006 г. - 13,4±0,22 кг. В возрасте 15 лет данный показатель у мальчиков в 1967 г. составил 45,5±0,8 кг, в 1989 г. - 35,3±0,7 кг, в 2010 г. - 31,4±0,7 кг, у девочек в 1967 г. - 31,4±0,4 кг, в 1989 г. - 25,9±0,4 кг, в 2010 г. - 21,8±0,4 кг.

Установлены особенности формирования тела ребенка: изменились некоторые пропорции тела современных детей. Длина голени стала больше по сравнению с таковой у детей предшествующих поколений. Эти данные являются веским аргументом к пересмотру стандартов школьной мебели.

Таким образом, полученные данные в целом свидетельствуют о положительных сдвигах в физическом развитии детей Москвы, что, возможно, связано с изменениями социально-экономической ситуации в регионе.

Однако в связи со сложностью процессов роста и развития детей и их зависимостью от многих, в том числе и от социально-экономических, условий, в регионах страны отмечаются и другие явления. Для детей и подростков Владивостока характерна грацилизация телосложения - уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно окружности грудной клетки и размеров таза, что отрицательно сказывается на функционировании органов дыхания, а в последующем приводит к снижению уровня репродуктивного здоровья девушек.

Для детей и подростков Рязани, Новосибирска, Уфы по-прежнему характерны явления ретардации - отставание показателей физического развития детей по сравнению с их сверстниками предшествующих поколений.

В Нижнем Новгороде доля детей с нормальным развитием значительно ниже эталона и составляет 54,95%. С 1980 по 2005 г. зарегистрировано достоверное по большинству возрастно-половых групп снижение средних показателей динамометрии правой кисти. За последнее десятилетие для городских школьников характерно резкое снижение мышечной силы кистей рук (Богомолова Е.С., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г. и соавт., 2004, 2010).

Оценка физического развития детей и подростков является надежным и ранним показателем состояния здоровья ребенка. Об этом убедительно свидетельствуют результаты совместных исследований гигиенистов и иммунологов НИИ эпидемиологии и микробиологии РАМН связи физического развития и иммунного статуса детей.

Сопоставление показателей физического развития детей и их иммунного статуса позволило выявить определенную зависимость (табл. 2.10). При гармоничном и соответствующем календарному возрасту развитии детей изменения в иммунном статусе отсутствуют или слабо выражены примерно с одинаковой частотой (49,2 и 50,8% соответственно). При отставании или опережении в развитии и дисгармоничном статусе лишь у 36% детей отсутствуют изменения в иммунограммах, почти у половины детей имеются слабовыраженные изменения, а у каждого десятого отмечаются средневыраженные изменения.

Установлено, что чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммунограммах.

Эти данные убедительно свидетельствуют о важном прогностическом значении определения уровня физического развития. На тесную взаимосвязь состояния здоровья детей и их физического развития указывают и более ранние исследования, выполненные на нашей кафедре.

Нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

Индивидуальная оценка физического развития детей по комплексной схеме позволяет выделить 3 группы риска (табл. 2.11). Тактика работы с детьми этих групп риска различна.

К первой группе риска относятся дети с нарушением сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризующиеся дисгармоничностью морфологического статуса вследствие дефицита массы тела. Среди детей с нарушением сроков возрастного развития отклонения в здоровье отмечаются в 1/3 случаев, при дефиците массы тела - в половине случаев. Доминирующими являются заболевания носоглотки. Дети этой группы нуждаются в консультации специалистов (оториноларинголог, эндокринолог) и проведении соответствующих оздоровительных мероприятий.

Во вторую группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста паспортному, но имеющие дисгармоничность развития вследствие избытка массы тела. У значительной части детей с дефицитом массы тела обнаруживаются хронические заболевания: тонзиллит, ревматизм, хроническая пневмония и др.; функциональные отклонения - астенический синдром, нарушения опорно-двигательного аппарата и др. У детей с избытком массы тела нарушения здоровья отмечены в 90% случаев (различные функциональные отклонения, начальные формы ожирения и др.). Такие дети нуждаются в углубленном обследовании и диспансерном наблюдении.

К третьей группе риска относятся все дети с резким дисгармоничным физическим развитием, как при соответствии биологического уровня развития паспортному возрасту, так и при его нарушении. Практически все дети этой группы имеют хронические заболевания разной этиологии и нуждаются в амбулаторном или стационарном лечении.

Эти данные убедительно свидетельствуют о том, что физическое развитие служит важным показателем здоровья детей и подростков.

Уровень биологического развития и состояние здоровья ребенка определяют готовность его к выполнению биологических и социальных функций, работоспособность, успеваемость.

Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Именно поэтому, проводя оценку физического развития, необходимо учитывать уровень биологической зрелости и гармоничность морфофункционального статуса детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: